- (от греч. ergon работа и nomos закон) область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек техника… … Большая психологическая энциклопедия
Научно прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при … Финансовый словарь
Эргономия (от греческого ergon работа и nomos закон * a. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), изучение взаимодействия человека и техники в системе человек машина (СЧМ) для оптимизации трудовых… … Геологическая энциклопедия
- [Словарь иностранных слов русского языка
Наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях оптимизации орудий,условий и процессов труда. Военная эргономика исследует возможности боевой деятельности человека в системах военного назначения… … Морской словарь
- (от греч. ergon работа и nomos закон) отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики системы … Большой Энциклопедический словарь
Сущ., кол во синонимов: 5 макроэргономика (1) мидиэргономика (1) ми … Словарь синонимов
- (от греч. ergon работа и nomos закон) англ. ergonomics; нем. Ergonomik. Комплексное изучение функциональных возможностей индивида (или группы людей) в конкретных условиях деятельности, связанной с использованием технических средств, в целях… … Энциклопедия социологии
Эргономия (от греч. ergon работа и nomos закон) наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность … Экономический словарь
ЭРГОНОМИКА - (от греч. ergon – работа + nomos закон). Комплексная научная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биохимии, биомеханики и ряда других наук и изучающая условия труда человека с целью его оптимизации.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЭРГОНОМИКА - (от греч. érgon работа; nômos закон) отрасль науки, изучающая человека в производственной деятельности с целью совершенствования средств труда и условий труда. В состав Э. включают прикладные разделы инженерной психологии, психологии, физиологии… … Российская энциклопедия по охране труда
Книги
- Эргономика
- Эргономика , А.А. Крылов. Предлагаемый учебник отличается от уже существующих тем, что в нем внимание студентов акцентируется на психологических задачах конструктора-разработчика, специалиста по гигиене и физиологии…
Эргономика – это научная дисциплина, она комплексно изучает возможности деятельности человека. Предметом эргономики является изучение закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническими средствами, предметом деятельности и средой, где происходит трудовой процесс.
Цель эргономики – повышение эффективности взаимодействия в системе «человек – машина - предмет деятельности - среда обитания»; при этом основной задачей является сохранение здоровья человека и создание условий для развития его личности. Система – это сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных единой целью. Чаще всего в эргономике идет речь о системе «человек – машина – среда». Например, система взаимодействия людей в производственном или творческом коллективе.
Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки – обучения, тренировки, адаптации.
Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно – композиционных решений системы в целом и отдельных ее компонентов. Эргономика органически связана с дизайном, так как одна из целей дизайна – формирование гармоничной предметной среды. При этом отрабатываются не только внешний вид предметов, но и структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство. Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественно – научную основу дизайна. Учет человеческих факторов – обязательная компонента процесса дизайнерского проектирования.
Эргодизайн как сфера деятельности . В последнее десятилетие ХХ века за рубежом и в нашей стране употребляется понятие «Эргодизайн » для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что порой установить границы между ними просто невозможно. Эргономический подход к решению задач оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов.
Социально-психологические факторы – предполагают соответствие оборудования, конструкции машины и организацию рабочих мест характеру группового взаимодействия. Эти факторы также обеспечивают межличностные отношения при совместном управлении объектом.
Антропометрические факторы – обеспечивают соответствие характера и формы изделий анатомической пластике человеческого тела.
Психологические факторы – участвуют в развитии особенностей восприятия, памяти, мышления, закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Психофизиологические факторы – обеспечивают условия визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Физиологические факторы – обеспечивают соответствие оборудования силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека.
Гигиенические факторы – включают в себя требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений. В том числе к гигиеническим факторам относятся радиация, ультразвук, вибрация, гравитационная перегрузка, ускорение, фоновые шумы.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите примеры комплексных объектов, знакомых Вам по окружающей среде.
2. Почему деятельность дизайнера имеет социальную направленность?
3. Какие факторы эргономики должен учитывать дизайнер, проектируя:
а) студию для занятий лепкой;
б) мастерскую для занятий конструированием одежды;
в) выставку студенческих работ?
Ключевые слова и понятия
Эргодизайн, эргономические требования (факторы), эргономические свойства, оптимальное решение, антропометрия, антропометрические требования, статические признаки тела человека, динамические признаки тела человека, перцентиль, факторы окружающей среды, методы эргономических исследований, соматография, соматографические и макетные методы, экспериментальные макетные методы, объемные антропоманекены.
Лекция 7.
Предмет эргономика (2 лекции, лекция 1-я).
Введение в эргономику. Структура эргономики, основные понятия
эргономики Цель и задачи эргономики.
Введение
Эргоно́мика (от др.-греч. ἔ ργον - работа и νόμος - «закон») - в традиционном понимании - наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.
Более широкое определение эргономики, принятое в 2010 году Международной Ассоциацией Эргономики (IEA (англ.), звучит так: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы»
Термин в написании "ergonomia" (эргономия) впервые был использован польским ученым Войцехом Ястшембовским в 1857 году в его работе "План эргономики, т.е. науки, основанной на истинах, взятых из естественных наук" (польск. "Rys ergonomji czyli nauki o pracy, opartej na prawdach poczerpniętych z Nauki Przyrody").
Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР, Великобритании, США и Японии.
Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества . В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология» , в США раньше имелось собственное наименование - исследование человеческих факторов, а в ФРГ - антропотехника , но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.
В 1986 году профессором А. Е. Аствацатуровым был введён термин «инженерная эргономика », а также его методы и методологическая основа.
Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности.
Возникновение эргономики обусловлено бурными темпами научно - технического прогресса и возрастанием роли человеческого фактора в общественном производстве. Внедрение мощных современных машин, автоматизация и механизация труда, роботизация и компьютеризация остро ставят вопросы о взаимоотношениях человека и техники.
В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Об этом свидетельствуют постоянно происходящие техногенные аварии на различных электростанциях, крупнейших химических заводах, крушения поездов, столкновения судов и падения самолетов . К сожалению, этот печальный перечень продолжается.
Анализ перечисленных событий показывает, что во многих случаях, кроме явных ошибок людей, в конструкциях технических средств и систем управления недостаточно учитывались психологические, физиологические и другие особенности и возможности человека. Поэтому события продолжаются. Это связано с тем, что остаются плохо исследованными системы, в которых эти нарушения возможны, и причины, приводящие к возникновению ошибок при взаимодействии человека и техники.
Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.
Возникновение и тенденции развития эргономики
Основной и определяющей силой поступательного развития общества является труд, материальное производство. В процессе труда человек целенаправленно перерабатывает материалы, энергию и информацию, совершенствует свои навыки к труду, свой производственный опыт, свое умение овладевать силами природы, развивает свои природные способности, мозг и органы чувств.
Использование орудий труда (наряду с общением и речью) является важнейшим фактором развития человека и общества. При создании орудий труда с давних пор учитывались те или иные свойства и возможности человека, использовался накопленный опыт. Поэтому эргономические вопросы решались эмпирическим путём.
Только в условиях капиталистического производства (особенно в связи с внедрением машинного производства) эта эмпирическая система стала проявлять признаки несоответствия потребностям. Возникла объективная потребность применения научного подхода к процессу труда.
Научное изучение трудовой деятельности связывают с именем основателя школы научного менеджмента американского инженера Фредерика Уинсенд Тейлора (1856–1915) и его учеников – супругов Фрэнка (1868–1924) и Лилиан Гилберт (1878-1972).
В результате их исследований была создана и внедрена в производство концепция инженерного проектирования методов работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или как приложение к ней. На правах исходной определенности бралась машина в её механических свойствах, а человек в такой системе рассматривался тоже по механическим способностям и возможностям. В таком подходе выхолащивается интеллектуальное содержание труда , так как в машине этому содержанию неоткуда появиться.
Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учета психологической стороны процесса труда. Поэтому были исследованы психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память, мышление, способность концентрировать внимание и др., а также разработаны некоторые психодиагностические методы отбора рабочей силы для реализации определенных трудовых процессов. Выполненные исследования составили следующий важный этап в становлении эргономики и способствовали все большему приспособлению машины к человеку.
В конце XIX и в начале XX в. в промышленно развитых странах мира (США, Англии, Германии, Японии и др.) организуются специальные лаборатории, кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов и производственной среды на организм человека. В это время бурно развивались психология, физиология и гигиена труда. Результаты исследований этих наук нашли свое применение в промышленном производстве . Так, например, концепция инженерного проектирования методов работы Ф. Тейлора, его идея о разделении работы на самые простые операции Г. Форда и других конвейерных производств, сыгравших столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ в.
По оценке П. Друкера: «С тех пор как Тейлор стал внедрять свои принципы, производительность труда в развитых странах увеличилась раз в пятьдесят. Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран…
К 1930 г. система научного управления Тейлора вопреки сопротивлению со стороны профсоюзов и интеллигенции получила широкое распространение во всех развитых странах…»
в 1918 г. рекомендована им же для внедрения: «...Учиться работать – эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме . Последнее слово капитализма в этом отношении, система Тейлора, – как и все прогрессы капитализма, – соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика, во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области… . Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее».
Система Тейлора или тейлоризм получила широкое распространение в нашей стране в годы советской власти. Она была известна под названием НОТ – научная организация труда .
Также идеи Тейлора высоко оценивались в России видными учеными, например, академиком В.М. Бехтеревым, и в 20-х гг. нашли своих горячих сторонников среди организаторов социалистического строительства, тем более, что сходные представления, достаточно независимо от Тейлора, развивались в среде российских ученых. Вместе с тем была и критика, которая основывалась на придании приоритета идее узкой специализации.
Поэтому российские ученые сформулировали в 20 – З0-е гг. принципиально другой подход к организации труда – проектирование и создание технических средств и технологических процессов, обеспечивающих человеку нормальные условия работы, охрану труда и здоровье работающих.
B.М. Бехтерева и его ученика академика В.Н. Мясищева была выдвинута идея создания научной дисциплины – эргологии (учение о работе человека), название которой год спустя уточнили как эргонология (учение о законах работы ).
Н.М. Добротворский, Н.В. Зимкин, Н.А. Эппле и другие ученые развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили прикладные работы в этой области. Однако эта идея не была осуществлена, и СССР в области этих разработок был «успешно» отодвинут на вторые позиции в мировой эргономической науке.
Дальнейшее развитие техники предъявляло повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей.
