История трубопроводов: от менделеева до всто. Трубная улица


XVIII веке на месте современной улицы протекала река Неглинная, позже заключенная под землю. Здесь же проходила стена Белого города, с глухой башней, т.е. ворот не было, а существовало лишь отверстие, перегороженное железной решеткой, через которую протекала река. Отверстие имело в длину около пяти метров и называлось «Трубою». Отсюда и вся местность вокруг стала носить название «Труба», потом – «Трубная площадь».
В конце XVIII века по приказу Екатерины Великой началось строительство Мытищинского водопровода. И под руководством инженера генерала Ф.Б. Бауера и полковника Герарда, был построен первый московский водопровод, открытый в октябре 1804 года. Чистая и вкусная вода, в количестве 330 тысяч ведер в сутки, была взята из ключей, лежащих в одной версте от села Большие Мытищи. Там вода была собрана с помощью крытых ключевых бассейнов и проведена в Москву самотеком (ключи находились выше Москвы-реки на 32 метра) по кирпичной галерее. В Москве вода была сосредоточена в обширном павильоне, под ротондой, на Трубной площади. Внутри павильона имелся бассейн, обложенный камнем, с вертикальной чугунной трубой посередине. Когда вода наполняла бассейн, излишки ее уходили в вертикальную чугунную трубу, проходили затем по трубам в фонтаны, находившиеся между Трубной площадью и Кузнецком мостом .
В 1851 году сюда перешли с Театральной площади торговцы цветами. Эти торговцы расположились на северной стороне площади, в начале Самотечного бульвара , который от них и получил свое современное название – Цветной бульвар . Цветочные магазины, стоявшие здесь, снесли в 1947 году.
На углу между Трубной улицей и Цветным бульваром находился трехэтажный дом, в котором размещался разгульный трактир «Крым». «Крым» занимал два верхних этажа, но известен дом был своим обширным подвальным этажом: «сплошь занятый одним трактиром, самым отчаянным разбойничьим местом, где развлекался до бесчувствия преступный мир». Подвал делился на два помещения носивших название «Ад» и «Треисподня». В «Треисподню» не каждый имел доступ, и здесь: «круглые сутки делалось дело: дележ награбленного участниками или продажа его, исполнение заказов по фальшивым паспортам или другим подложным документам особыми спецами, крупная игра в карты, где проигрывалась добыча, иногда исчисляемая тысячами, однако пьянство здесь недопускалось». С «Адом» же связана история первого покушения на Александра II 4 апреля 1866 год. Здесь происходили заседания, на которых и разрабатывался план нападения на царя.
На юго-восточной стороне площади, на горе, находится Рождественский женский монастырь , основанный в 1386 году. Между Рождественкой и Неглинным проездом местность до начала XVIII века была занята монастырскими огородами и застроилась только в начале XIX века.
В 60-е годы XIX века на площади вырос знаменитый ресторан «Эрмитаж», открытый французским поваром Оливье, творцом знаменитого одноименного салата. Ресторан был устроен на французский манер и имел неслыханный успех.
В 1880-х годах через Трубную площадь по Бульварному кольцу прошла конка. Птичий рынок, который расположился на площади с 1840-х годов, просуществовал до 1924 году. Если не считать около 5 палаток с рыболовными принадлежностями, остальная торговля велась «с рук». Торговцы рано утром привозили и приносили сюда клетки с птицами и мелкими животными. В трактирах собирались любители соловьиного пения и канареек. На Трубе был свой особый торг и обмен птиц. На птичьем рынке продавали также кошек и щенят. Весной в Благовещенье, многие приезжали на рынок, чтобы купить и выпустить на волю птиц. Таков был в этот день обычай.
Птичий рынок мешал движению через Трубную площадь, и Городская управа в 1906 году предлагала перенести его на другое место, но Городская дума отклонила это предложение. Только после октябрьской революции 1917 года, рынок перенесли к цирку на Цветном бульваре и Трубная площадь стала проезжей.

Площадь на пересечении Бульварного кольца, Цветного бульвара и Неглинной улицы издавна именовалась «Трубой». Столь странное название место получило в XVII веке: здесь неширокая, но своенравная речка Неглинка пересекала кольцо стен Белого города, для чего в толще одной из башен сделали арочное отверстие в виде кирпичной галереи длиной около восьми метров - «Трубу». На выходе она закрывалась решеткой. Проездных ворот здесь никогда не было.

