Ительмены - коренные народы дальнего востока. Ительмены Основная территория расселения

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство ительменов считает родным. Верующие - православные.

Ко времени прихода русских на Камчатку в конце XVII века ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце XVIII века ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В XX веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек.

Традиционное занятие - рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева.

Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие ительменов - рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% ительменов - городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой - полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом - свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины - комбинезоны - рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины - кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.

Обращены в православие в середине XVIII века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам.

Наиболее развитые виды прикладного искусства - вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

В. А. Тураев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 201-202.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Итэнмэн : Самоназвание и т э н м э н, и т а н м с х н, и т е н м е л н "живущий", "жители".

Основная территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 2805, 1926 - зафиксировано 4217 "камчадалов", в т.ч. 859 ительменов, указавших в качестве родного ительменский язык, 1959 - 1109, 1970 - 1301, 1979 - 1370, 1989 - 2481.

Этнические и этнографические группы

В ХVIII - начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном - р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

ительменский : В определении классификационной принадлежности ительменского языка, существуют разночтения. Более традицонная оценка его вхождения в чукотско-корякскую rpупny палеоазиатских языков (ительменский, чyкотский, корякский, керекский), в настоящее время последовательно пересматривается лингвистами. Специальные исследования лексики, фонетической системы, звукового строя ительменского языка в сравнении с чукотским и корякским, позволяют утверждать, что с ними он обнаруживает ареальные соответствия (следствие этнокультурные контактов), а не генетические связи (общность происхождения). Тем не менее, отношение ительменского языка к палеоазиатским, даже на уровне его классификационной обособленности, не вызывает сомнений.

Писменность

Уровень грамотности у ительменов к началу ХХ в., по сравнению с другими народами Севера, был выше, чему способствовало длительное влияние русских поселенцев. После 1917 г. ряд церковноприходских школ объявили себы советскими. В 1932 г. на основе латинской графики был разработан ительменский букварь «Будем учиться» (Е.П.Орлова). Затем на ительменском языке была создана книга для чтения. С начала 30-х годов преподавание в 1 и 2 классах велось на ительменском языке, с 3 класса ительменкий язык преподавался в качестве предмета. В 1936 г., в связи с переводом письменностей народов Севера на русскую графическую основу, ительменскийязык на кирилицу переведен не был и преподавание на ительменском языке было прекращено. Это привело к постепенной утрате родного языка ительменами и постепенному их переходу на русский язык.

Религия

Православие : Православные. Христианизация, посредством миссионерской деятельности, начинается во 2-й четверти XVIII в. Уже к середине века оно было распространено по всему полуострову и на северных островах Курильской гряды. Христианизация сопровожалась введением налоговых льго для новообращенных. В большинстве острогов были открыты школы, в которых совместно обучались русские и камчадальские дети.

Этногенез и этническая история

Исторические судьбы ительменской этнической культуры имеют несколько генетических планов. Во-первых, она включает в себя ряд общих элементов, характерных для большинства палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири (основные виды хозяйственной деятельности, некоторые типы жилых и хозяйственных построек, отчасти транспорт и зимняя одежда, Типологически сходными являются основные социальные институты, главные персонажи ранней микологии). Во-вторых, направление и интенсивность культурных контактов, вели к взаимодействию культур соседствующих народов, либо адаптации одним из них, культурных элементов другого. Такие связи ительменской культуры устанавливаются с айнами, причем как на основании, археологических материалов, так и по письменным источникам. Ранние контакты, судя по всему носили интеграционный характер, поздние - этнокультурного взаимодействия (обмен, брачные контакты, взаимовлияния в области материальной и духовной культуры). Другое направление этнокультурных связей прослеживается с алеутами. Причем, здесь значим как генетический аспект (общность формирования), так и исторически более поздние культурные связи, которое прослеживаются в жилище, одежде, технике плетения, орнаментике и т.д. Наиболее стойкими были связи ительменов с их северными соседями коряками на местах совместного проживания. Это фиксируется антропологически - коряки и ительмены противостоят чукчам и эскимосам внутри материковой группы популяций арктической расы, то же отмечается и в сфере языка. Основную интегририрующую роль, по-видимому играли ительмены. В-третьих, это взаимодействие с русскими, начавшееся в конце ХVIII в. и переведшее к коренной трансформации их культуры по направлению синкретизации, но при достаточно интенсивных брачных контактах, сложилась осознаваемая этническая группа камчадалов, в этнокультурном плане отличающаяся от собственно ительменов и тяготеющая к русским.

Хозяйство

Исторически, культура ительменов, по сравнению с соседними палеоазиатскими народами, имеет ряд особенностей. При общей характеристики хозяйства ительменов как комплексного промыслового, их принадлежность к хозяйственно-культурному типу оседлых рыболовов Сибири, позволяет выделять его доминантные отрасли. На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство. В реках промышляли рыбу лососевых пород. С мая и до конца сентября, по мере сменяемости пород нерестящейся рыбы, ловили чавычу, нерку, кету, горбушу, гольца, кижуча. В море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву. Орудия рыболовства в основном пассивные – запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. В связи с большими объемами вылавливаемой рыбы, ее обычно заготтавливали впрок – вялили, квасили, солили.
Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых. Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как корм ездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода.
Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлись соболь, лисица, песец и т.д. До появления на Камчатке русских пушная охота носила натуральный характер - шкурки пушных животных шли на изготовление одежды.
В хозяйстве ительменов широко представлено собирательство, причем не только пищевое, но и сырьевое. В пищу собирали черемшу, клубневые (сарана, овсянка), стебли кипрея (для варки чая), зонтичные, ягоду. Заготавливали траву для плетения циновок, корзин, веревок и ниток. Объектами собирательства являлась прибрежная морская флора и фауна, птичьи яйца.

