Декоративное золочение своими руками. Как отличить фальшивое (поддельное) золото Металл похожий на золото как называется

В настоящее время сложно кого-либо удивить поддельным товаром. Подделывают абсолютно все — от продуктов питания до денег, ювелирных изделий и произведений искусства. И именно поддельные ювелирные изделия обходятся покупателям наиболее дорого. Согласно усредненным статистическим данным, в российских ювелирных магазинах имитация старого драгоценного металла — золота — уже достигает половины от общего числа представленных изделий. А имитация старого изделия из золота будет однозначно стоить дороже, чем поддельная новомодная бижутерия. Как же купить настоящее изделие из старого золота, а не дешевый сплав, похожий на благородный металл?

Чтобы понимать, как отличить материал, похожий на золото, от настоящего драгоценного металла, необходимо знать, какие сплавы способны имитировать внешний вид старого золота. Если вам не повезет, вы можете купить какой-то из следующих сплавов:

  1. Алюминиевая бронза. Является сплавом золотисто-желтого оттенка. Прекрасно имитирует золото. Примерно 90% такого сплава приходится на медь, оставшаяся часть — на алюминий.
  2. Батбронза. Тоже имеет красивый золотисто-желтый оттенок. Обычно применяется для изготовления различных художественных изделий. Недобросовестные продавцы могут выдавать его доверчивым покупателям за драгоценный металл.
  3. Батметалл. В некоторых странах из него изготавливается столовая посуда. Этот сплав неплохо имитирует золото.
  4. Бельгика. Этот сплав больше похож на платину. Включает в свой состав железо, никель и хром. На драгоценный металл нет и намека.
  5. Вермей — серебро, обрабатываемое огнем. В процессе обработки металл становится похожим на золото. Но платить за серебро столько, сколько стоит золото, не лучший вариант.
  6. Гамельтонметалл — это сплав из цинка и меди. Имеет красивый золотисто-желтый оттенок. Применяется для золочения разнообразных изделий.
  7. Голдин. Он является сплавом алюминия и меди. В некоторых странах из него изготавливаются бюджетные украшения. Металл хоть и красивый, но с золотом у него нет ничего общего, кроме внешнего вида.

  1. Дюраметалл. В состав этого сплава входят алюминий, медь и цинк. Ингредиенты смешиваются в определенных пропорциях и подвергаются специальной обработке. Конечное изделие имеет красивый золотисто-бронзовый оттенок. Но это опять-таки не золото.
  2. Золотая фольга. Эти очень тонкие листы применяются для золочения разнообразных деревянных и металлических изделий, а также в других сферах.
  3. Musiv — это сульфидное олово с привлекательным золотым блеском. Используется, как правило, для золочения. Единственным его преимуществом является то, что со временем материал не чернеет.
  4. Мангеймское золото. Оно является сплавом цинка, меди и олова. Имеет окраску «под золото».
  5. Мозаичное золото. Этот сплав состоит из цинка и меди. Имеет оригинальный оттенок самородного золота.
  6. Накладное золото — сплав из меди со слоем драгоценного металла.
  7. Орайде. Этот сплав состоит из цинка, меди и олова. Иногда добавляется железо. Применяется для литья недорогих ювелирных изделий.
  8. Пинчбек, который представляет собой сплав цинка и меди. Используется для производства бюджетной бижутерии. Недобросовестными торговцами выдается за золото.
  9. Платинор — сплав из серебра, меди, никеля, цинка и платины. Процент драгоценных металлов настолько мал, что недобросовестные продавцы остаются в большом выигрыше, выдавая такие изделия за настоящее золото.
  10. Симилор. В составе этого сплава присутствуют цинк, медь и олово. Обычно изделия покрываются позолотой.
  11. Томпак — один из сплавов, наиболее часто выдаваемых за золото. В его составе присутствуют цинк и медь. Имеет красивый оттенок. Благодаря меди является устойчивым к воздействию коррозии.
  12. Электрон. Он содержит серебро и золото. В античные времена сплав применялся для изготовления монет.

