Где был построен печатный двор. Издательство печатный двор

Самое необычное здание не только на Никольской, но, наверно, и во всей Москве - комплекс Синодальной типографии. Это родина книгопечатания в России. Иван Грозный и митрополит Макарий поставили на Никольской Государев печатный двор. Скорее всего, книги тут печатали еще в 1550-х годах. Первым бесспорным автором датированной книги был Иван Федоров, дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского, работавший тут вместе с Петром Мстиславцем. Они вошли в историю как русские первопечатники. Первая датированная книга «Апостол» была выпущена в свет 1 марта 1564 года, через 120 лет после Гутенберга.

В смуту 1611 года печатный двор сгорел, к 1620 отстроен заново и интенсивно работал весь 17 и 18 век, выпуская богослужебные книги и учебники. В 1703 году по указу Петра I в типографии печатного двора вышла первая газета, положившая начало русской периодической печати. В 1722 году типографию передали созданному тогда Святейшему Синоду, и до 1917 года тут была Московская синодальная типография, одна из самых больших и хорошо оборудованных в России. В типографии был уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.

В 1642 году, во времена царя Михаила Федоровича, Трефил Шарутин и Кристофер Галлоуэй построили новые каменные палаты с башней и воротами на Никольскую. Ворота украшали лев и единорог. В 1773 году в башне появилась трещина, а в 1810 двор пришлось разобрать из-за ветхости.

Проект нового здания Синодальной типографии поручили архитектору И.Л. Мироновскому. Он построил здание причудливом и модном во времена Александра I готическом стиле, считавшемся тогда древнерусским. Из-за войны с Наполеоном стройка была закончена только в 1814 году. Со старых ворот сюда перенесли льва и единорога: они символизировали власть. Две таблички по бокам на фасаде центрального ризалита здания гласят, что первое здание типографии было построено при первом царе из дома Романовых, а второе при Александре I . Фасад украшен стрельчатыми готическими окнами и башенками, витыми колонками с замысловатым орнаментом. Фронтон украшал двуглавый орел, который позже заменил герб СССР. На фасаде целых двое солнечных часов.

Самое старое здание комплекса – Правильная палата, Теремок – находится во дворе. Известный археолог А.Г. Векслер установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу 15 века, то есть в ее основе древнейшее гражданское строение Москвы. Теремок в 1872-75 годах искусно реставрировал архитектор Артлебен. Было пристроено крыльцо, перестроен верх в русском стиле 17 века и декорирован фасад, выходящий на Театральную площадь. Интерьеры расписывали палехские мастера. В 1875 году правильную палату посетил Александр II . В начале 20 века там был музей печатного дела в России.

После революции тут был Гознак, потом архивы и Центральное архивное управление. В 1930-х создан Историко-архивный институт, с 1991 РГГУ.

I Печа́тный двор

в Москве, первая русская государственная типография. П. д. был основан около 1563 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария; находился в Китай-городе (в районе современной улицы 25 Октября). В 1564 на П. д. Иваном Федоровым (См. Фёдоров) и Петром Мстиславцем (См. Мстиславец) был напечатан «Апостол», в 1565 - «Часовник». После отъезда Федорова и Мстиславца из Москвы работу на П. д. продолжили Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев, выпустившие в 1568 «Псалтырь». После 1568 книгопечатание перешло в Александровскую слободу. В Москве печатание книг на П. д. возобновилось в 1587. После пожара 1611 на том же месте был построен новый П. д. (действовал с 1614). В 1645 и 1679 П. д. был перестроен. В конце 17 в. на П. д. было издано более 500 различных книг, не считая отдельных грамот. Средний тираж книги был около 1200 экземпляров. Светских книг издавалось мало; из них следует отметить «Букварь» В. Ф. Бурцова-Протопопова (См. Бурцов-Протопопов) (1634), переводное «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» Иоганна Якоби фон Вальхаузена (1647), «Грамматику» Мелетия Смотрицкого (См. Смотрицкий) (1648), «Уложение» (1649). В конце 17 в. П. д. стал называться типографией. В 1708 здесь была выпущена первая книга гражданской печати - «Геометрия». В 1712 часть станков П. д. была перевезена в Петербург. С 1721 по 1917 в зданиях П. д. находилась Синодальная типография.

Лит.: У истоков русского книгопечатания, М., 1959; Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве, М., 1964.

В. А. Кучкин.