Событием в биографии площади явилась прокладка Мытищенского водопровода. Кроме высокого качества воды, Большие Мытищи обладали еще одним важным достоинством: они располагались выше Москвы, благодаря чему вода поступала в город самотеком по открытым, а иногда подземным галереям. В конце галереи на Трубной площади соорудили красивую водоразборную ротонду. Следующий водоразбор находился у Рахмановского переулка.

Водопровод, строившийся 25 лет, открыли 28 октября 1804 года. Журналист «Вестника Европы» в связи с этим восторженно восклицал: «Невежды! Жалкие враги просвещения! Вы, почитающие науки вредными, искусства бесполезными! Взгляните на водовод Мытищенский и признайте его благотворительным!»

В 1840-х годах московские власти решили разгрузить Охотный ряд и перенесли торговлю мелкими животными, собаками, голубями и певчими птицами на Трубную площадь, к началу Рождественского бульвара. А в 1851 году сюда с Театральной площади перебрались торговцы цветами, цветочной рассадой и саженцами деревьев.

Случайные фото природы

Описание этого специфического рынка есть у Чехова: «Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют».

В рассказе о старой Трубной площади нельзя не упомянуть первую конную железную дорогу, проложенную в 1880-х годах по Бульварному кольцу. К этому времени уже давно снесли стены Белого города и заключили в коллектор Неглинку. Две лошади по рельсам довозили небольшой вагон от Петровских ворот до крутого подъема напротив стены Рождественского монастыря. Тут к вагону припрягали еще двух лошадей с мальчиками-форейторами и втаскивали его наверх к Рождественскому бульвару, после чего дополнительных лошадей выпрягали и вели встречать следующий вагон. Только в 1911 году конку сменил трамвай «Аннушка», одолевавший подъем со страшным скрежетом. После войны трамвай убрали, ничем его не заменив: возобновить движение общественного транспорта на этом участке оказалось городским властям не по силам. Так Бульварное кольцо и осталось разорванным на две части - от храма Христа Спасителя до Трубной и от Трубной до Яузских ворот, создавая большие неудобства для москвичей. Будем надеяться, что после окончания очередной реконструкции площади столичные транспортные службы осилят проблему, которую почти полтора века назад успешно решала конка.

Долгое время по периметру площади сохранялась старая двух- и трехэтажная застройка. Рынок еще в 1924 году перенесли на Цветной бульвар, к цирку, а после войны Трубную реконструировали и упорядочили движение транспорта. С площади по-прежнему можно было любоваться Рождественским и Высокопетровским монастырями, построенными в древности на берегах реки Неглинной. От Петровского бульвара хорошо просматривалась глава собора Рождественского монастыря, увенчанная огромным луковичным завершением. Во время последней реставрации собора архитектор Н. Ильенкова настояла на восстановлении шлемовидного покрытия 1503 года.

С высокой Рождественской горки открывался незабываемый вид на центр Москвы и пятиглавия соборов Высокопетровского монастыря, о чем сегодня приходится говорить в прошедшем времени: активное строительство последних лет пагубно сказалось на восприятии отсюда панорамы города. По сегодняшней московской моде на «красную линию» площади и бульваров выходят дома-новоделы малой этажности, имитирующие историческую застройку, зато сзади их подпирают вполне современные многоэтажные объемы. Одно из подобных сооружений сейчас возводится во дворе дома на углу Рождественки и Рождественского бульвара. Объект еще не закончен, но легко понять, что он частично перекроет вид на Рождественский собор. Слушая рассказы архитекторов о просчете и сохранении ими «коридоров видимости», диву даешься, как можно было просмотреть столь очевидную ошибку.

Из немногих сохранившихся на «Трубе» с XIX столетия зданий самое известное, безусловно, - дом французского кулинара и предпринимателя Люсьена Оливье, построенный им совместно с купцом Яковом Пеговым по проекту архитектора Михаила Чичагова на углу Петровского бульвара. Ресторан, открывшийся в доме гостиницы «Эрмитаж» славился изысканным французским шиком, разнообразным меню, богатой картой вин, а также фирменным салатом. Для контраста гостей обслуживали не фрачные официанты, а трактирные половые в белых косоворотках. Перед зданием расположилась «биржа» лихачей, которые платили городу за право стоянки на столь выгодном месте по пятьсот рублей в год. Во второй половине XIX века ресторан приобрел популярность среди московской интеллигенции. Здесь устраивались торжественные обеды, отмечались юбилеи и театральные премьеры, ежегодно праздновался Татьянин день. После смерти Оливье новые владельцы с еще большим шиком отделали дом, пристроили к нему бани с номерами. Во дворе появилась стеклянная галерея с садом и отдельными кабинетами. В 1899 году в честь 100-летней годовщины поэта в Белом зале «Эрмитажа» состоялся знаменитый Пушкинский обед, где присутствовали все известные писатели. В 1923 году в бывшем «Эрмитаже» открылся Дом крестьянина. Сегодня в реконструированном главном здании дает спектакли театр «Школа современной пьесы».