К 40-м гг. нашего столетия во многих областях техники, физиологии, биологии, психологии и других наук были достигнуты выдающиеся успехи, использованные в годы Второй мировой войны для создания оружия и сложной военной техники, однако эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные. Производительность системы «человек-машина» оказалась ограничена возможностями человека, а не машины. Когда оказались исчерпанными возможности профессионального отбора и обучения, на первый план выступила проблема приспособления техники и условий труда к человеку. Этот новый подход к решению проблем потребовал привлечения к совместной работе специалистов различного профиля: инженеров , анатомов, физиологов и психологов.
После Второй мировой войны начались работы по обобщению достигнутого опыта и применению его к решению индустриальных проблем. Важным шагом в этом направлении было образование группой английских ученых, возглавляемых К. Марреллом, в 1949 г. в Англии Эргономического научно-исследовательского общества. Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был использован термин «эргономика». Позже выяснилось, что этот термин впервые был предложен еще в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским (W. Jastrzembowski), опубликовавшим работу «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе». В этой книге впервые предпринята попытка построить модель деятельности человека, базирующуюся на законах естествознания.
Название «эргономика» также было выбрано в связи с тем, что новая область знаний не принадлежала полностью ни к одной из известных наук . В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США – «исследование человеческих факторов» (Human Factors ), в ФРГ – «антропотехника» и др., но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.
Эргономика (от греч. ergon работа, действие ; nomos закон) – новая научная дисциплина возникла в результате двух одновременно действующих процессов: дифференциации и интеграции научных знаний.
Дифференциация нашла отражение в выделении эргономики из науки о трудовой деятельности человека, а интеграция – в использовании областей знаний, смежных с трудовой деятельностью человека. Таким образом, эргономика развивается в тесном контакте с другими науками . Эти междисциплинарные связи носят двусторонний характер, обогащая взаимодействующие науки.
Эргономика, так или иначе, связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов .
Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне .
Эргономика использует данные гигиены труда , которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.
Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда , под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.
Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их.
Исследуя взаимосвязь с другими науками необходимо заметить, что эргономика опирается на комплекс базовых дисциплин (но дисциплин чрезвычайно разнородных), которые не поддаются непосредственной стыковке друг с другом (рис. 1).
Рис. 1. Междисциплинарные связи эргономики
Кроме того, следует выделить междисциплинарные связи эргономики с группами смежных общественных, естественных и технических наук.
Взаимосвязь с общественными дисциплинами проявляется в том, что в основе теоретических положений эргономики лежит представление о труде как особой фундаментальной сфере человеческой деятельности, понимание того, что она не сводится к совокупности чисто механических операций, а представляет собой форму реализации и развития способностей индивида как личности.
С естественнонаучными дисциплинами эргономика связана учетом физиологических, биофизических, биомеханических, психологических закономерностей трудовой деятельности.
Взаимосвязь эргономики с техническими науками обусловлена тем, что она возникла на базе современной техники и тех разнообразных требований, которые технические средства предъявляют к взаимодействующему с ними человеку.
Первоначально эргономика во всем мире развивалась медленно. Это было связано с тем, что эргономические рекомендации предполагали внесение изменений в уже существующие технические системы (коррективный этап развития эргономики). Решение проблемы заключалось в том, чтобы выработать соответствующие рекомендации до создания системы (проективный этап развития эргономики).
Научно-техническая революция способствовала развитию эргономики в США, Японии, ФРГ, Англии и других промышленно-развитых странах. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, создание специальных ежемесячных журналов, подготовка кадров в области эргономики . С середины 50-х гг. эргономика интенсивно развивается во многих странах мира: в эти годы в промышленно развитых и многих развивающихся странах стали образовываться национальные эргономические ассоциации или общества; создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; раз в 3 года проводятся международные конгрессы по эргономике ; в Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) образован технический комитет «Эргономика». В Великобритании с 1957 г. издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы «Applied Ergonomics» (с 1969 г.) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969 г.); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции, России. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.
Современные исследования оценки социально-экономической эффективности внедрения эргономических разработок подтверждают, что эргономические мероприятия дают от 2 до 5 % повышения производительности труда. Во всем мире дизайн и эргономика считаются выгодной, прибыльной сферой приложения средств.
Крупнейшая авиастроительная компания «Боинг» в США тратит на эргономические исследования и профилактику заболеваний у своих рабочих в три раза больше средств, чем на закупку «летающего» металла алюминия, привлекая к решению возникающих проблем лучших специалистов по физиологии труда и эргономике. На настоящем этапе практически все средние и крупные промышленные предприятия экономически развитых стран имеют в своем штате специалистов по эргономике.
В России второе рождение эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. В 1972 г. в Москве была проведена Международная конференция ученых и специалистов стран -ч ленов СЭВ по вопросам эргономики, способствовавшая дальнейшему развитию и координации научных исследований и практическому внедрению их результатов в сферу производства.
За время существования эргономики как дисциплины менялись ее приоритеты, появлялись новые специфические направления, основные усилия специалистов всегда концентрировались на наиболее актуальных задачах развития науки и проблемах проектирования новых изделий и технологий.
Так, если 20–30 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса «человек-компьютер». Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.
Можно охарактеризовать развитие эргономики по десятилетиям как:
1950-е – военная эргономика;
1960-е – промышленная эргономика;
1970-е – эргономика товаров широкого потребления;
1980-е – интерфейс «человек-компьютер» и эргономика программного обеспечения;
1990-е – когнитивная и организационная эргономика.