Традиционные поселения и жилища

Поселения ительменов, в прошлом часто укрепленные, располагались по берегам водоемов и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.
Зимнее жилище - каркасная полуземлянка с бревнчатыми стенами и плоской крышей. Снаружи стены покрыты травой и засыпаны землей. Очаг расположен сбоку. Это жилище для большесемейного коллектива. Именно это жилище в последствие замеяется срубным домом.
Летнее жилище ительменов - свайный балаган. На приподнятой над землей платформе ствился жердевой пирамидальный каркас, который покрывали древесной корой и травой. Балаган имел два входа. Позднее балаган стал использоваться в качестве хозяйственной постройки.

Библиография и источники

Классические работы

Описание земли Камчатки с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов./Крашенинников С.П.//М., Л.,-1949

Общие работы

Ительмены. Историко-этнографический очерк./Орлова Е.П.//СПб.,-1999

История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки.//Л.-1990

Отдельные аспекты

Ительмены. Материальная культура ХVIII в. - 60-е гг. ХХ в. Этнографические очерки./Старкова Н.К.//М.-1976

Рыболовы камчадалы: экономический потенциал и особенности социальных отношений./Шнирельман В.А.//Л.//Ранние формы социальной стратификации.-199398-121

Ительмены — один из самых малочисленных народов России. Их всего 1500 человек. Живут они на полуострове Камчатка. В официальных документах их называют ительменами, но сами себя они предпочитают называть камчадалами. Как и их предки, нынешние ительмены продолжают ловить рыбу, охотиться в море на моржа и нерпу, собирать ягоды, грибы и растения. У русских они научились сажать картошку, разводить коров и лошадей.

Алхалалалай

Так называется этот праздник. Это не столько название, сколько приветственный возглас, который сопровождает все, что происходит во время праздника. Его смысл — это благодарность природе, это просьба о прощении за тот ущерб, который ей наносит человек своей деятельностью—кто бы он ни был: охотник, земледелец, собиратель, золотоискатель. К празднику обязательно надо поймать нерпу. Это важное в быту ительменов животное: мясо идет в пищу, нерпичий жир считается лечебным, его используют как лекарство от многих болезней. Из него же делают приправы к разным национальным кушаньям. Из шкуры нерпы шьют промысловую непромокаемую одежду и делают разные необходимые в быту вещи: коврики, обувь, ремешки, а главное, поплавки, столь необходимые в морском хозяйстве.

В старину в число праздничных обрядов входило протаскивание березы через отверстие в крыше жилища. Находящиеся внутри старались дерево втащить, а те, кто стоял снаружи, крепко его держали и не давали это сделать. Это было своего рода соревнование двух команд, и, кто бы ни победил, все кончалось весельем. Через крышу современного дома в поселке ничего протащить нельзя, поэтому обряд с березой выглядит иначе. Две женщины держат в руках березовые ветви, соединенные верхушками. Каждый участник праздника должен пройти под этой аркой — это обряд очищения от всего плохого, что было совершено в уходящем году.

Давай дружить

Интересный обычай описал у ительменов Г. Стеллер. Если какому-то человеку нравился другой человек, то он мог предложить ему свою дружбу, рассчитывая на то же самое с его стороны. Идея дружбы — оказывать друг другу помощь и поддержку. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, предварительно удалив свою % семью. Хозяин готовил огромное количество еды и протапливал жилье с помощью раскаленных в очаге камней настолько сильно, что и гость и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. Гость ел, потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, от них поднимался пар и становилось еще жарче. Это было испытание, которое гость должен был выдержать, что удавалось не всем. И тогда хозяин отбирал у гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых тот приехал. Потом открывал дверь своего жилища, давал ему возможность прийти в себя и дарил в обмен старую, поношенную одежду, плохих, слабосильных собак и разбитые нарты. Это было испытание нового друга, проверка его на жадность. Многое зависело от того, как новый друг поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время гость и хозяин менялись ролями: тот, кто был хозяином, шел в гости к тому, кто был гостем. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и безотказно помогали друг другу. Так дружили ительмены триста лет назад.

Народ в России. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Живут в Камчатской области. Язык ительменский. Численность в РФ - 2429 человек.

Самоназвание - ительмень (местный житель), старое название – камчадалы. Народ в Российской Федерации, коренное население полуострова Камчатка, живут преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа.

Общая численность в Российской Федерации в 2429 человек.

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы, но существенно отличаются от своих соседей по расовому ареалу физическим обликом. Антропологи выделяют их в особый тип, что хорошо согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными.

Говорят на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье. Существует нетрадиционная точка зрения, согласно которой ительменский язык входит в эту семью лишь на ареальных основаниях, генетической связи с чукотским и корякским языками у него нет. В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. Восточный и южный ительменские языки полностью утрачены, сведения о них ограничиваются лишь небольшим лексическим материалом. В западном ительменском языке выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Древнейший субстратный пласт, легший в основу формирования ительменов, связан с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. Антропологические данные также подтверждают генетические связи ительменов с древними представителями монголоидной расы. Об этом говорит и наличие в ительменском языке языкового субстрата, имеющего очень древнее происхождение.