Говорить о том, какой окончательно станет застройка Трубной площади, сегодня трудно: очередная реконструкция идет полным ходом. На углу Цветного и Рождественского бульваров завершается снос бывшего Дома политпросвещения МК и МГК КПСС (архитекторы B. C. Андреев и К. Д. Кислова), возведенного в 1980 году на месте дома Внукова, в котором размещался знаменитый трактир «Крым», столь красочно описанный В. А. Гиляровским. Что построят на этом ответственном в градостроительном отношении участке, широкой общественности пока неизвестно.

Примечательная особенность Трубной площади: на ней сходятся три бульвара - Петровский, Цветной и Рождественский. Даже четыре: ведь и на Неглинной улице есть небольшой сквер-бульвар, простирающийся до Рахмановского переулка. Ни одна московская площадь не может похвастаться подобным! А какие непохожие виды открываются с площади на эти бульвары!

Эффектную гору Рождественского бульвара справа окаймляет стена Рождественского женского монастыря. Именно здесь художник Перов писал свою знаменитую «Тройку». Совсем недавно стена и стоящая за ней церковь были в ужасающем состоянии. Сегодня тут заканчивают работу реставраторы. С 1930-х годов в начале Рождественского бульвара стоял общественный туалет, грамотно встроенный в крутой откос. Старые москвичи хорошо помнят это шикарное по тогдашним меркам коммунальное заведение. Потом туалет переделали в магазин, а после и вовсе сломали. Сегодня за забором идет бурное строительство - можно не сомневаться, что очередного ресторана.

Замечательный памятник XVI столетия - Рождественский собор - украшает стройная глава, укрытая шлемом. К сожалению, его простой лаконичный венчающий крест был заменен на вычурный, совершенно не подходящий к древнему шлемовидному покрытию и всему облику собора.

Через площадь напротив Рождественского бульвара начинается Петровский. В отличие от Цветного, тут несколько первоклассных памятников архитектуры. У Петровских ворот стоит один из старейших монастырей Москвы - Высокопетровский. На старых фотографиях видно, что соборы монастыря прекрасно воспринимались с Трубной площади. Ближе к ней расположена классическая городская усадьба XVIII века, принадлежавшая Р. Е. Татищеву, а рядом, на другом углу Крапивенского переулка, - бывшее Константинопольское подворье, граничившее с участком ресторатора Оливье, с которым оно вело бесконечные земельные тяжбы. Корпуса подворья выделяются пестротой своих фасадов, сложенных из красного, белого, желтого и черного кирпича. Возводились они в 1892 году по проекту архитектора С. К. Родионова.

Наше время принято называть временем атома, электроники, интернет-технологий. Но что будет с нашей цивилизацией, если на мгновенье исчезнут трубы? Она прекратит свое существование в тот же момент. Мы создали мир, в котором труба — это основа нашей технической цивилизации. И если хочется понять, как выглядит мир по-настоящему, стоит отправиться на экскурсию — для начала в глубину истории.

Человек увидел преимущество трубы в глубокой древности. Можно сказать, что еще десятки тысяч лет назад люди нашли применение трубчатым растениям, чтобы, к примеру, подводить к жилищам воду, делать стоки, пить воду через соломинку или плеваться отравленными колючками.

Уже древние египтяне имели развитое производство керамических труб. Их вставляли одну в другую и так создавали длинные конструкции, которые могли служить либо водоводами, либо сточной системой.

В Европе и России в древности научились делать трубы из стволов деревьев. Самым простым способом было расщепление ствола на две половинки, выдалбливание середины и последующее соединение с помощью смолы. Эта технология пережила века: в наше время находят трубы, которые делали 150 лет назад из древесных реек, смолы и проволочной оплетки. Они до сих пор могут служить людям.

Но такие трубы хороши только до тех пор, пока вода в них идет самотеком, под действием силы тяжести. А вот если вы начинаете качать воду или пропускать ее с большим перепадом высоты, такие трубы оказываются непригодными. Потребовались десятилетия, чтобы инженеры осознали причины проблемы и нашли пути ее решения.