Хотя эргономистам часто приходится работать в специфических экономических секторах или прикладных областях, как например транспорт или управление конкретными технологическими процессами, эти прикладные области не являются строго ограниченными и постоянными. Существуют общие межотраслевые подобласти специализации внутри эргономической дисциплины, связанные с наиболее общими свойствами человека. Эти подобласти специализации относятся в большей степени к особенностям человеческого звена, чем к свойствам социо-технической системы в целом.
К началу ХХ I в. выделились три главных направления внутри эргономики:
1) эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье;
2) когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы;
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии
3) организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.
Таким образом, становление и развитие эргономики отражает объективные потребности общественного производства в синтезе достижений социально-экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования организации труда, повышения его эффективности и качества
Структура эргономики, основные понятия эргономики
В ходе своего исторического развития эргономика сформировалась и оформилась как наука. Стала привычной основная терминология, используемая в эргономике, хотя в ней широко применяются термины смежных дисциплин: физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др.
Хорошее знание языка дисциплины является основой для ее успешного изучения и применения.
Оператор – любой человек, управляющий машиной, связанный с оперативным управлением процессами, причем главным образом в механизированных и автоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализа выделяют пять классов операторской деятельности:
- оператор-технолог. Он непосредственно включен в технологич е ский процесс, работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом и н струкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и р е шений. Основными в его деятельности являются функции формального перекод и рования и передачи информации;
- оператор-манипулятор . К числу функций такого оператора относится управление манипуляторами, роботами, машинами – усил и телями мышечной энергии;
- оператор-наблюдатель , контролер. К ним относятся операторы сл е жения радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем и т. п. Это классический тип оператора, наиб о лее исследованный и описанный в литературе. Для него характерен большой об ъ ем информационных потоков. Он может работать как в режиме немедленн о го, так и в режиме отсроченного обслуживания;
- оператор-исследователь . Для него характерно использование аппарата понятийного мышления и опыта, заложенных в образно-концептуальных моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики и анализаторы объектов или изображений и т. д.;
- оператор-руководитель . Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как непосредственно , так и опосредствованно – с помощью технических средств и каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учет не только возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и особенностей подчиненных. Основной режим деятельности оператора-руководителя – оперативное мышление.
В сферу изучения эргономики включают также труд, выполняемый вручную. В этом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия на любом рабочем месте.
Машина – любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии или информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда человека.
Машинами в эргономике являются:
- производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т. п.) ;
- непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники, техника передвижения, техника образования и культуры и др.) ;
- военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и т. п.).
В литературе по эргономике наряду с терминами «машина» используются также «техника» и «автомат». На железнодорожном транспорте оператор имеет дело со следующими машинами: локомотивы, дрезины , краны, устройства электрической централизации и горочной автоматики, радиостанции, пульты-табло дежурных по станции и поездных диспетчеров и т. д.
Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины. Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав воздуха, шум, вибрацию, но и социально-психологические факторы, команды и пояснения руководителей работ, различные правила, инструкции и т. д.
Система – комплекс необходимых и достаточных элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии и составляющих единое целое. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени. В результате происходит изменение их взаимодействия.
В эргономике речь идет о системе «человек–машина–среда» (СЧМ), поэтому в качестве элементов системы рассматриваются человек-оператор, машина и производственная среда.
Иногда для обозначения СЧМ применяют и другие обозначения: система «оператор–машина–среда», система «человек–машина», система «человек–техника», эргатическая система, эрготехническая , социотехническая и т. д. Несмотря на разнообразие названий, общим для этих систем является то, что они представляют собой физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как главное, решающее (управляющее) звено. В зависимости от количества операторов и машин в эргономике выделяют два основных вида систем: «один человек-оператор–одна–машина–среда» и «группа людей-операторов–группа машин–среда» . Первые СЧМ называют единичными, а вторые – массовыми.
Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека , мешающее успешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью, рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, что безошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределами физических и психических возможностей человека.
Объект, предмет и задачи эргономики
Используя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономики как науки.
Эргономика – это научно-прикладная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.
Эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой техники и технологии, а также существующих условий труда.
Эргономика, как и любая наука, характеризуется:
- объектом исследования;
- предметом изучения;
- принципами, положенными в основу научных исследований;
- задачами, стоящими перед наукой;
- методами исследования и решения поставленных задач.
Объектом исследования эргономики является система «человек–машина–среда» (СЧМ). Структурная схема СЧМ приведена на рис. 2.
Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее целое, в котором главная, ведущая роль принадлежит человеку.
Рис. 2. Структурная схема системы «человек–машина–среда»
Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего технические средства.
Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи.
Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.
Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.
Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.
Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом труда.
Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.
Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.
Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.
Качественными показателями эргономичности являются:
- по управляемости : а) среднее время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определенной единицы технологического процесса; б) вероятность выполнения человеком-оператором единицы технологического процесса с заданным качеством ; в) производительность или норма времени на единицу труда;
- по обслуживаемости: а) среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению ; б) среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;
- по освояемости : а) среднее календарное время профессиональной подготовки человека-оператора ; б) уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.