Следующий этап этногенеза связан с ранним неолитом, когда на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них - тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Характерная ее особенность - непрерывность, заметная изолированность от соседних культур Северо-востока. На всех этапах (5 тысячелетие до н. э.- середина 17 в.н.э) традиционные элементы культуры тарьинцев неизменно преобладают над инновациями. Такое возможно, если культура принадлежит одному и тому же этносу. Большинство исследователей склонны считать, что таким этносом и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов (техника плетения, особый тип нарт, собачьей упряжки, одежда из птичьих шкур, необычайно развитая культура собирательства и др.) совершенно не характерны для их соседей по региону, несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят ительменов с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки. Генетическую независимость ительменов среди соседей-палеоазиатов подчеркивает фонетическое своеобразие ительменского языка сильно сближающее его с американо-индейскими языками.

К приходу русских на Камчатку ительмены распадались на 5 территориальных, скорее всего племенных, групп: бурин, суаачюай, кыхчерен, лигнурин и кулес. Общая их численность в конце 17 в. составляла 12-13 тысяч человек. С вхождением Камчатки в состав Русского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий и голодовок их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Уже в первой трети 18 в. значительная часть казаков и промышленников находились в фактических брачных связях с ительменками. На этой основе началась быстрая деформация общественного строя ительменов, утрата языка и этнического самосознания. На Камчатке стала складываться особая этническая среда, менялся физический облик коренного и русского населения, шло формирование новой синкретической культуры. К концу 18 в. на полуострове насчитывалось около 3 тысяч камчадалов-ительменов, которые фактически представляли собой субэтнос русского народа. Со второй половины 19 в. процесс обрусения камчадалов еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Камчадалы все больше теряли свои локальные особенности, растворяясь во все увеличивающейся массе русского населения. По мере того, как менялся антропологический тип ительменов и русских старожилов, трансформировались их язык, культура, этническое самосознание, менялась и семантика этнонима камчадалы. С начала Х1Х в. он приобретает собирательное значение, его все чаще распространяют на другие слои населения - потомков казаков, старожилов Камчатки, всех ее жителей. Окончательное слияние камчадалов с русскими происходило уже в советское время в рамках внутренней консолидации русской нации, однако, и сегодня еще часть местных жителей, в основном в долине р. Камчатки, в определенной ситуации продолжают считать себя камчадалами.

Медленнее проходила ассимиляция ительменов (кулес и лигнурин) на западном побережье полуострова. Здесь кроме казачьего Тигиля не было других русских населенных пунктов. К середине 19 в. местные ительмены хорошо сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры, двойственный характер носило самосознание - жители относили себя то к ительменам, то к камчадалам. Регистратор Приполярной переписи Е. П. Орлова нашла в 1926/27 г. в 9 селениях западного берега Камчатки (Аманино, Седанка оседлая, Напана, Утхолок, Ковран, Морошечное, Белоголовое и Сопочное) жителей с ярко выраженным этническим лицом. В качестве ительменов они и были зафиксированы переписью (825 человек).

Традиционное занятие ительменов в прошлом - рыболовство. Главным объектом промысла были лососевые. Большая часть рыбы добывалась запорами, использовали также остроги, крючковые снасти и сети из крапивных ниток. Важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. Добывали различные виды тюленей. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на сухопутных животных ради мяса имела у ительменов подсобное значение, однако, пушной промысел был распространен широко. В начале 20 века им регулярно занималось 95 % ительменских семей. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов - широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Продукты собирательства запасались на зиму в сушеном, вяленом, копченом виде. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Уже во второй половине 19 в. во всех ительменских селениях имелись небольшие огороды с посевами картофеля и овощей, а также лошади и крупный рогатый скот.

Поселения ительменов острожки располагались по берегам рек, недалеко от устья, обносились частоколом или земляным валом. Состояли из одной или нескольких общинных полуземлянок, вмещавших до 100 и более человек, и летних жилищ для одной семьи. Старинное зимнее жилище ительменов - углубленная в землю каркасная полуземлянка. Снаружи она имела вид небольшого округлого холмика, входом служило дымовое отверстие в крыше. К концу XVIII в. полуземлянка была вытеснена избой русского типа Летним жилищем служил крытый травой шалаш пирамидальной формы из прутьев или тонких кольев на высоком свайном помосте Русские называли такие жилища балаганами. На промыслах жили в легких каркасных постройках - двускатных, односкатных и пирамидальной формы.

Ительмены носили глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц, при изготовлении зимней промысловой обуви использовалась рыбья кожа. В набор повседневной мужской и женской одежды входили штаны, кухлянка рубашечного покроя с капюшоном и нагрудником, камлея и торбаса. Зимой кухлянка и штаны были двойными: нижние - мехом вовнутрь, верхние - мехом наружу. Зимним мужским головным убором служили шапки из птичьих перьев и меха, летом - деревянные шляпы вроде алеутских, а также берестяные умбракулы с завязками на затылке. Основу питания ительменов составляла рыба. Наиболее распространенными рыбными блюдами были юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра. Большим лакомством считались квашеные рыбьи головы. Существенным дополнением рыбного меню были мясо и жир морского зверя, сухопутных животных и птиц. Важную роль в рационе играли растительные продукты.

Основным средством передвижения ительменов в летний период были долбленные колодообразные лодки-баты. Для перевозки тяжелого или объемного груза баты сдваивали или страивали в один большегрузный паром. Зимой главным транспортным средством служили собачьи упряжки с оригинальными ездовыми нартами Ительменский способ упряжи отличается от чукотско-камчатского типа упряжного собаководства. Обязательной принадлежностью ительмена в зимний период были скользящие и ступательные лыжи (плетеные "лапки").