Значение ювелирной пробы

Важно учитывать, что даже наличие пробы вовсе не является гарантией того, что вы покупаете драгоценный металл. Если с российскими маркировками покупателю все еще немного понятно (обычно это цифры рядом с женским профилем или звездой и серпом с молотом), то с пробами по зарубежным стандартам все гораздо сложнее.

И знание того, что золото в 14 каратов соответствует «отечественной» 585-й пробе, а изделие из 18-каратного материала можно расценивать как 750-ю пробу, в деле практически не помогает. Пробы пробами, но никто не застрахован от покупки цепочки, у которой в лучшем случае половина сделана из драгоценного металла, а оставшаяся часть — из разного рода сплавов.

Проверить на подлинность очень сложно. Реагирует далеко не каждый ювелирный детектор. Отправляясь в магазин за покупкой золотого изделия, возьмите с собой какое-нибудь украшение из этого же материала. Бросьте свое и присматриваемое изделие на витрину и сравните издаваемый звук. Если звуки похожи, вам, скорее всего, удалось найти настоящее золото.

Можно применить и психологические методы. Попробуйте немного «поковырять» поверхность присматриваемого изделия, чтобы консультант это видел. Ничего страшного вы изделию не сделаете, но из реакции продавца можно будет понять очень многое.

Оценка качества ювелирных изделий

Проверка качества ювелирной продукции в России относится к полномочиям Государственной пробирной палаты. Теоретически изделия с ее пробой являются настоящим золотом. Однако на практике все куда запутаннее. Проблема в том, что в большинстве своем ювелирные изделия проверяются поверхностно. Как правило, анализируется лишь слой покрытия, соскобленного с поверхности ювелирного изделия. Таким образом, печать свидетельствует лишь о том, что верхний слой ювелирного украшения в действительности сделан из золота. Но что под этим слоем — уже загадка.

Знающий пользователь может возразить, что драгоценные изделия разрезаются, после чего срез подвергается подробному химическому анализу. Да, подвергается. Но подобную проверку проходит только одно изделие на выбор из целой партии однотипной продукции. Так что если проверенный образец сделан из золота, а остальные изделия изготовлены из непонятных сплавов, пробирная палата за это уже не отвечает.

Важно учитывать и то, что лишь примерно половина изделий в стране в настоящее время имеет соответствующую маркировку. Если учитывать специфику деятельности упоминавшейся пробирной палаты, то можно прийти к такому неутешительному выводу, что качественных ювелирных украшений в продаже еще меньше.

И ничего удивительного в этом нет. Подделывать ювелирные украшения очень выгодно. Они имеют небольшой размер и продаются по высокой цене, если пересчитать на единицу объема. Контрабандистам очень удобно работать с такой продукцией. Их изготовление не требует наличия больших производственных помещений. Да и сложные технологические операции, как правило, тоже не требуются. Так что теневой ювелирный бизнес развивается и процветает. Поэтому к покупке нужно тщательно готовиться.

Научившись выполнять золочение в домашних условиях, что не так сложно, как может показаться на первый взгляд, вы сможете вернуть вторую жизнь любимым украшениям из меди и серебра. Изделия, изготовленные из золота, уже на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью как у женщин, так и у мужчин. Чтобы обладать такими изделиями без серьезных затрат на их приобретение, достаточно овладеть технологией золочения.

На изделия из каких металлов можно наносить слой позолоты

Наиболее распространенным процессом является золочение серебра, но золотое покрытие можно наносить и на поверхность других металлов. Так, позолота может быть нанесена на и цинка, а также из железа и стали и др.

На вопрос о том, как позолотить металл в домашних условиях, однозначного ответа не существует. Все зависит от того, изделия из какого металла необходимо подвергнуть такой обработке. На выбор технологии золочения, осуществляемого в домашних условиях, влияет также результат, которого необходимо добиться.