Бочки и кружки

В середине XVII века проблема труб, выдерживающих высокое давление, появилась в связи с развитием садово-паркового искусства. Стали создаваться насосные станции, которые поднимали воду, и трубопроводы, по которым вода опускалась со значительными перепадами высот. Все отмечали, что в этом случае вода идет очень сильной струей. Но часто вода прорывала соединения труб или даже разрывала сами трубы, хотя их сечение было совсем небольшим.

В 1644 году итальянец Эванджелиста Торричелли опубликовал закон, описывающий зависимость скорости вытекания воды от давления, получивший его имя. Чем больше давление, тем быстрее будет вытекать вода. По сути, он положил начало науке — гидравлике. Следующий шаг, объяснивший, почему рвались трубы, сделал француз Блез Паскаль, который в 1648 году взял крепкую бочку, полную воды, вставил в нее тонкую стеклянную трубку высотой до второго этажа и стал заполнять трубку из небольшой кружки. На удивление, вскоре бочку разорвало.

Паскаль понял, что самое главное — это перепад давления в системе, а не диаметр стеклянной трубки. Открытия Торричелли и Паскаля лежат в основе всей современной гидравлики, например, в любой автомашине несколько метров трубопроводов, по которым поступает бензин, гидравлические жидкости, антифриз. Трубы в тракторах, кораблях и самолетах, водо-, нефте- и газопроводах.

По трубопроводам подается в наши дома вода и природный газ. Многие виды промышленного производства, например химическое, это сплошной клубок труб и трубочек. И о каждой разновидности можно рассказывать очень долго. Самыми крупными трубопроводами в мире являются так называемые магистральные: по ним идет подача нефти или газа на значительные расстояния от места добычи до места, где начнется переработка сырья и его практическое использование.

Первые трубопроводы

Строго говоря, по магистральным трубопроводам можно перекачивать не только нефть. Дефицит воды уже привел к тому, что появились магистральные водопроводы, и можно быть уверенными, что их количество будет только расти. Но основные особенности и принципы создания этих самых протяженных сооружений на планете остаются одними и теми же.

У трубопровода по сравнению с цистерной или газовым баллоном есть несомненное преимущество —непрерывность подачи продукта, но есть и свои слабости. Например, чтобы ускорить транспортировку нефти через трубопровод, нужно повысить давление. При этом чем меньше диаметр трубы, тем большее значение имеет вязкость жидкости, которую перекачивают, и то, насколько она липкая по отношению к стенкам этой трубы. Поэтому сопротивление перекачке в маленькой трубе будет много больше, чем в трубе большого диаметра. Но чем больше будет диаметр трубы при одинаковой толщине стенки, тем больше шансов, что она лопнет. Поэтому первые трубопроводы были достаточно скромного диаметра.

Например, первый в России нефтепровод, построенный в 1878 году по проекту выдающегося инженера Владимира Шухова, имел диаметр 75 мм. А в 1906 году в России был запущен нефтепровод Баку ¾ Батуми длиной 833 км. Этот трубопровод был построен из труб с внутренним диаметром уже 200 мм. И тем не менее трубопроводы не могли тогда еще составить конкуренцию перевозке нефти по железной дороге или по морю. В 1913 году по батумскому нефтепроводу перекачивалось всего 5-6% всей нефти, которая шла из этого региона. Просто потому, что потребление нефти было еще сравнительно невысоким.

Большой нефтяной рывок

Первая мировая война сделала нефть самым перспективным видом топлива. На глазах рос мировой автомобильный парк. Особые взгляды устремляли на бензин и дизельное топливо военные: все помнили слова французского генерала Фоша по поводу Версальского мира — «перемирие на двадцать лет». Поэтому системы бесперебойных поставок приобретали особое значение.

В 1926 году был проложен первый нефтепровод в Южной Америке. В 1925 году советские инженеры построили вторую ветку нефтепровода Баку — Батуми длиной 834 км, а спустя несколько лет ¾ нефтепровод Грозный ¾ Туапсе протяженностью 650 км. Диаметр труб увеличился до 250 мм, насосные станции стояли примерно через каждые 70 км.