Традиционные верования ительменов - анимизм, тотемизм, фетишизм - связаны с поклонением духам - хозяевам. Особенно почитался "хозяин моря" Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутха). Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины 17 в. ительмены приняли христианство, обрядовая сторона которого быстро пустила довольно глубокие корни. Характерной особенностью духовной культуры является развитое танцевальное искусство. Танцы были составной частью повседневного быта, народных праздников и носили массовый характер. Наиболее развитые виды народного прикладного искусства - вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву.

Фольклор представлен в основном жанром сказки, некогда имелась богатая мифология, которая ныне утрачена. Главный герой сказок и мифов - Кутх. В последние десятилетия по мотивам фольклора ительменскими литераторами Г. Поротовым, Т. Гуторовой, Н. Суздаловой созданы яркие художественные произведения. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, популярная литература. Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры.

Оригинал взят у oleg_leusenko в Духовность „русского мира”

Апологеты эрзац-идеи т.н. „русского мира” пытаются навязать точку зрения, что, мол, этот абсурдный мир несет некую духовность, процветание и особый путь. На самом деле все буквально прозаичнее. Достаточно рассмотреть жизненные аспекты знакомства различных народов с „русским миром”.

С этого поста начну серию публикаций об истинных ценностях, которые несла цивилизация Московщины.

Начнем, пожалуй, с колонизации русскими Камчатки. Мой друг на Політико Біле Zолото нашел яркие документальные свидетельства в рассказе русского археолога Евгения Арсюхина .

В теме русской колонизации официальная российская наука любит сглаживать острые углы, пряча настоящие факты и смрад, который несла московская империя всем, повторяю, всем без исключения народам, кого б она не принуждала к дружбе с „русским миром”.

Итак, жертва русской дружбы - коренной народ Камчатки - ительмены. Вот, как археолог описывает причины гибели этого самобытного народа (материал в сокращенном виде):

Для наших исследований первостепенным источником служит работа Георга Стеллера "Описание земли Камчатки", изданная в Германии (Стеллер был немец) в 1774 г. Стеллер побывал на Камчатке в 1733-1743 гг. Будучи чрезвычайно проницательным наблюдателем, очень эрудированным историком, а также - совершенно свободным от свойственного русским историкам стремления оправдать зверства колонизаторов на Камчатке, Стеллер дает картину куда более ясную, чем знаменитый труд г-на Крашенинникова. Стеллер был одним из последних, кто видел ительменов как народ. Вскоре после того коренное население было истреблено.

Ительмены

Пионеры

Начнем с истории покорения Камчатки русскими. Ведь русские в 17-м столетии в техническом отношении мало отличались от монголов 12-13 вв. Если нечто сумели сделать русские в 17-м веке, значит, это было по плечу и монголам, было бы желание.

Разум отказывается верить, что край, куда на самолете летишь 10 часов, был под властью Москвы уже в 17-м столетии. Век глубокого провинциализма, эпоха отсталости, наивности, посконного быта. Даже двумя столетиями позже в какой-нибудь Курской губернии верили в существование Америки куда меньше, чем в реальность Луны - ее-то видно, а Америку нет. И тем не менее.

Когда русские покорили Камчатку - было неясно уже в середине 18-го века. Стеллер обнаружил в Большерецком остроге лишь немногочисленные документы, написанные на березовой коре (за отсутствием бумаги) китайской тушью, причем хранились они в небрежении, в сырых амбарах, и рассыпались в руках.

Человеком, который завоевал Камчатский край (открытый до него) и присоединил его к российской короне, считается начальник Анадырского острога Владимир Атласов, полурусский - полуякут (Стеллер прямо говорит, что покорители Камчатки, казаки, изъяснялись между собой исключительно по-якутски). В 1697 году, перевалив Корякский хребет, Атласов прошел Камчатку до самого юга, и везде, где мог, накладывал дань на местное население, заложил якобы первый острог, и доставил на материк меховую дань и живого японца. "Якобы" - потому, что Стеллер полагал: Большерецкий острог "заложен задолго до Атласова, который больше хвастался своими подвигами, чем совершал их в действительности".

Атласова называют "камчатким Ермаком", что поразительно верно. Как и тот Ермак, Атласов был скорее колонизатором, чем исследователем. Как и Ермак, не был русским. Камчатка встретила его мирно, но без инцидента не обошлось: юкагиры-проводники сцепились с казаками, было много убитых. Какой ценой Атласов присоединил Камчатку, сколько крови пролил? Это осталось неизвестным, поскольку на материк "Ермак" вернулся один. Он привез множество соболей. Увидев такое богатство, толпы казаков устремились на Камчатку, но впали в полное нищенство. Откуда тогда Атласов взял "дань"? Стеллер считал, что он просто ограбил какой-то русский купеческий склад на Большой земле. Доложив лично Петру I результаты похода, Атласов получил власть над всей Восточной Сибирью, возглавив Якутский острог, тогдашнюю столицу края. Будучи главой Якутска, он умудрился разграбить весь город, и его даже в тюрьму посадили. Но, поскольку никто после Атласова не собрал столько дани, как он, в 1707 году ему разрешили реабилитироваться; он вернулся в качестве начальника на Камчатку, и уж тут показал себя во всей красе. Дань камчатская была нужна: страна вела Северную войну, строилась новая столица, и петровское правительство видело в соболях то, что видят сегодняшние правители в нефти.

Атласов вернулся уже в другую страну. В 1697 году Камчатка была краем добродушных "дикарей", которые могли просто подарить связку соболей. Отведав русской власти, Камчатка взбунтовалась. Коряки восстали, перекрыли проход на полуостров. Долина реки Камчатки (на местной языке Уйкоаль - Большая река), где якобы Атласов, а на деле его предшественники построили острог по договору с тойоном (начальником ительменов) Иваром Асидамом (умер в 1741), сохраняла лояльность, но на землях возле нынешнего Петропавловска и на Охотском побережье шел открытый бунт.