Для золочения металла могут использоваться разные методы, наиболее распространенными из которых являются:

  • натирание поверхности изделия раствором хлорного золота;
  • золочение, выполняемое погружением изделия в раствор с цинковым контактом;
  • гальваническое золочение.

Каждый из таких методов золочения, выполняемого в домашних условиях, требует использования определенных химических реактивов, инструментов и оборудования.

Приготовление и использование хлорного золота

Чтобы покрыть слоем позолоты металл, часто используют раствор, называемый хлорным золотом. Для приготовления такого раствора золото растворяют в «царской водке», представляющей собой смесь соляной и азотной кислот. Соляную и азотную кислоты берут в пропорции 3: 1. Золото помещают в этот состав, а затем выпаривают жидкость. Выполнять процедуру выпаривания жидкости из такого раствора следует очень аккуратно, чтобы не получить ожоги кожных покровов и дыхательных путей. Сухое вещество, оставшееся после выпаривания, как раз и является хлорным золотом.

Перед тем как применять хлорное золото для позолоты, его необходимо смешать с раствором цианистого калия и отмученным мелом, в результате чего должна получиться кашицеобразная масса. Такой кашицей, используя кисточку, покрывают изделие, после чего его выдерживают некоторое время, а затем тщательно промывают и полируют.

Для золочения стали хлорное золото смешивают с эфиром. Покрытое таким составом изделие оставляют на некоторое время, пока эфир полностью не испарится, а затем обработанную поверхность просто натирают тканью для придания золотого блеска.

Используя хлорное золото, предварительно смешанное с эфиром, на металлический предмет можно наносить различные надписи и узоры. Для того чтобы провести такую процедуру, в полученный раствор окунают гусиное перо и выполняют требуемые надписи и узоры, которые после испарения эфира и полировки будут сверкать золотым блеском.

Как уже говорилось выше, золотое напыление часто наносят на серебро, для чего также может использоваться хлорное золото. Чтобы выполнить химическое золочение изделий из данного металла, необходимо приготовить смесь, включающую в себя следующие компоненты:

  • хлорное золото – 10 граммов;
  • цианистый калий – 30 граммов;
  • поваренную соль – 20 граммов;
  • соду – 20 граммов;
  • воду – 1,5 л.

Химическое золочение, которому необходимо подвергнуть серебро, можно также выполнять с использованием смеси из:

  • хлорного золота – 7 граммов;
  • железистосинеродистого калия – 30 граммов;
  • карбоната калия – 30 граммов;
  • пищевой соли – 30 граммов;
  • воды – 1 л.

Саму процедуру напыления слоя золота на поверхность металла при использовании химических растворов выполняют в следующей последовательности.

  1. Обрабатываемое изделие предварительно прокаливают.
  2. Поверхность предмета протравливают сначала раствором серной кислоты, а затем азотной кислотой.
  3. Протравленное изделие на мгновение опускают в смесь, состоящую из серной, азотной и соляной кислот.
  4. После обработки в смеси кислот изделие ополаскивают водой, затем погружают в ртуть и наконец в воду, где его выдерживают 30 секунд.
  5. После емкости с водой изделие помещают в раствор для золочения, выдерживают требуемое время, затем промывают водой и сушат в древесных опилках.

Применение цинкового контакта

Чтобы получить более толстый позолоченный слой, используют цинковый контакт. Таким методом можно, например, покрыть слоем золота серебро. Для золочения готовят состав из таких компонентов, как:

  • хлорное золото – 15 граммов;
  • углекалиевая соль – 65 граммов;
  • желтая кровяная соль – 65 граммов;
  • пищевая соль – 65 граммов;
  • вода – 2 л.