Однако СССР значительно уступал тем же США по длине своих трубопроводов и объемам перекачки нефти. Перед началом Второй мировой войны общая длина трубопроводов в СССР составляла чуть больше 4000 км. При этом в годы войны США проложили продуктопроводы из штата Техас на северо-восток длиной более 2000 км каждый. В 1944 году был построен магистральный газопровод Tennessee длиной 3300 км. Наступало время сверхдлинных трубопроводных магистралей.

К шестидесятым годам ХХ века диаметр трубопроводов значительно вырос, например, знаменитый нефтепровод «Дружба», сданный в эксплуатацию в 1964 году, был собран из труб диаметром 1200 мм. По нему пошла нефть из Татарстана и Поволжья в Польшу, Чехословакию, Венгрию и Германскую Демократическую Республику.

Ученые разрабатывали новые способы не только изготовления труб, но и их защиты от коррозии и уменьшения трения нефти о внутренние стенки. В частности, внутреннюю поверхность труб стали покрывать пластиком, который нефть плохо смачивает. В результате ее трение о стенки трубы заметно снижалось, а значит, снижались и расходы энергии на ее перекачку.

Проблемы и решения

Строительство трубопроводов продолжается и в России, и во всем мире. Совершенствуются технологии: в соревновании различных методов изготовления труб большого диаметра победила технология изготовления сварных труб из одного листа с формированием одного, продольного шва. Сейчас качество швов столь высоко, что прочность на разрыв шовного соединения всего на 10-15% меньше, чем собственно стенки трубы.

Если раньше Россия вынуждена была закупать импортные трубы большого диаметра, то с запуском в рабочий режим новейшего производства «Высота 239» на Челябинском трубопрокатном заводе этот вопрос был решен.. Сегодня работа есть для всех российских трубных производителей. Ведь несмотря на то, что Россия продолжает строить крупные экспортные трубопроводы, такие как Восточная Сибирь — Тихий океан, внутри страна еще далеко не насыщена трубопроводной сетью, в первую очередь газовой. Хотя, к примеру, общая длина трубопроводов «Транснефти» приближается к 50 000 км, стоит помнить, что общая длина мировой трубопроводной системы уже около 4 млн км. В России требуется строительство дополнительных магистральных трубопроводов, чтобы обеспечить всю страну доступным топливом. Ведь новый магистральный газо- или нефтепровод очень сильно способствует развитию региона, чему есть немало примеров.

Вконтакте

Трубная площадь.
Вид местности, прилегающей к Петровскому бульвару. Фото 1882 г. из альбома Найдёнова.


Трубная площадь, часть Бульварного кольца, единственная площадь Москвы, на которой сходятся аж четыре бульвара Петровский, Рождественский, Цветной и Неглинной (хотя последний официально именуется улицей). Названа своё она получила по водостоку - "трубе" в стене Белого города, через который текла р. Неглинная до заключения её в подземный коллектор.


Реконструкция Кудрявцева.
Посередине Белгородской стены мы видим эту самую "трубу".

В XVII в. в этом месте близ стены Белого города находились деревянный мост через р. Неглинную и Лубяной торг - площадка, где продавали брёвна и срубы. Единое пространство площади образовалось в 1817, когда реку заключили в подземную трубу. В 1840-х гг. на площадь перевели торговцев птицами и мелкими животными из Охотного ряда (птичий рынок существовал здесь до 1924), а в 1851 - продавцов цветов и саженцев с Театральной площади. В 1880-х гг. по площади прошла конка, в 1911 - трамвай.
В 1947 Трубная площадь расширена, снесены здания цветочных магазинов у Цветного бульвара.
С конца 1970-х гг. площадь начали реконструировать... Для начала снесли историческую застройку между Цветным бульваром и Трубной улицей. И "осчастливили" Москву Домом политпросвета МГК и МК КПСС, 1980, арх. В.С. Андреев, К.Д. Кислова). Сейчас он тоже снесён и что-то строится на его месте. В конце 1990-х гг. "реконструировали" дом на углу Петровского и Цветного бульвара (снос с бетонным "воссозданием"). В 2000-е такая же участь постигла комплекс Ечкинского подворья (угол Трубной площади и Неглинки).
В 1994 в начале Цветного бульвара установлен памятник "Солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга". В 2007 г. открыта ст.метро "Трубная".


Конка на Рождественском бульваре. Фото кон.19 века.



Трубная площадь. Вид с Рождественского бульвара. Фото кон.19 в.
Вот на том месте где стоял фотограф и воздвигли "шашлычную".


Панорама Трубной площади и Рождественского бульвара с Рождественского монастыря. Фото кон.19 века.