Атласов тут же затеял карательный поход на юг полуострова, который обернулся гражданской войной. Взбунтовались даже ительмены по реке Камчатке, и дважды сжигали столицу русских, Большерецкий острог. 4 года шла война, и все 4 года Атласов грабил напропалую, а когда один казак обвинил атамана в воровстве, Атласов зарубил собственного воина на месте. Другого русского, единственно грамотного, кроме самого "Ермака", человека на Камчатке, Атласов держал в кандалах и ежедневно порол, чтобы он не настрочил чего в Петербург. В итоге в каждом районе орудовали казачьи банды, враждовавшие как с ительменами, так и с другими бандами..

Неизвестные авантюристы около 1685 впервые попросили дани у племени на реке Камчатке. Ими же, очевидно, через несколько лет был основан и Большереченский острог...


Штофы для водки - обычная находка на любом русском остроге

Имя Камчатки

Хотя на этот счет ходит много мнений, все же мы присоединяемся к наблюдению Стеллера, который показал, что полуостров назвали Камчаткой русские. Увидев реку, которая у ительменов называлась Камчатка, по имени некоего Кончата, который якобы прежде жил на ее берегах, они перенесли название реки на весь полуостров..

Ясак

Что же гнало русских на край света? Ясак. Ясак - страшное слово для всех народов восточнее Урала. От этого слова прятались в лесах целые племена, за это слово гибли, это слово выкрикивал Петр I и его предшественники, требуя денег на войну со шведами, его знала Екатерина, издавшая особое распоряжение о взятии ясака. В утонченном 1822 году была создана ясачная комиссия. И хотя размер ясака постепенно приближался к обычному налогу, он был уничтожен лишь в феврале 1917 года.

Что же это слово означает в точности? На практике, ясак - натуральная дань, которую были обязаны платить инородцы восточнее Урала просто за то, что в их земли когда-то пришли русские . От Урала до Камчатки ясак платили почти исключительно мехами. Ясак - слово тюркское, и в переводе означает "закон, устав, уложение". Впервые оно появляется в лексиконе русских правителей в момент разгрома Сибирского ханства Ермаком в 1581 году. Появляется как-то вдруг. Историки обычно полагают, что ясак - термин, принятый в Сибирском ханстве, обозначавший налог, и что Ермак просто продолжал брать те же налоги, что и хан Кучум, однако, прочитанные мною новейшие исследования по истории Сибирского ханства полностью это опровергают. Скорее всего, слово "ясак" придумал сам Ермак, который, как это видно из фамилии, был тюрок, кочевавший со своим отрядом по Южной России. Вероятно, он происходил от какого-то золотоордынского эмира, отколовшегося от ханства в период распада Орды в 1480-х. "Налог" назывался и в Орде, и на Руси иначе, так что оттуда Ермак не мог перенять этот термин. Скорее всего, Ермак просто брал у покоренных татар то, что ему нравилось, а когда те начинали протестовать, жестко обрывал - "таков закон". Поскольку Ермак наверняка говорил по-татарски, то и отвечал им на их языке - "ясак"...

Скоро ясак становится основным источником доходов московской казны. Сбор ясака на Камчатке, по описанию Стеллера, выглядел так. Сначала казаки переписывали всех данников, причем ительмены охотно называли свои имена, не подозревая о существовании письменности как таковой. Когда казаки через год приезжали в деревню и начинали выкрикивать имена, ительменам казалось чудом, что казаки запомнили столько имен. При этом в книги были занесены даже грудные младенцы, что было против российского закона. Хотя закон заставлял брать с одного человека одну шкурку соболя, казаки брали четыре, причем одну называли "беляк", то есть белый налог, три - "чещина". Термин интересный. Он берет свое начало, видимо, от русского "чес" или "черный бор", то есть несанкционированный налог, который взимали князья еще в раздробленной Руси на чрезвычайные нужды. Чещина шла самим казакам. Однако, вместо 4-х реально с человека брали 10 и больше шкурок, потому что принесенные ительменами меха "браковались", и казаки говорили - "такими плохими шкурами надо втройне платить". .. Если ительмен не мог заплатить тут же, его жестоко избивали, и ставили на счетчик, если на месте не забирали в рабство. Покончив с ясаком, казаки требовали мелочевки, как то жира, растительных полуфабрикатов для перегонки на водку, шкур медведей и прочего, что ительмены должны были тут же предоставить, или срочно "сбегать" домой верст за 500.

Ясак свозился в избы, откуда по идее его должны были доставить в Москву. Однако, он воровался и из изб, и по дороге, так что Москва не получала и сотой доли собранного. Но все равно это были колоссальные деньги: за железку стоимостью в 10 рублей можно было получить меха на 500-600 рублей. Год службы на Камчатке сборщиком ясака давал 30 тысяч рублей капитала. Ясак привел к тому, что пушные богатства огромной Сибири были истреблены самым варварским образом. Так, в начале 18 в человек мог собрать в сезон 60-80 соболей, а в 1730-х не получалось и 10-й доли того. До появления русских, лис на Камчатке было так много, что, когда кормили собак, кто-то должен был стоять с палкой и отгонять лисиц…

Часто ительмены за "подарки" попадали в долг к казаку пожизненно. Если ительмен не мог заплатить за "подарок", его долг удесятерялся; если он запаздывал с расплатой хотя бы на день - удваивался. Часто ительмен за золотник табаку платил всю жизнь, потеряв жену, детей (которых брали в рабство). Казаки играли в карты на такие долговые обязательства. Проигравшись, казак однако же не оказывался в накладе, поскольку тут же из кабака шел в деревню, брал человек 40 детей, и ставил их на кон. Рабов забирали так: казак брал кандалы, шел в деревню, и, наклоняясь над дымной ямой (род трубы, ведь ительмены жили зимой в землянках, только яма выходила наружу, из которой шел дым очага), звенел кандалами, и все из землянки тотчас выходили на свет, а казак брал в рабство того, кто понравился. Если ительмены противились, вырезалась вся деревня.