II Печа́тный двор («Печа́тный двор»)

имени А. М. Горького, производственно-техническое объединение. Находится в Ленинграде. Специализировано на выпуске большими тиражами политической, художественной, учебной и технической литературы. Основан в 1827 в Петербурге как Государственная типография для печатания правительственных распоряжений, сообщений, отчётов, официальных изданий. Рабочие типографии участвовали в революционном движении (бастовали в январе и сентябре 1905, в феврале 1917 взяли типографию в свои руки). После победы Октябрьской революции 1917 предприятие перешло на выпуск книжной продукции для народа. В 1919 коллектив выполнил почётное задание - отпечатал на многих европейских языках литературу для делегатов 1-го конгресса Коминтерна. Включившись в кампанию по ликвидации неграмотности, типография выпустила буквари и книги для чтения тиражами более 3 млн. экземпляров. В 1922 типографии присвоено название «Печатный двор», в 1936 - имя А. М. Горького. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 основные кадры эвакуированы в г. Пермь. Деятельность «П. д.» возобновилась в 1944, уже в 1947 довоенный уровень производства был превзойдён на 45 млн. листов-оттисков. В процессе восстановления было почти полностью обновлено оборудование печатных и переплётного цехов. В «П. д.» используется только способ высокой печати (См. Высокая печать). В 1968 завершена комплексная механизация основного производства. В 1973 выпуск продукции составил 1277 млн. листов-оттисков, что в 3,3 раза больше, чем в 1940. В послевоенный период массовым тиражом выпущены такие многотомные издания, как 2-е издание.

Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, Собр. соч. В. И. Ленина (4-е изд.) и Полное собр. соч. В. И. Ленина (5-е издание), Собр. соч. А. М. Горького и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Т. И. Михайлов.

  • - Москва. Печа́тный двор первая московская государственная типография. Основана в 1553 в Китай-городе...

    Москва (энциклопедия)

  • - часть станционной территории, на к-рой производятся операции по приему грузов от отправителей, погрузке в вагон, выгрузке из вагонов, выдаче получателям и хранению...

    Технический железнодорожный словарь

  • - в России 16-17 вв. назв. типографии. Первый П. д. в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария...

    Советская историческая энциклопедия

  • - первая русская типография. Основан ок. 1563 при поддержке царя Ивана IV и митрополита Макария...

    Русская энциклопедия

  • - см. Печатное...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - им. А. М. Горького, см. «Печатный двор»...
  • Большая Советская энциклопедия

  • - I Печа́тный двор в Москве, первая русская государственная типография. П. д. был основан около 1563 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария; находился в Китай-городе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ двор - крупнейшая русская типография, основана в 16 в. Впервые упоминается в 1588...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Барыши с убытками на одних санях ездят. Без наклада барыш не живет. Ср. Барыши барышами, да ведь на торг они с убытками на одном полозу ездят. Даль. Новые картины русского быта. 18, 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Барышъ съ накладомъ дворъ объ дворъ живутъ. Барыши съ убытками на однѣхъ саняхъ ѣздятъ. Безъ наклада барышъ не живетъ. Ср. Барыши барышами, да вѣдь на торгъ они съ убытками на одномъ полозу ѣздятъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....
  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Двор обо двор, и калитка во двор...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Счастье с несчастьем двор обо двор живут...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. Призыв к терпению, надежде. ДП, 55, 117...

    Большой словарь русских поговорок

"Печатный двор" в книгах

Печатный станок

Из книги Леонардо да Винчи. Настоящая история гения автора Алферова Марианна Владимировна

Печатный станок Разумеется, все вы знаете, что печатный станок изобрел Иоганн Гуттенберг. В пятнадцатом веке многие города обзаводятся своими печатными дворами. Появились печатни и во Флоренции – как раз во времена Леонардо, около 1470 года.Но да Винчи не мог пройти мимо

Глава четвертая Московский Печатный двор

Из книги Иван Федоров автора Бас Израиль Львович

Глава четвертая Московский Печатный двор У кого же учились своему искусству первые русские книгопечатники? С тем же успехом можно было бы спросить, кто обучил мастерству первого портного, первого столяра и так далее.Назревшая необходимость сама вызвала к жизни печатное

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР. «АПОСТОЛ»

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР. «АПОСТОЛ» Пошло дело, как по бархату. Поговорка Иван Грозный почему-то не приказал разгромить типографию сразу после ссылки Сильвестра. То ли забыл, то ли был отвлечен другими делами. Какое-то время она еще продолжала работать, выпустив две книги под

МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР

Из книги Повести автора Рубинштейн Лев Владимирович

МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР Петухи пропели на Москве-реке. Ударил колокол в Кремле, и отозвались колокола по всему городу.На кремлёвских стенах в последний раз прозвучала перекличка часовых:- Славен город Москва!- Славен город Орёл!- Славен город Новгород!- Славен

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле

Из книги автора

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле Следуя описанию Библии, мы продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. ПОСЛЕ Гробниц Давидовых книга Неемии