Одна из важнейших задач эргономики состоит в том, чтобы при проектировании новой и модернизации существующей техники заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться, как с позиции повышения производительности труда и наилучшего выполнения функций человеком-пользователем, так и обеспечения для него удобства и комфортности .
Можно сказать, что основная задача эргономики – оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест .
Эргономика, в том числе, приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность. С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в производительный труд указанной части населения.
Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности, надежности и стабильности работы , исследованием влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек-машина», изучение приспособительных и творческих возможностей человека. В практическом отношении это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем (проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.
С этой целью создаются многостраничные справочники по конкретным характеристикам человека и его возможностям действовать в тех или иных средах, проводится большая работа по стандартизации эргономических норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнительные курсы по эргономике и человеческим факторам.
Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна продолжаться разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки качества промышленной продукции.
В отличие от инженерной психологии и психологии труда эргономика изучает взаимодействие человека и техники не только в сфере производства, но и в сферах досуга и быта. Активное воздействие на развитие эргономики оказали возросшая конкуренция в производстве товаров и услуг и принятие законодательства, защищающего права потребителя. Юридическая ответственность за качество и безопасность своих изделий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке новых изделий еще на стадии проектирования.
Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера. Это связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного развертывания исследований. Разработка методологических проблем способствует построению теории эргономики и тем самым обогащает практику конкретных исследований.
Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет сформулировать общую цель, или главную задачу, эргономики. Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования:
1) повышения эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем ;
2) охраны здоровья людей;
3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.
Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.
Основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой эргономической задачи.
- Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты труда. На основании этих исследований определяются необходимые требования к характеристикам человека-оператора.
- Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека-оператора . Исследуется работа органов чувств человека, его центральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т. д. Причем рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные.
- Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются требования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.
- Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.
- Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.
- Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.
4.2. Зарождение и формирование эргономики
Термин "эргономия" предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембов- ски, который опубликовал в еженедельнике "Природа и промышленность" статью "Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе".
В 1920 г. в России разработан проект создания Эргологического института: в 20 -30-е годы формируется концепция эргонологии (греч. ergon - работа, nomos - закон, logos - учение) и проводятся первые эргономические исследования.
В 1921 г. японский ученый И.Танака издал книгу "Человеческая инженерия" и тем самым ввел в Японии этот термин. С 1925 г. исследования в указанной области достаточно интенсивно развиваются в различных военных организациях.
Неформальные группы специалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, возникли в США накануне второй мировой войны. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в компании "Белл Телефон Лабороториес" (Bell Telephone Laboratories).
Эргономические исследования получают развитие в годы второй мировой войны. Однако для их названия использовались термины "человеческая инженерия", "инженерная психология", "исследования личного состава" и др. Для проведения исследований, связанных с проектированием радарных установок, сложного приборного оснащения военных самолетов и других не менее сложных систем, в которых человек выполнял функции контроля и управления, больше всего подходили специалисты, имевшие подготовку в области экспериментальной психологии. Ее методы и результаты явились исходным пунктом становления инженерной психологии, которую иногда называли экспериментальной психологией середины XX века. В это же время был дан импульс междисциплинарным исследованиям по выявлению оптимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Физиологи, психологи, анатомы, инженеры и дизайнеры все чаще работали вместе и с взаимной пользой.
4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации
В годы второй мировой войны в Англии комплексные исследования и разработки, в которых принимали участие представители наук о человеке и инженерно-технические специалисты, осуществлялись под эгидой Комитета по исследованиям личного состава. Под "исследованием личного состава" понималось, с одной стороны, выявление наилучших средств повышения эффективности боевой деятельности, безопасности и комфорта солдат,
матросов и летчиков в различных условиях окружающей среды, а с другой - приспособление кораблей, боевых транспортных средств, самолетов и вооружения к возможностям и особенностям тех, кто должен их использовать. Английские ученые О.Едхолм и К.Ф.Х.Маррелл отмечали, что подобная направленность исследований личного состава, если отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок Эргономического исследовательского общества .
В Англии в военное время эргономические экспериментальные исследования проводились в лабораториях Оксфордского, Кембриджского и других университетов, а также в ряде военных организаций и учреждений под руководством Совета медицинских исследований. Исследования, которые до 1939 г. выполнял Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, имели много общего с "исследованиями личного состава" и были направлены на решение проблем учета возможностей и особенностей человека и групп людей в промышленности. В каждом из исследований реализовывался принцип приспособления работы к человеку или человека к работе с целью улучшения человеческой деятельности. Тем самым предвосхищался девиз: "Приспособление работы к работающему".
Исследования, проводимые под руководством Комитета по исследованию личного состава, были ориентированы на решение практических вопросов в предельно сжатые сроки. Тем не менее выявились фундаментальные проблемы и были инициированы программы исследований на перспективу, которые выполнялись уже после окончания войны.
Изучение возможностей и особенностей военного персонала, от которых существенно зависят эффективность и надежность функционирования техники и систем в экстремальных условиях военных действий, междисциплинарные исследования человека во взаимодействии с военной техникой явились предтечей эргономики. Однако нет оснований жестко связывать ее возникновение со второй мировой войной.