Ко времени Стеллера жестокости были отменены, однако, Стеллер замечает, что место казаков заняло духовенство /РПЦ/: любая процедура в церкви стоила столько, сколько все прежние налоги вместе взятые . Не пройти ее (причастие, исповедь, крещение) - значило попасть в опалу властей, а пройти - значило разориться. Часто "миссионеры" отказывали в крещении тому, кто не мог заплатить. И, хотя поначалу ительмены тянулись к христианству, даже сами устраивали кружки, где крещеный пересказывал всей деревне то, что слышал от священника, то уже через пару десятков лет от крещения бегали. Один пожилой камчадал так объяснял Стеллеру свое нежелание принять крест: после смерти придется попасть на небо, а там одни русские.

Восстания

Рассказав о поведении казаков, Стеллер заключает, что ительмены "не могут не бунтовать". Первые бунты случились еще до прихода Атласова, как только построен был первый острог. Казаки старались предотвратить бунты, создавая среди ительменов агентов влияния, которыми были либо здешние преступники (кстати, до прихода русских преступности у ительменов вовсе не было, потому что за воровство отрубали руку - почти по мусульманскому закону), либо наложницы. Поэтому кучка казаков держала в повиновении целые области.
.. За 40 лет, пишет Стеллер, численность ительменов сократилась в 12-15 раз..

С другой стороны, до 1715 года было убито всего 200 казаков, но и эти потери были чувствительны для русских. Как показали изыскания Стеллера в церковных книгах, едва ли треть казаков умерла своей смертью. Камчатка вообще принесла больше горя своим колонизаторам, чем пользы. Составив список, как выразился Стеллер, "вороватых правителей-нехристей", которые в "эру Атласова" накопили огромные богатства, исследователь обошел их потомков, но застал всех в крайней нищете.

..Притеснения русских привели к тому, что ительмены стали строить себе остроги совершенного нового вида - своего рода орлиные гнезда, где-нибудь на обрыве над морем , куда можно добраться по веревочной лестнице, или на скале посреди океана..

Часто ительмены и не думали бунтовать, но, когда казаки приходили в деревню за рабами, стихийно восставали…

Ительмены: происхождение

Рассказав вкратце, как русские захватили ительменов, перейдем к тому, откуда взялся этот народ. Современная наука считает ительменов очень древними обитателями Камчатки, не отвечая в точности на вопрос, когда и откуда они пришли. Поскольку известно, что коряки и чукчи явились сюда примерно в 1200-1300 гг, видимо, спасаясь от Чингисхана, можно считать, что ительмены появились тут ранее. Мы постараемся показать, что предки ительменов обитали возле Урала, и переместились на полуостров около 5 в по РХ, в ходе Великого переселения народов. Мы также полагаем, что ительмены по своему генезису - тюрско-иранского происхождения и родственны скифам.

К приходу русских на Камчатку, ительмены распадались на пять племенных образований: бурин, суаачюай, кыхчерен, лигнурин и кулес..

Значение слова "ительмен" было для Стеллера загадкой. То, что сегодня можно встретить во всех справочниках - будто "ительмен" расшифровывается как "живущие здесь" - не более, чем догадка, брошенная Стеллером мимоходом в одной из глав своего труда…

Пытаясь разгадать этимологию, Стеллер берет персидские аналогии как самые очевидные, считая, что предки ительмен жили некогда на Волге и были частью скифов..

Анализируя быт, исследователь находит аналогии с древнейшими китайцами. Окончательный вывод: ительмены некогда обитали "за пределами Китая, в степях Монголии, ниже Амура". На это указывают многочисленные совпадения в языке монголов и ительменов, а также физиологическое сходство. Так, ительмены практически безбороды, как и монголы. На половых органах у них почти нет волос. Половые губы у женщин велики, их подрезали (женское обрезание?) считая вульгарными. Одно из ительменских ругательств - назвать противника именем таких половых губ, аналогию чему мы видим у современных чувашей (народ, сохранивший самые архаичные тюркские черты).

Обряды, имена, календарь, музыка

Брачные обряды - наиболее консервативные. Две главные черты - многоженство и своего рода колым (только не товаром, а работой на отца невесты) - сближают обряд ительменов с тюркским.

Вот характерные имена ительменов. В скобках, где возможно, мы даем их тюркскую расшифровку. Часть имен - более поздние, объяснимы из языка самих ительмен, и мы даем их перевод по Стеллеру. Мужские имена . Эрем ("господин, начальник", монг. "эрем"="полынь"; об этом см. ниже). Коско ("ко", яп, тюрк. "этот"). Липаха ("лэп"-теплый, оттепель). Гтехантатах (из ительменского - "черная сажа"). Пиканкур ("пике" - "госпожа"). Галгал (="хала" - "саврасый"). Темпте ("тим" - "старание, усердие"). Кучиниц (="кусе" - "безбородый, безусый"). Женские : Афака (без соответствий). Саакшом ("сак"+"чок" - "коленопреклоненный, покорный). Чекава ("чака" - "член"; если этимология верна, довольно своеобразный юмор). Ачек (без аналогий). Агит (из ительменского "все погибли" - в память о предках). Пасуич (из ительменского "слезливая"). Последнее имя дано было одной женщине, которая родилась во время присоединения страны русскими. Отсюда видно, каким это событие осталось в памяти ительменов…

Чрезвычайно устойчивым признаком культуры народа является календарь. Само обозначение времени у ительменов - "уткуах", "асич" (у жителей западного побережья) и "леткуль", "ельчич" (у жителей восточного побережья), причем на древность этих слов указывает то, что смысла их ительмены уже не понимали..