2.3. ДВОР МАРГАРИТЫ И ДВОР ФРАНЦИИ

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

Княжий двор и «двор теремный»

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Княжий двор и «двор теремный» Игорю в Киеве принадлежал «двор княж». Но здесь он, видимо, останавливался только во время наездов в город. Княжеский замок («двор теремный») находился за пределами Киева, «вне града». Эта постройка была необычным явлением для Восточной

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле

Из книги автора

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле Следуя описанию Библии, продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. После Гробниц Давидовых книга

2.3. Двор Маргариты и двор Франции

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

13.1. МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР - ЦЕНТР КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

13.1. МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР - ЦЕНТР КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА Традиции, заложенные первопечатниками и успешно развивавшиеся их последователями, прервались бурными политическими и военными событиями, происходившими в Русском государстве в начале XVII века. Московские

Глава 4 ВТОРОЙ ДВОР, ИЛИ ДВОР ДИВАНА

Из книги Гарем [История, традиции, тайны] автора Пензер Норман

«Печатный двор»

БСЭ

Печатный двор

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Ленинградский «Печатный двор»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

ОКНО ДИАЛОГА: Печатный двор

Из книги Журнал «Компьютерра» №42 от 15 ноября 2005 года автора Журнал «Компьютерра»

ОКНО ДИАЛОГА: Печатный двор Это в теории. Но жизнь расставляет свои акценты. Несмотря на то что технологически книжки Print-on-Demand сегодня мало в чем уступают своим офсетным собратьям, они никак со старыми технологиями не конкурируют, больших издателей не интересуют и

По адресу улица Никольская, 15 находится одно из самых исторически значимых мест города Москвы - бывшая Синодальная типография. Это и есть «колыбель» книгопечатного дела в России, возведенная на территории учрежденного еще во времена царствования Иоанна Грозного и служения митрополита Московского Макария Государева печатного двора.

По всей вероятности, книги начали печатать здесь начиная с 50-х годов XVI столетия, но авторами первой датированной на Руси книги стали дьякон церкви во имя Николы Гостунского, находившейся некогда в Кремле, Иван Федоров и его сподвижник Петр Мстиславцев, вошедшие в историческую летопись как русские первопечатники.

Фото 1. Синодальная типография на месте старого печатного двора

Первая российская книга под названием «Апостол» была полностью закончена в 1564 году - 1 марта. Это случилось более, чем через 100 лет после того, как в Европе печатный экземпляр изготовил немецкий изобретатель и ювелир Иоганн Гутенберг (предположительно, в 1440-1444 годах).

В Смутное время - в 1611 году - Печатный двор на Никольской полностью выгорел, и был заново восстановлен лишь к 1620-му.

В 1703 году, переняв традиции западноевропейских государств, император Петр I повелел выпускать в России газеты, первая из которых и была выпущена опять на Печатном дворе города Москвы.

В 1722 году местную типографию передали в ведение Святейшего Синода, и вплоть до революции 1917 года здесь находилась синодальная типография, оснащенная на тот момент самым совершенным в России печатным оборудованием. Здесь имелись уникальные и ценные наборы шрифтов, среди которых были даже коптский и сирийский.

Архитектурный ансамбль Синодальной типографии на Никольской

Еще в 1642 году, во времена царствования самодержца Михаила Федоровича, на Печатном дворе возвели каменные палаты, с устроенными башней и въездными воротами, выходившими на современную Никольскую, 15. Проект и надзор за строительством выполнили зодчие Кристофер Галлоуэй и Трефил Шарутин.

К сожалению, уже в 1773 году непосредственно в башне, украшенной фигурами льва и единорога, появились трещины. Реставрацию провести было невозможно из-за ветхости этого сооружения, и в 1810 году было принято решение о демонтаже всего здания.

Новый проект строения для Синодальной типографии исполнил архитектор Иван Львович Мироновский. Здание было выстроено в причудливом готическом стиле, который считался модным в годы правления Александра I и называвшийся в те времена древнерусским.

Война 1812 года внесла свои коррективы, и объект был полностью закончен лишь в 1814 году. В память о прежнем строении, на новое перенесли снятые с него фигуры льва и единорога, которые на Руси символизировали собой верховную власть. Кроме этого, на фасаде были установлены таблички, на которых указывались имена царей, при которых и были построены первое и последующее здания.

Фасадную часть строения по Никольской, 15 украшают стрельчатые окна и башенки, исполненные в готическом стиле. Кроме этого, великолепия прибавляют и изумительно исполненные витые колонки, украшенные замысловатым орнаментом.