Панорама Трубной площади и Петровского бульвара с Рождественского монастыря. Фото кон.19 века.


Ресторан и гостиница "Эрмитаж", основанные французским кулинаром Л. Оливье (именно ему мы обязаны главным блюдом нашего праздничного стола - салатом "Оливье", он же "Московский", он же "Столичный", он же "Праздничный" и проч., проч., проч.) и московским купцом Я.А. Пеговым. С 1864 находился на углу Неглинной улицы и Петровского бульвара (д. 29/14, перестроен для ресторана архитектором М.Н. Чичаговым). В дальнейшем гостиница занимала и соседний дом по бульвару. В апреле 1879 москвичи чествовали в «Эрмитаже» И.С. Тургенева. В 1902 труппа МХТ и М. Горький отмечали здесь премьеру спектакля «На дне». Традиционно в «Эрмитаже» студенты, выпускники и преподаватели университета отмечали студенческий праздник «Татьянин день» - 12 января. В 1917 «Эрмитаж» был закрыт. Ныне в здании - театр «Школа современной пьесы».


Ресторан "Эрмитаж". Фото кон.19 века.


Ресторан "Эрмитаж" на Трубной площади в Москве. Летний сад. Архитектор Бони И.И. Фото 1910-е гг.


Трубная площадь. Вербное воскресенье. Фото нач.20 века.


Трубная площадь.


Трубная площадь. Справа - дом, на углу Цветного бульвара, в котором находился, описанный Гиляровским, трактир "Ад".


Трубная площадь. Хорошо видна не сохранившаяся застройка квартала между Цветным бульваром и Трубной (Грачёвкой) улицей и начала нечётной стороны Рождественского бульвара.


То же самое место. Фото 1970-х гг.


Трубная площадь. Вид на Рождественский бульвар, Ечкинское подворье и Рождественский монастырь.
По площади уже пущен трамвай. Фото 1920-х (?).

Очень много - хорошего и доброго - связано у меня с Цветным бульваром и Трубной площадью:
...Нашей главной спортивной площадкой был Цветной бульвар. Это было и футбольное поле, и хоккейная площадка (правда, без коньков и льда, но с клюшками и теннисным мячиком вместо шайбы), и велотрек (проехать «без рук» из конца в конец с разворотом). Какие жаркие футбольные баталии разворачивались на асфальтовом пятачке перед входом на бульвар со стороны Трубной площади. Воротами служили большие гранитные тумбы с каменными чашами.
Играли резиновым мячом, зелёно-чёрным, разрисованным под настоящий футбольный. Стоил такой мяч 70 копеек в «Детском мире» и срок его «жизни» был, как правило, недолог. Особенно, если после сильного удара он вылетал за пределы «футбольного поля» через газон на мостовую под колёса машин.
После футбольных баталий противоборствовавшие стороны шли пить сок или молочный коктейль в продуктовый магазин на углу Трубной площади и Петровского бульвара. Сейчас дом, в котором находился этот магазин, снесён, и на его месте красуется стилизованный под XIX век «новодел». Сок наливали в гранёные стаканы продавщицы-сатураторщицы. Предпочтение почти всегда отдавалось нами томатному и, иногда, – берёзовому. Для томатного сока рядом с сатуратором стоял стаканчик с солью, а из другого стакана с мутно-бурой водой торчали две-три чайные ложки. Стакан молочного коктейля, томатного или берёзового сока стоил 10 копеек...


Трубная площадь. Вид на Неглинку и Ечкинское подворье. Фото 1980-х гг.


Трубная площадь. Вид с Рождественского бульвара. Фото 1980-х гг.

Огромная благодарность за ряд снимков сайту

До строительства стен Белого города в конце XVI века нынешняя Трубная площадь представляла собой низину с текущей по ней рекой Неглинкой, заливными лугами, окружёнными с северной стороны коренными лесами, а с южной - городской застройкой, состоящей главным образом из церквей.

После постройки стен на этом месте выросла глухая башня, у подножия которой возник рынок, получивший вскоре название «Лубяной торг»: там торговали деревом, а осенью ещё и сеном. С северной стороны вместо лесов появился новый район - Скородом, названный чуть позже Земляным городом.

У трубы

Неизменной оставалась лишь река, которая текла из района нынешней Марьиной Рощи. На Трубной площади она образовывала обмелевший к концу XVIII века Верхний Неглиненский пруд, бежала дальше в сторону Кремля, огибала его с северной стороны и впадала в Москву-реку.