Другим явно тюркским следом является отсчет времени не по солнцу, а по луне; именно, ительмены определяют год как некое количество лунаций. Но, поскольку лунный год короче солнечного, они подгоняли лунации к сезонам, чтобы, в отличие от мусульман, начало года не двигалось по всему календарю. Месяц же прямо определяется как промежуток между новолуниями. Названия месяцев имеют четкую этимологию из ительменского, так что они, наверное, поздние…

Во избежание многословия я даю таблицу месяцев.

месяц перевод

  1. тауакоач, май месяц прилета куликов
  2. коакуач, июнь время кукушки
  3. эхтемстакоач, июль летний месяц
  4. кихсуакоюч, август лунный свет (в августе начинается сезон ночной ловли рыбы)
  5. коасухтакоач, сентябрь месяц опадания листьев
  6. пикискоач, октябрь месяц маленькой птички "пик"
  7. казакоач, ноябрь крапивный месяц - сушка крапивы
  8. ноккоуос набиль, декабрь "я отморозил"
  9. сюсакоач, январь "не тронь меня"
  10. кичакоач, февраль месяц лестницы (по которой они забирались в свои жилища)
  11. адукоач, март месяц дымоход. отверстия (оттаивает, показывая приход весны)
  12. масгалькоач, апрель месяц трясогузки

Из праздников у ительменов был один, приходящийся на ноябрь, когда заканчивался лов рыбы и вообще - летние работы. Он назывался "нусакум", и никак не расшифровывался самими ительменами, мы же видим здесь общеевропейскую основу "новый" и предполагаем, что речь идет о новом годе. В ноябре как раз начинается "второй новый год" (год у ительменов делился на две половины, летнюю и зимнюю). Возможно, когда-то начало зимней половины считалось началом всего года, но после переселения на полуостров и упрощения быта началом года стали считать май, как месяц, когда можно открывать промыслы.

Музыкой ительменов Стеллер восхищается, говоря, что никогда бы не подумал, глядя на ительменов, что они так поют. Сравнивая их песни и кантату композитора Орландо Лассо, которой тот развлекал короля Франции после Варфоломеевской ночи, Стеллер отдает решительное предпочтение ительменам. Очень интересны такие архаичные черты: в песнях, и только в них, они вместо "якут" поют "ногэй", то есть "ногай" (!). Вместо "русский" -"ступэй", что не находит аналогии в тюркских языках. Если вспомнить, что якуты - действительно из чингизовой отрасли, как и ногаи, невольно задумаешься, не сложился ли этот обычай тогда, когда ительмены обитали рядом с ногаями, а потом, познакомившись с якутами уже после переселения на Камчатку или в процессе оного, перенесли на них это наименование.

Религия

Анализируя религию ительменов, я нашел в ней два пласта. Первый - тюрко-монгольский, и второй, самый загадочный - античный (или скифский)..

Как ни странно, гораздо больше аналогий с древней греческой религией. И самая поразительная такова. Ительмены очень боялись журавлей, считая, что они убивают людей. Но у греков мы находим миф о том, что журавли убивали пигмеев. Есть исследователи, которые полагают, что в мифе отражены реалии - было некое племя, которое исповедовало такой миф. Как считается, оно могло жить в районе Урала.

Предания, повествующие о противоборстве Кутки и мышей, может быть, имеют в своей основе индоевропейский пласт, сохранившийся у греков в их поэме "Война мышей и лягушек". Далее, грехом считалось ворошить ножом угли, что находит полное соответствие в известном запрете Пифагора. У ительменов не был развит шаманизм, зато одержимые женщины, которые сами, без помощи бубна, вводят себя в транс, несколько напоминают античных Пифий.

Как греки поклонялись Неведомому богу, так и у ительменов сущность Бога (Бога вообще, а не его ипостасей вроде Кутки) - в неведомом, и такой "Бог вообще" называется Дустэтчич…

Общее мировоззрение ительменов настолько напоминает греческое, что начинаешь подозревать, не приписал ли Стеллер им что-то более цивилизованное, чем было на самом деле. Человек - хозяин своей судьбы. Все зависит от случая. Надо жить сегодняшним днем. Чтобы прервать полосу неудач, не грех и покончить с собой. Всякая тварь воскреснет, даже последняя мушка. Мир после воскресения будет куда лучше этого. Бог не карает никого за грехи, нет также наказаний и воздаяний после смерти - те, кто жил богато, живут на том свете умеренее, бедные живут богаче, так что устанавливается равенство. Все это рассказал ительменам Хаэч, сын Кутки, он же - первый человек, который умер на Камчатке. Он после смерти прокрался к дымовому отверстию, и шепотом передал своим эти сведения, однако, ему пришлось умереть за это вторично. Какая-то, согласитесь, невообразимая смесь, аналог которой мы можем встретить только в голове грека или эллинизированного варвара в веке эдак в I до РХ или чуть позже. Взять, например, двойную смерть божества - носителя откровения. Это и Осирис, и Дионис, и Аттис.