После войны в Англии остро ощущались разобщенность и различия интересов ученых, в особенности психологов и физиологов, которые замкнулись в своих лабораториях и встречались от случая к случаю на заседаниях различных комиссий. Ослабли связи, и прежде всего информационные, между научными дисциплинами, предметом которых являются различные аспекты поведения человека в труде. В это время ведутся поиски организационных форм, которые позволили бы представлять и обсуждать научные доклады не в обществе исключительно физиологов, психологов или анатомов, а при участии всех названных ученых. Все явственнее становится стремление к совместной деятельности, тесному общению ученых разных специальностей друг с другом. При изучении человека в трудовой деятельности стали осознаваться определенные ограничения, накладываемые традиционными дисциплинами.
В целях координации усилий различных специалистов и преодоления односторонности решения проблем рациональной организации труда отдельными научными дисциплинами, 12 ученых, встретившись летом 1949 г. В лаборатории К.Ф.Х.Маррелла, решили организовать группу для регулярного обмена научной информацией. В этом же году группа приступила к организации эргономического исследовательского общества, первоначально названного "Общество человеческих исследований", но сразу же было решено найти более подходящее название. Примечателен тот факт, что все организаторы нового научного общества принимали участие в исследованиях личного состава во время войны или после ее окончания.
Второе заседание Общества человеческих исследований состоялось в 1950 г. в Психологической лаборатории Ф.Бартлетта Кембриджского университета. В Обществе к этому времени было уже 50 человек, возраст подавляющего большинства которых был до 40 лет. На заседаниях обсуждались доклады, посвященные главным образом военной тематике. Вновь был поднят вопрос о названии общества. Для обсуждения предложены были названия: Общество человеческой экологии (Человеческое экологическое общество), Общество изучения человеческой окружающей среды и др. В ходе дискуссии К.Ф.Х.Маррелл предложил для названия общества слово "эргономика". 25 членов отдали предпочтение названию "Эргономическое исследовательское общество", а 24 - названию "Общество человеческих исследований". В результате с 16 февраля 1950 г. общество стало называться "Эргономическое исследовательское общество". Это совершенно исключительный в истории науки случай, когда не только точно датируется время и место возникновения новой дисциплины, но и вопрос о ее названии решается вполне демократически - простым большинством голосов.
Термин "эргономика" выбран потому, что новая область исследований не принадлежит ни к одной из наук, на стыке которых она образовалась; термин нейтрален и не содержит намека на приоритет физиологии, психологии или анатомии; кроме того, каквсякий термин, он краток, однозначен, определенен и мог получить распространение в других странах.
Первоначально Эргономическое исследовательское общество представляло, как официально подчеркивалось, "объединение людей, работающих в сфере научных исследований". Вопрос о создании прикладной науки эргономики в это время не рассматривался. Инициаторы создания общества, среди которых называют К.Ф.Х.Маррелла, О.Едхолма, П.Рэндла, У.Флойда, У.Хика и др., были единодушны в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместного решения общих проблем позволит добиваться лучших результатов, которые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из дисциплин. В этом их убеждал опыт успешной совместной работы физиологов, психологов*, анатомов, инженеров и дизайнеров в годы второй мировой войны.
Возникновение эргономики содействовало сближению ученых разных специальностей, которые в Англии в то время были настроены подозрительно и даже враждебно друг к другу. Когда Эргономическое исследовательское общество собралось впервые, были назначены два
ученых секретаря - психолог и физиолог, так как ни одна из сторон не доверяла другой; по той же причине не был избран президент. Теперь в обществе один президент и ученый секретарь.
На заседании общества в 1950 г. обсуждался вопрос об укреплении связей с промышленностью. Решено было организовать конференцию "Человеческие факторы в проектировании оборудования" с участием представителей промышленности. Эта первая конференция общества состоялась 18 апреля 1951 г. в Бирмингеме. В ее работе приняли участие 145 ученых и специалистов. Среди них были четыре участника из Швеции, пять - из США, по одному - из Голландии и Дании. На конференции были представлены доклады по антропометрии, проблемам сиденья и позы, средствам отображения информации и органов управления, мышечной силы и анализу работы.
Состав общества увеличился в 1951 г. до 80 членов, 14 ученых и специалистов были гражданами США, Голландии и Швеции. Успех конференции в Бирмингеме означал, что общество прочно стало на ноги. Установлены были деловые контакты с промышленностью. Однако одной из важнейших оставалась задача доведения до предпринимателей, инженеров, конструкторов, технологов целей и задач исследований общества, как это делалось "исследователями личного состава" во взаимоотношениях с офицерами во время войны. Укрепляя деловые контакты ученых разных специальностей, общество начало выполнять в какой-то мере функцию их взаимообучения.
Вторая ежегодная конференция общества по междисциплинарной проблеме "Утомление" состоялась в Кренфилде 24 - 27 марта 1952 г., тема третьей конференции - "Измерение человеческой деятельности" (Оксфорд, 13-16 апреля 1953 г.), а в 1954 г. участники четвертой конференции обсуждали в местечке Эсхорне Хилл проблему "Научное изучение человеческой деятельности в промышленности". Третью часть участников четвертой конференции составляли представители промышленности. Пятая конференция на тему "Человеческие факторы на транспорте" состоялась в апреле 1956 г., некоторые сделанные на ней доклады были опубликованы в первом номере журнала "Эргономика", который начал выходить в 1957 г.