Изделия, изготовленные из меди и латуни, покрываются под золото в растворе следующего состава:

  • хлорное золото – 2 грамма;
  • едкий калий – 6 граммов;
  • цианистый калий – 32 грамма;
  • фосфорнонатриевая соль – 10 граммов;
  • вода – 2 л.

Предметы, на поверхность которых необходимо нанести слой позолоты, тщательно очищаются от грязи и жира, затем их помещают в предварительно нагретый состав для золочения. Уже находящиеся там изделия соединяют с цинковой палочкой, которая и выступает в качестве контакта.

Чтобы позолота, нанесенная на поверхность изделий из стали, цинка и олова, была качественной и отличалась хорошей адгезией, перед золочением их необходимо подвергнуть процедуре омеднения.

Гальванический метод нанесения позолоты

Наиболее прочный и качественный слой позолоты позволяет получить гальваническое покрытие золотом, выполняемое в специальных электролитических растворах. Такая технология золочения очень напоминает цинкование, так как для ее реализации используются гальваника и аналогичные электрохимические процессы.

В зависимости от химического состава раствора, в котором выполняется гальванизация, сформированная позолота может иметь красноватый или светло-желтый оттенок. В основном золочение изделий из металла по данной технологии выполняют в растворах двух типов.

Электролиты для золочения первого типа готовят в следующей последовательности.

  1. В 700 миллилитрах воды растворяют 60 граммов фосфорнокислого натрия.
  2. В 150 миллилитрах воды разводят 2,5 грамма хлорного золота.
  3. В других 150 миллилитрах воды растворяют 1 грамм цианистого калия и 10 граммов двусернистокислого натрия.
  4. Сначала аккуратно смешивают два первых раствора, а затем в полученную смесь добавляют третий.

Чтобы позолотить серебро или любой другой металл таким методом, приготовленный состав доводят до температуры 50–62° и используют для протекания процесса платиновый анод. После истощения такого электролита для золочения в него добавляют хлорное золото.

Второй тип электролита для золочения носит название «золотая ванна Зельми». В таком растворе золотят серебро, сталь, изделия из олова, меди, латуни, христофлевого металла. Приготовление этого электролита для золочения происходит в несколько этапов.

  • В фарфоровой емкости доводят до кипения 30 миллилитров воды, смешанные с кристаллическим углекислым натрием и железистосинеродистым калием (взятых по 1 грамму).
  • В полученный раствор добавляют осажденное аммиаком гремучее золото и кипятят в течение двенадцати минут.
  • После образования красного пушистого осадка полученную жидкость, которая должна иметь насыщенный золотистый цвет, фильтруют.


Хотя золото добывается в наше время в больших количествах, но в ювелирной промышленности нередко, на вполне законных основаниях, часто используют сплавы из разных металлов, которые невооруженным глазом от золота не отличишь. Однако, это привело к возникновению подделок под золото, чем нередко пользуются махинаторы и нечестные на руку бизнесмены.

Тайны трансмутации.

Во все века ученые, не только химики, но и физики, также как и средневековые алхимики, бились над вопросом, а возможно ли вообще научным путем получить другой металл, похожий на золото? Атомщики доказали, что на атомарном уровне один металл может приобрести свойства другого путем трансмутациихимическихэлементов, находящихся рядом в таблице Менделеева (например, ртуть и платина могут в результате реакции перейти в устойчивое золото).

Кстати, это один из самых первых и надежных способов получить золото из металла. Еще в средние века так жульничали алхимики перед королями и императорами. В ртути растворялся золотой порошок, потом ртуть выпаривалась и оставался золотой слиточек.

Все иные способы получить золото при помощи манипуляций с разными металлами (железом, оловом, свинцом) могут привести лишь к получению сплава, имеющего небольшую примесь золота. Чаще всего именно этого и добиваются мошенники, основная задача которых сделать подделку как можно более качественной.

Какой-то ученый даже в шутку подвел «научную» базу под похожесть бронзы на золото. Он сказал, что если сложить заряды ядер компонентов сплава (29 у меди и 50 у олова), то непременно получится «золото».