Собственно, Неглинной Трубная площадь и обязана своим названием. Мнения расходятся, почему же именно труба. В последнее время чаще всего говорится о том, что по ней река текла через стену Белого города. Но вот Иван Кондратьев, издавший в 1893 году книгу «Седая старина Москвы», предлагал более правдоподобную версию: «Одним из важнейших мостов через Неглинную, помимо Кузнецкого, был мост на нынешней Трубной площади. Он был построен в самую глубокую старину, деревянный, на высоких сваях, причём для течения воды под мостом была проложена огромная деревянная труба, почему и местность получила название Трубы».


Причём название это настолько стало общеупотре​**тельным, что дало имя одному из здешних храмов - церкви Сергия Чудотворца, что на Трубе. Да и в официальных документах местность часто именовалась именно так.

Именно на Трубе, которая летом порой представляла собой непроходимое болото, зимой устраивались масленичные катальные горы и организовывались кулачные бои, без которых в Москве не обходился ни один зимний праздник.

В начале XIX века произошло два очень важных события в истории не только Трубной площади, но и всей Москвы. После 1812 года Неглинную, куда «москвичи старого времени имели обыкновение сваливать всякую дрянь», было решено заключить в трубу и сверху засыпать. В 1823 году прозвучало предложение о продлении бульваров и, соответственно, о замощении площади.

13 июня 1824 года состоялась переторжка, победителями которой стали крестьяне Терентий Андреев и Алексей Колмогоров, которым и предстояло планировать площадь. Досыпать необходимо было около одного метра земли. Для этого требовалось привезти почти 250 кубических сажен (примерно 2,5 тысячи кубических метров) земли.

В первое лето было доставили 125 кубических сажен, причём землю брали со дна Неглинной - наносную, песчаную, с илом. После осадки грунта были досыпаны оставшиеся 125 кубических сажен, и площадь была выровнена.

От разливов и наводнений, правда, это не спасало. Даже в XX веке, хотя работы по очистке и улучшению русла Неглинной периодически всё же проходили, Трубная площадь не раз оказывалась под водой. Было это и в 1960 году, и в 1973-м, и в 1974-м. Именно последнее наводнение стало, можно сказать, последней каплей, и уже на следующий год работы по прокладке нового коллектора пропускной способностью 66,5 кубического метра воды в секунды были завершены.

Новая жизнь

После заключения реки в коллектор и замощения площади это место начали обустраивать. Здесь был сооружен бассейн Мытищинского водопровода, к которому подключили фонтан, получавший ранее воду из ключей у Рождественского монастыря. В 1840-х годах на Трубу - в самое начало тогда ещё Большого Трубного бульвара - переехал цветочный рынок. До 1824 года он размещался на Красной площади, около Кремлёвской стены, а потом перебрался на Театральную площадь.

В 1851 году Иван Зеленецкий писал: «И теперь уже по вечерам можно видеть множество здесь народу и экипажи около бассейна, в которых приехали погулять по цветнику, когда цветник ещё не приведён в порядок, когда на Трубном бульваре нет ни кофейной, где можно получать чай, кофе и прохладительные напитки, ни музыки; но что же сказать тогда, когда всё это устроится и цветник примет настоящий вид».

Конка, борзые и птичий рынок

В те же годы, но уже с Охотного Ряда, на Трубную переехал птичий рынок, на котором продавали птиц, собак и других мелких животных. Каждое воскресенье со всех концов Москвы съезжались голубятники с голубями и птицеловы, предлагавшие приобрести попавших к ним в силки птиц, любители собак и аквариумных рыбок. О нём живописали и Антон Чехов, и Владимир Гиляровский: «Охотники и любители птиц наполняли площадь, где стояли корзины с курами, голубями, индюками, гусями. На подставках висели клетки со всевозможными певчими птицами. Тут же продавались корм для птиц, рыболовные принадлежности, удочки, аквариумы с дешёвыми золотыми рыбками и всех пород голуби. Большой угол занимал собачий рынок. Каких-каких собак здесь не было! И борзые, и хортые, и псовые, и гончары всех сортов, и доги, и бульдоги, и всякая мохнатая и голая мелкота за пазухами у продавцов».