В 1960 г. был образован факультет эргономики и кибернетики в технологическом колледже в Лавбро, первоначально готовивший эргономистов из числа дипломированных специалистов. В настоящее время этот факультет, переименованный в факультет наук о человеке, является ведущим национальным и международным подразделением высшего учебного заведения по подготовке специалистов в области эргономики. При факультете создан Институт эргономики потребительских товаров (рис. 4-3). Несколько позже эргономистов стали готовить на факультете прикладной психологии Астон-ского университета в Бирмингеме и факультете промышленного производства Бирмингемского университета, а также в некоторых других высших учебных заведениях.
Начиная с 1962 г. в Англии издается серия брошюр для работников промышленности, посвященныхметодическим вопросам использования данных эргономики на практике. В 1969 г. был основан информационный центр по эргономике, одна из задач которого - удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных эргономики.
В 1963- 1964 гг. формируются исходные положения системного подхода в эргономике; впоследствии они интенсивно разрабатываются У.Синглтоном и другими английскими учеными. В 1965 г. К.Ф.Х.Маррелл издает монографию "Эргономика".
Публикуя в 1954 г. статью "Человеческие факторы в проектировании оборудования", английские ученые У.Флойд и А.Вэлфорд вряд ли могли предвидеть будущее международное развитие эргономики, существенный вклад в которое внесли Эргономическое исследовательское общество и Европейское агентство по производительности труда. Обе эти организации положили начало формированию эргономики как междисциплинарной науки и подняли ее на международный уровень.
В 1955 г. названное выше агентство поручило изучение эргономических проблем специальной группе. Интересна следующая деталь: европейские правительственные эксперты в области производительности труда проявили осторожность по отношению к термину "эргономика" и попросили дать его операциональное определение. В результате Европейское агентство по производительности труда вместо термина "эргономика" приняло определение "соответствие работы работающему" и приступило к реализации программы по этому направлению .
Деятельность английского Эргономического исследовательского общества с самого начала привлекла внимание ученых различных стран. В 1951 г. в обществе, как уже отмечалось, насчитывалось 14 ученых из других стран, в их числе В.Акерблом, Дж.М.Кристенсен (Швеция), П.Фиттс, Л.Мид, К.Морган (США), а к 1957 г. их число составляло одну треть. В обществе появилось 16 коллективных членов, которые представляли крупные фирмы, включая корпорацию "Дженерал Моторс" (США, Детройт).
Начав с налаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты поведения человека в труде, члены Эргономического исследовательского общества впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных научных дисциплин односторонности решения проблем рациональной организации труда. В 1976 г. общество стало называться Эргономическим обществом, что отражало существенные изменения, связанные с явной ориентацией его членов на эргономическую практику. "Появление эргономики, - констатирует К.Ф.Х.Маррелл, - можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким диапазоном знаний в различных областях к комплексному изучению трудовой деятельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне оправдано" .
В 1961 г. создается Международная эргономическая ассоциация (МЭА), согласно решению, принятому в 1959 г. на ежегодной конференции Эргономического исследовательского общества в Оксфорде. Цель МЭА -
способствовать развитию эргономического знания и практики, инициируя и поддерживая международную деятельность и кооперацию в распространении знания, обмене информацией и передаче технологии. Раз в три года проводятся конгрессы МЭА, которые представляют наиболее значительные события в деятельности этой организации. В 1996 г. членами ассоциации были ученые и специалисты 45 стран, в нее вошли национальные и несколько международных ассоциаций. К числу последних относятся Скандинавское эргономическое общество (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция); Эргономическое общество Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) и Эргономическая ассоциация, объединяющая ученых и специалистов, говорящих на французском языке. Членом МЭА стало Европейское общество эргономики в стоматологии. Образованная в 1986 г. Европейская ассоциация когнитивной эргономики, однако, не входит в состав МЭА. Кроме журнала "Эргономика", ставшего официальным органом Международной эргономической ассоциации, в Англии издаются международные журналы "Прикладная эргономика" (с 1969 г.), "Поведение и информационная технология" (с 1981 г.) и "Реферативный журнал по эргономике" (с 1969 г.). Многие национальные и некоторые международные ассоциации, входящие в МЭА, издают специализированные журналы по эргономике.
МЭА уделяет большое внимание подготовке кадров по эргономике. В третьем издании справочника об образовательных программах в области эргономики (человеческих факторов), который создан при поддержке МЭА и опубликован в 1994 г., содержатся сведения о 223 программах из 32 стран мира .
общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в деятельности производственной и оптимизацией средств и условий труда. В состав эргономики включаются прикладные разделы: психологии инженерной; психологии, физиологии и гигиены труда; антропологии; некие аспекты организации труда научной, эстетики технической, кибернетики, теории систем общей, теории управления автоматического и пр. Эргономика теснейшим образом связана с дизайном (художественным конструированием) техники, рабочих мест, интерьеров, средств и систем транспорта, визуальных коммуникаций и пр. Предмет эргономики - изучение и оптимизация систем человек - машина - среда. Ее методологическую основу образует подход системный, позволяющий получить всестороннее представление о трудовом процессе и о путях его совершенствования. Эргономика совместно с психологией инженерной решает такие проблемы:
1) оценка надежности, точности и стабильности работы человека-оператора;
2) распределение функций между человеком и машиной;
3) исследование влияния напряженности психической, утомления, стресса, состояний эмоциональных на эффективность труда;
4) разработка методов и средств отбора и обучения специалистов.