Однако, для того чтобы не попасть впросак при покупке настоящих золотых украшений, желательно знать какие сплавы образуют металл, похожий на золото. Хотя даже специалисты не всегда могут отличить подделку, особенно, если действительно в сплав добавлено золото. В таком случае говорят, что это золото очень низкой пробы.

Не все то золото, что блестит.

Итак, для получения металлов с золотым отливом, чаще всего используют сплавы меди, цинка, олова, иногда алюминия, серебра.

Ближе всего к оригиналу сплав под названием «Нюренбергское золото», где в составе соединены золото и серебро в пропорции 50х50.

К сплавам, полученным из меди, цинка и олова, взятых в различных пропорциях, принадлежат «Мангеймское золото», «золото Тальми» (84,4% : 12,2% : 1,7%), отличающееся необычайной стойкостью к коррозии; «симилор» (83,7: 9,3: 7); «орайде» (80: 15: 5). Все они имеют золотой блеск идентичный натуральному.

«Американское золото» отливают из меди (100 г) в которую добавлены: нашатырь (3,6 г), известь (1,8 г), винный камень (9 г) и магнезия (6 г). Чтобы получить «Французское золото» эту смесь плавят в течение часа, добавив дополнительно зерненный цинк (17 г). Эти сплавы отличить от золота можно только по удельному весу.

Из сплавов меди и цинка делают томпак и пинчбек (английское золото), соотношение частей меди и цинка практически одинаковое (9:1 или 8,3:1,7). Оба сплава имеют очень красивый золотой цвет, устойчивы к коррозии и служат для изготовления бижутерии, окладов для икон, других украшений. К этой группе также относится мозаичное золото (66:34), которое по цвету больше похоже на самородное.

Из меди и алюминия (90:10) получают алюминиевую бронзу - «ауфор». Бериллиевая бронза носит название «рандоль» (популярна в тюрьмах, где идет на зубные коронки).

С применением железа, цинка и меди делают «Сплав Айха» (1,8г: 38г: 60г). Также популярно изготовление сусального золота и металла Гамильтона, которые применяются для золочения. А латунь носит название принц-металл.

Грезы о золоте Креза.

Кроме сплавов различных металлов, полученных рукотворным способом, которые имитируют цвет золота, в природе встречаются минералы, издали пленяющие взгляд своим блеском. За ярко-золотистые блики народ обозвал «кошачьим золотом» кристаллы слюды, а куски пирита можно спутать с золотыми самородками из-за его приглушенного латунного блеска. Искрится золотым песком авантюрин. По всей вероятности, большая часть несметных богатств короля Креза, о которых слагали легенды, состояла из кристаллов пирита.

Не дают покоя старинные рецепты алхимиков и сегодняшним ученым. Так, в конце пошлого столетия канадские химики сумели получить кристаллы под цвет золота из… ртути (арсенофторид ртути)!

И древние алхимики порой совершали такие «чудеса», которые не могли разгадать на протяжении нескольких тысячелетий. Например, тайну медальона, который монах Венцель Зейлер еще в 1667 году на виду у императорской семьи превратил из серебряного в золотой и преподнес императору Леопольду I.

Тайна медальона.

250 лет бились над разгадкой этой тайны лучшие венские химики. С медали, которая и до сих пор хранится в Музее Истории искусства, многократно брали соскобы. Но все они показывали наличие золота, и цвет был вполне соответствующий. Причем часть медали, которую монах держал пальцами, осталась серебряной.

Последний эксперимент, поставивший точку в этой истории, был проделан в прошлом столетии. Посредством микроанализа было установлено, что медальон сделан из сплава серебра с золотом и медью (43:48:7), с небольшим добавлением железа, олова и цинка. А цвет металл поменял в результате реакции с 50% раствором азотной кислоты. Сегодня этот процесс активно используют современные ювелиры под названием «желтое кипячение».