На фронтоне здания изначально был установлен барельеф двуглавого орла, который в годы советской власти заменили на изображение герба СССР. Кроме этого, на стенах до настоящего времени находятся два интересных «механизма» - солнечные часы.

Самым древним зданием комплекса Синодальной типографии является Правильная палата, напоминающая своим видом некий теремок. Археолог Александр Григорьевич Векслер на основе своих исследований утверждает, что подземный этаж сооружения являлся некогда основой возведенного еще в конце пятнадцатого столетия гражданского строения.

Теремок впервые отреставрировали в период с 1872 по 1875 годы по проекту архитектора Николая Андреевича Артлебена. Тогда же к зданию было пристроено крыльцо, а завершению придали стилистический образ, присущий русской архитектуре конца XVII века. Роспись внутренних помещений провели палехские мастера.

История Правильной палаты связана с именем императора Александра II, который посетил это места сразу после завершения реставрационных работ в 1875 году.

В начале XX столетия в комплексе зданий на Никольской улице, 15 открыли «Музей печатного дела в России». После прихода к власти большевиков на этой территории разместили Гознак, а затем и государственные архивные учреждения. В 30-х годах прошлого века в этих стенах начал работать Историко-архивный институт, который в 1991 году сменил РГГУ.

Типография «Печатный двор» - старейшая типография Санкт-Петербурга, создана по указу Николая I в 1827 году - для печатания Полного собрания законов Российской империи. Высочайшие указы также печатались здесь тиражом в 6 экземпляров. Два экземпляра изготовлялись на дорогой веленевой бумаге, которая использовалась для рисования миниатюр и пастельной живописи и предоставлялись на подпись Государю Императору.

Долгие годы Государственная типография (с 1922 года - «Печатный двор») находилась в центре по адресу: набережная Екатерининского канала, № 2. Так как документация всё время умножалась, типографии потребовалось не просто новое здание, а специализированный комплекс. Для него купили участок на Петроградской стороне. По проекту известного зодчего Л. Н. Бенуа при участии Л. Л. Шретера огромный главный корпус был возведён по Геслеровскому переулку (ныне Чкаловский проспект, № 15) и Гатчинской улице. Однако строительство, длившееся с 1909 по 1911 годы, завершено до революции не было - здания заняли лишь полквартала.

Производственные корпуса стоят по периметру двора, перекрытого металлическими фермами и освещаемого световыми фонарями. Благодаря такой компоновке были созданы удобные площади для печатных машин и хозяйственных складов. Трёхэтажные здания занимали также экспедиторская, склады готовой продукции, мастерские и разные службы. Главный вход был с Гатчинской - он отмечен мощным дорическим портиком с фронтоном. Переход соединял корпуса с рабочим общежитием. Там имелся театральный зал (ныне столовая), «где для рабочих и служащих выступали лучшие певцы и актёры города» , как вспоминал Д.С.Лихачёв, живший с родителями в 1917–1928 годах на втором этаже жилого флигеля по Ораниенбаумской улице, № 27.

В основу планировки положен утилитарный принцип, присущий зодчим модерна. Он же применён и в строгом оформлении фасадов: ритмически чередуются лопатки, широкие и высокие окна, цоколь облицован колотым гранитом, кирпичная кладка сочетается с шероховатой штукатурной облицовкой. Аскетический внешний облик напоминает промышленную архитектуру Европы начала ХХ века и тенденции конструктивизма. Сразу заметно, что это - фабрика, но особая, полиграфическая; расположение и структура её помещений продиктованы технологическим процессом.

Когда Государственная типография была построена, она стала одной из лучших в стране и долго таковой оставалась благодаря постоянному переоснащению. В 1922 году типографии присвоено название «Печатный двор» - в память о первой русской печатне в Москве, созданной И. Федоровым и П. Мстиславцем. Для новых цехов конструктивист Я.Д.Тартаковский в 1930–1936 годы возвёл из железобетона на углу Ораниенбаумской обширный корпус. На книжном гиганте (Тартаковский однажды побывал на нём), носящем с 1936 года имя А.М.Горького, перед Великой Отечественной трудились 3500 человек (ныне 700) и ежегодно печаталось до миллиарда листов. В войну работа типографии остановилась из-за повреждений от артобстрелов. Часть оборудования и рабочих в эти годы вывезли в Пермь. В 1944 году работа возобновилась и шла по нарастающей, ибо типографию сделали полигоном новейших технологий. Только ей поручали издавать полные собрания сочинений В. И. Ленина.

Ныне «Печатный двор» - крупнейший на Северо-Западе полиграфический комбинат, ежегодно выпускающий 20 миллионов экземпляров самой разной печатной продукции, большая часть которой к государственной документации отношения не имеет.

© (по материалам сети)

Загрузка...
Top