В 1872 году по Трубной площади прошла первая линия конно-железной дороги. Это привлекало на площадь зевак, которые сидели на чугунных тумбах и поджидали конку. Посмотреть и правда было на что. Если от Петровских ворот небольшой вагончик волокли две лошади, то для подъёма по Рождественскому бульвару к ним добавляли ещё двух, а то и четырёх. На каждую из них садился мальчик-форейтор, и под гиканье пацанов и бесконечный перезвон кучера вагон с разгону взбирался в горку. Не дай бог, на пути окажется замешкавшийся пешеход, - экипажу порой приходилось сползать медленно обратно, чтобы попытаться вновь одолеть подъём.

В 1895 году конка уступила место трамваю, а на Трубной вскоре был построен вокзал - пересадочный пункт. Однако переход на электротягу ситуацию не изменил. Площадь оставалась крайне сложным участком. Вагоновожатый ехавшего со Сретенки трамвая был обязан удостовериться, что остановка на Трубной уже пуста и рельсы свободны. 24 ноября 1915 года на площади произошла авария. Трамвай с неисправными тормозами скатился по Сретенскому бульвару и врезался в трамвай, стоящий на Трубной. Пострадали 17 человек, четверо из них - тяжело.

К этому моменту кровь на Трубной лилась уже не раз. В 1905 году на площади было одно из самых жестоких декабрьских столкновений. Революционная пора 1917-го также не обошла Трубу стороной. 12 ноября, к примеру, на птичьем рынке продавали оружие. В какой-то момент торговцы устроили перестрелку с милицией: один человек погиб, один был тяжело ранен. Птичьему рынку, кстати, жить оставалось уже недолго. Первый раз торговать на Трубной запретили в 1921 году, а в ноябре 1924-го его, вместе с цветочным, выгнали оттуда окончательно.

Одной из самых кровавых страниц истории Трубной площади было, конечно, прощание советского народа с Иосифом Сталиным. 6 марта 1953 года здесь возникла жуткая давка, унёсшая, по разным оценкам, от нескольких сотен до пары тысяч жизней. Об этом писал в своих воспоминаниях Евгений Евтушенко, а Герман Плисецкий - в поэме «Труба»:

«Вперёд, вперёд, свободные рабы,

достойные Ходынки и Трубы!

Там, впереди, проходы перекрыты.

Давитесь, разевайте рты, как рыбы.

Вперёд, вперёд, истории творцы!

Вам мостовых достанутся торцы,

Хруст рёбер и чугунная ограда,

И топот обезумевшего стада,

И грязь, и кровь в углах бескровных губ.

Вы обойдётесь без высоких труб».

«Адъ» в «Крыму»

Отдельной страницей истории Трубы стала ночная жизнь Трубной площади, бесшабашная и чрезвычайно колоритная. Недаром легендарный Владимир Гиляровским с таким упоением рассказывал об этих местах. Трущобы, притоны, постоялые дворы, кабаки, причём самые дешёвые, - вот чем славилась Труба и её окрестности. Приличному человеку появляться здесь было небезопасно.

Самым известным местом был, конечно, «Крым». Гостиница, трактир, постоялый двор - как только его ни называли - состоял из трёх этажей и подвала, носившего название «Адъ». Там-то и происходило самое интересное.

«Посещать это заведение было крайне опасно; ни один посетитель не выходил оттуда, не быв обокраден, обыгран в карты или просто ограблен или избит... Из Ада было устроено несколько тёмных выходов внутрь двора; в этих узких коридорах, в различных местах и на различной высоте были устроены деревянные перекладины, ниже человеческого роста, и врыты столбы таким образом, что попавший в этот притон, спасаясь бегством от мошенников, неминуемо натыкался на устроенные преграды, ударялся об них и ошеломлённый падал в руки преследовавших его».

В «Аду» размещалось две харчевни, одна из которых состояла из четырёх комнат и 14 отдельных номеров, куда посетители приходили с публичными женщинами. На первом, втором и третьем этажах «Крыма» также размещались номера, которые, помимо помесячной аренды, сдавались временно для любовных свиданий.

«Подвальный этаж служит скопищем народа нетрезвого, развратного и порочного; туда собираются развратные женщины и служат приманкой для неопытных мужчин; время там проходит в пьянстве, неприличных танцах, открытом разврате и т. д., - пишет московскому генерал-губернатору один из городских чиновников. - Там происходят различные сделки и стачки между мошенниками, которыми воровства производятся даже в самом заведении».

После этого донесения в 1866 году «Крым» был ликвидирован. Вместо него появился «Русский трактир», а подвальный этаж был превращён в складские помещения. В 1981 году не стало и самого здания.

Загрузка...
Top