Существуют два вида золочения:

  1. масляное (на лаковой основе, матовое золочение). Масляное золочение считается наиболее устойчивым к воздействию влаги и атмосферных явлений, и применяется как при работах в помещениях, так и при наружных работах. Масляное золочение - относительно простой и удобный способ золочения. Оно применяется на почти любой поверхности - на металле, стекле, пластмассе, камне и др. При масляном золочении получится матовая поверхность, и нельзя достичь такого блеска, как при клеевом золочении.
  2. клеевое (на водно-клеевой основе, полиментное, водное, водяное, глянцевое). Больше подходит для древесины, полиуретана и др. При полиментном золочении достигается максимальный блеск. Этот способ золочения используют только для внутренних работ. Современная техника водного золочения практически не изменилась, и сегодня этот способ используют, как в древности.

Для начинающих позолотчиков сегодня существуют облегченные способы золочения. Для этого предназначены различные готовые клеи (морданы), которые только нужно нанести на изолированную основу перед накладыванием самого сусального золота.

Морданы для потали бывают на разной основе: водной, спиртовой или масляной. Водные морданы быстро сохнут и почти не пахнут. Спиртовые морданы, в отличие от водных, хорошо ложатся на водоотталкивающие поверхности с низкой адгезией (сцеплением), например, на стекло, керамику. Водные и спиртовые морданы подходят только для внутренних работ, а вот "масляный мордан" можно использовать и для внешних работ.

От выбранного способа нанесения сусального золота (или потали) зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов.

Для работы в технике «золочение» вам могут понадобиться следующие инструменты:

  1. Кожаная подушка - это незаменимый инструмент для работы с сусальным золотом или поталью, которая используется для разрезания листиков потали на кусочки меньшего размера.
  2. Нож для золочения используется для разделения листика потали или сусального золота на части. К лезвию ножа в процессе работы не следует прикасаться пальцами. Если, тем не менее, это произошло, необходимо обезжирить лезвие спиртом. Лезвие ножа должно быть достаточно острым, однако не настолько острым, чтобы повредить кожаную подушку, на которой вы работаете. Для заточки в процессе работы пользуйтесь шкуркой. Лезвие не должно иметь зазубрин, поэтому не касайтесь этим ножом металлических частей. Этот инструмент также полезен для переноса листика потали или сусального золота на кожаную подушку в процессе работы.
  3. Плоская кисть лампензель сделана из мягкого натурального ворса или синтетических волокон и используется для переноса частей потали или сусального золота с кожаной подушки на поверхность, предназначенную для золочения.
  4. Агатовый зубец предназначен для разглаживания золота после его нанесения и придания ему изначального блеска. Применяется в технике левкаса. Он представляет собой ручку с наконечником из камня агата с очень гладкой поверхностью. После полирования агатовым зубцом поверхность потали становится глянцевой. Агат бывает разной формы для использования на самых разнообразных поверхностях.
  5. Стальная шерсть. Состоит из волокон очень тонкой стальной проволоки. «Стальная шерсть» используется для полировки различных поверхностей (дерево, гипс, металл, камень и т.д.) и во многих реставрационных отделочных работах. Идеально для удаления волосинок, которые образуется при обработке некоторых видов древесины после шлифования. В основном «стальная шерсть» используется для очень тонкой работы по очистке и полировке поверхности, чтобы получить идеальную поверхность для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия.

Рассмотрим основные этапы золочения при работе с поталью: подготовку поверхности, момент наложения потали, процесс состаривания золотого покрытия, фиксацию результата.

1. Подготовка поверхности. Для получения ровного золочения, поверхность должна быть очищена от грязи и ржавчины, там, где это нужно, загрунтована (особенно это актуально для дерева и металла). Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.