Эргономика
эрго + греч. nomos - закон) – наука об организации труда, условий эффективной трудовой деятельности, о «соответствии» работы и людей друг другу, характеристиках организма и психологии требованиям, предъявляемыми определенными видами работы.
ЭРГОНОМИКА
от греч. ergon - работа + nomos - закон) - научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Междисциплинарное изучение человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств составляет содержание Э. как научной дисциплины. Эргономические исследования подчинены задачам проектирования и ориентированы г. о. на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования Э. - система "человек-машина". Э. изучает определенные свойства этой системы, обусловленные местом и ролью человека в ней и получившие название "человеческого фактора" в технике. Эти свойства не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины, предмета деятельности и среды. Человеческие факторы в технике представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета и среды; они существуют "здесь и теперь", конкретно проявляются во время взаимодействия человека и технической системы. Поэтому их относят к виртуальной реальности с ее свойствами: порожденностью (спроектированностью), актуальностью и интерактивностью. Механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью их использования при проектировании техники и среды оказывается не только недостаточным, но и невозможным на практике. Возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования и технически сложных потребительских изделий. На основе таких исследований решаются задачи не только приспособления техники и среды к человеку (группе людей), но и формирования способностей у работающих в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним техника.
Проектирование систем "человек-машина", направленное на оптимизацию деятельности человека (группы людей) по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях, выделилось в самостоятельное направление и получило название "эргономическое, или человеко-ориентированное, проектирование". Оно восполняет недостающее звено общего процесса проектирования, в результате чего с самого начала разрабатываются системы "человек-машина", а не только технические средства, которые лишь на стадии их практической "подгонки" к человеку становятся компонентами этой системы.
Эргономическое исследование и проектирование имеют свою специфику. Во-первых, направленность Э. на проектирование деятельности, ее средств и среды требует применения не только экспериментальных, но и проектировочных методов, а также приемов, с помощью которых удается формализовать то, что ранее задавалось лишь описательно. Во-вторых, оперирование обобщенными показателями активности, напряженности и комфортности деятельности обусловливает процедуры получения интегральных критериев на основе комплекса частных показателей. В-третьих, эргономическое исследование, проектирование и оценка предполагают одновременное применение различных методов. Изучение деятельности человека выступает в Э. как начало, содержание и завершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки.
Особое значение для Э. приобретает моделирование, т. к. многие сложные системы "человек-машина" невозможно исследовать в реальных условиях. Необходимо организовать такие исследования и соответствующим образом представить их результаты, чтобы выявить взаимосвязь между многочисленными характеристиками деятельности человека и параметрами функционирования системы "человек-машина". В этих целях создаются эргономические моделирующие стенды.
Различают микро- и макроэргономику. Первая ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов "человек-др. компонент рабочей системы" (в т. ч. интерфейсы "человек-работа", "человек-машина", "человек-программное обеспечение" и "человек-среда"). Макроэргономика ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом. В концептуальном отношении используется подход теории социотехнических систем, т. е. изучение и проектирование рабочей системы осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в т. ч. микроэргономическое проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию. Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и действуют как единое целое.
Э. как научная и проектировочная дисциплина сформировалась в 1940-50-е гг., однако ее истоки восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудия потребностям человека были вопросом жизни и смерти.
Прежде каждый новый вариант орудия труда столетиями проверялся в работе и постепенно претерпевал изменения. Сейчас нет времени для такого отбора. За последние десятилетия сменилось несколько поколений ЭВМ и продолжается разработка новых образцов.
Развитие техники предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, в годы Второй мировой войны, когда произошел качественный скачок в военной технике, эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные. Когда оказались исчерпанными возможности профессионального отбора и обучения, на первый план выступила проблема приспособления техники и условий труда к человеку.
Термин "Э." возник в Англии в 1949 г., когда группа англ. ученых, возглавляемая К. Марреллом, положила начало организации эргономического исследовательского общества. Позже выяснилось, что этот термин был предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским.
В 1921 г. на 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства в докладах В. М. Бехтерева и его ученика В. Н. Мясищева была выдвинута идея создания научной дисциплины эргологии, название которой год спустя уточнили как эргонология. В 1920-30-х гг. А. А. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, Н. М. Добротворский, Н. В. Зимкин, Н. А. Эппле и др. ученые развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили прикладные работы в этой области.
Второе рождение Э. в России произошло в нач. 1960-х гг. В эти годы в промышленно развитых и многих развивающихся странах стали образовываться национальные эргономические ассоциации или общества, а в 1961 г. была создана Межд. эргономическая ассоциация, издающая в Англии журнал "Эргономика" и др. См. Взаимодействие человек-компьютер, Когнитивная эргономика, Надежность системы "человек-машина", Человеко-системный интерфейс, Человеко-центрированный подход, Эргономика участия. (В. М. Мунипов.)
Эргономика
Известная также как «человеческий фактор», эргономика является дисциплиной, изучающей соответствия между профессиональными требованиями и рабочей обстановкой. Специалисты по эргономике пользуются знаниями о человеческой анатомии и производительности труда при проектировании рабочих мест, где люди могли бы работать с максимальной отдачей и минимальным ущербом для здоровья.