2. Нанесение клея. Клеевой способ (или его еще называют "золочение на левкасе") является классическим, и наиболее трудоемким. Нужно на отшлифованную поверхность нанести грунт, затем приготовить и нанести болюс (полимент), затем приготовить и нанести левкас, и только после этого накладывать сусальное золото. Традиционно при клеевом золочении получается глянцевое (блестящее) покрытие. Существует также масляное золочение (при помощи специальных лаков - левкаса, мордана, микстьена). Оно несколько проще, но покрытие получается матовым. Нанесенный клей должен быть выдержан в течение времени, указанного в инструкции и после этого можно наносить поталь.

3. Нанесение потали. Нужную форму из потали вырезают на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. На поверхность лист переносится специальной кистью (лампензелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания. В некоторых случаях (к примеру, при золочении металла) после накладки золото прижимают, затем полируют тампоном из ваты.

4. Обработка золоченой поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12ч.) полируют агатовым зубком (клеевой способ), чтобы лист ровно пристал к поверхности. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности - стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно.

Готовую позолоченную поверхность можно «приглушить», придав более теплый оттенок и старинный вид. Для этого можно использовать битумный лак или воск.

Для фиксации результата готовую работу необходимо покрыть как минимум двумя слоями лака. Эту функцию выполняют шеллак, лак-мекка, абразивостойкий защитный лак. Шеллак придает изделию золотисто-коричневый фон, лак-мекка может быть цвета золота или бесцветным.

Существуют самородные «близнецы» золота, не менее благородные, чем оно само. Таков, например, электрон — смесь золота и серебра или поликсен — природная платина с примесью различных соединений, которые придают ей золотистый оттенок. Из этих сплавов изготавливали античные монеты, а в современном мире их используют для создания ювелирных изделий.

Казалось бы, зачем изобретать то, что и так можно найти в природе? По химической стойкости и великолепному внешнему виду по природные «имитации» не уступают настоящему золоту. Однако при этом они не уступают солнечному металлу и в цене. Изобретательность, так же как и жадность, всегда были присущи человеку, поэтому во все века люди искали другие, более дешевые способы для имитации золота. Сегодня их существует предостаточно.

Древнейший из составов для имитации золота — латунь, медно-цинковый сплав. Несмотря на то, что цинк как таковой открыли довольно поздно, латунь была известна еще древним римлянам. В древнем мире ее получали, добавляя в медь галмей, то есть цинковую руду с незначительными примесями олова, никеля, свинца, марганца, железа.

В XIX веке, с открытием цинка, латунь была как бы заново изобретена, и именно тогда ее начали широко использовать при имитации золота. Тонкие листки мягкой латуни (с содержанием меди около 60%), применяемые для такой имитации, получили название мозаичное золото, гамельтонметалл и томпак.

Еще несколько имен латунь получила в честь своего «первооткрывателя», англичанина Христофора Пинчбека — пинчбек или английское золото. Эти названия относятся к сплавам с содержанием меди более 80%, из которых делают «золотые» украшения и оклады.

Почти одновременно с английским золотом появилось золото французское — сплав меди и цинка с добавлением олова (83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова). Разные по пропорциям варианты этого сплава называли также симилором, орайде или мангеймским золотом. Все они служили для имитации золота при изготовлении поддельных украшений.

Наконец, в изобретении различных имитаций золота отличилась и Германия. Здесь были созданы золотистые сплавы с добавлением алюминия: коричневатый сплав меди, цинка и алюминия, получивший название дюраметалл и голдин — золотисто-желтая «алюминиевая бронза», состоящая из 90% меди и 10% алюминия.

Тончайшую фольгу для позолотных работ, все чаще стали заменять листками других металлов, а то и просто золотой краской на основе сульфида олова. Такие покрытия называли сусальным или муссивным золотом. Современные мастера, чтобы не путаться в терминах, именуют сусальным золотом только сам благородный металл, а покрытия, созданные для его имитации, обозначают словом «поталь».

Загрузка...
Top