Поразительно хороши космологические познания ительменов. Они хотя и считают землю плоской, но думают, что изнанка нашей плоской земли - это подземное небо, и когда там лето, тут зима, и наоборот. Дождь проникает сквозь землю и орошает подземную землю, что имеет полное соответствие в славяно-тюрских мифологиях о Подземном Океане. Есть у них и предания о Всемирном потопе, и о спасении некоторых предупрежденных на плотах, как у народов Передней Азии. Единственное знакомое им созвездие - Большая Медведица, которую они называют Хана, что значит "движущееся созвездие". Так, по крайней мере, переводит Стеллер. Но если "хана" - просто "движущееся", то нет ли тут аналогий с названием этого созвездия у степных народов - "Повозка"? Приливы они объясняли действием воронки в океане, которая то засасывает воду, то выпускает ее обратно.

Пути и транспорт

Быть может, мы поймем, могли ли хотя бы теоретически сноситься ительмены с внешним миром, если посмотрим на торговлю Камчатки русского периода (мы помним, что технические возможности русских купцов до 19 в мало отличались от таковых во времена монгольской империи).

С одной стороны, ительмены не любили путешествовать. С другой, две причины - поездка к другу и война - могли заставить их пуститься в более далекий путь, чем расстояние, с которого можно вернуться к вечеру домой. Посуху ительмены делали на своих собаках 100-140 верст за 15 часов при хорошей погоде. Собаки вполне выдерживали такой перегон.

Стеллер относит начало торговли ительменов к примерно 1600 г, и торговать начали с японцами. Само название японцев в устах ительменов значит "игольщики": японцы возили им в числе прочего иголки..

Камчатская нумизматика

Ничто не говорит о территории с такой ясностью, как находки монет. Что за монеты ходили по территории Камчатки, какие здесь чеканились? Полный ответ я мог бы найти в работе С. Маркова "Находки древних монет на Камчатке" ("Летопись Севера", I, М-Л, 1949), однако, это такая библиографическая редкость, что пока не отыскал.
О находках на Камчатке античных монет упоминается в литературе...

Настоящим же откровением стала выставка подлинных ительменских нарядов 18 в; сфотографировать ее мне не разрешили. Ительмены носили на костюмах монеты, не так много, как чуваши или татары, но носили. Мне захотелось узнать, что именно это за монеты. Я испросил разрешения у смотрителя, переступил через веревку, и посмотрел на монеты близи. Это был шок. Монеты были медью турецкого (османского) властителя Махмуда II, чеканенные в Истанбуле в 28-й год правления, то есть в 1836 году.. .. Мощнейший аргумент в пользу моей гипотезы о Камчатке как части Великой Монгольской империи.

Виденные Стеллером монеты были явно не русскими, на которые они могли бы просто купить то, что требуется...

Итог

Итак, исходя из изложенного, мы полагаем, что ительмены жили некогда в южноуральских степях, и были тюркским племенем, возможно, с монголоидными чертами, как нынешние калмыки, сильно иранизированным (под скифским влиянием). Именно предки ительмен были теми пигмеями, о которых говорит греческая мифология. Отсюда - элементы греческой мифологии у ительменов, отсюда - несколько найденных на Камчатке античных монет.

Во время Великого переселения народов около 4 в массы племен хлынули с востока на запад. Мы не видим причин отрицать, что какие-то народы, напротив, могли двинуться на восток, на освободившиеся земли. Пропитавшись монгольским влиянием в бассейне Амура, ительмены затем перебрались на Камчатку, застали здесь автохтонные племена, оставившие местную культуру неолита, и быстро слились с ними. Во время Великой монгольской империи, в 13 в, они на короткий срок подпали под власть монголов. С тех пор контакты ительменов с внешним миром были эпизодическими, до начала японской экспансии на заре 17 в...

Конец нации

Уже к концу 18 в ительмены перестают существовать как отдельный народ, смешиваясь с русскими и составляя субэтнос русской нации, что-то вроде ительменских казаков. Этот субэтнос называют камчадалами. Сегодня термин "камчадал" как этнический встречается в основном у местной интеллигенции, занятой поисками корней. Несколько медленнее шла ассимиляция ительменов на западном побережье, где был всего один русский острог. Перепись 1927 года еще фиксирует у Охотского моря 825 человек, считавших себя ительменами, однако, сегодня нет и их. Нация ительменов, ее культура в настоящее время мертвы.

Первая причина исчезновения ительменов - физическое истребление. Вторая - ассимиляция…

Третья причина - алкоголь. Их организм, совершенно не приспособленный к спиртному, бурно реагировал на выпивку, так что ительмен через месяц становился уже алкоголиком. Характерно, что, напиваясь и шатаясь по русскому острогу, ительмены говорили - "я стал русским, я перенял русский дух ", из чего можно заключить, что эти бедняги видели русских всегда и исключительно только пьяными. Уже через несколько десятилетий ительмены, до того вовсе не знавшие спиртного, так развратились, что считали показателем хорошо проведенного времени количество наблеванного. Так, они говорили, что сегодня гулянка не удалась: блевотины в доме было всего по щиколотку. А вот на прошлой неделе так погуляли, что нога вязла. Это неудивительно, поскольку рвотный рефлекс как раз свидетельствовал о полном неприятии спиртного их организмом. Чем больше ительмены входили в контакт с русскими, чем ближе жили к их острогам, тем становились лживее и коварнее, тем больше теряли свою культуру и опускались. Самыми же страшными людьми были дети от казаков. Понимая язык ительмен, но вместе с тем не питая совершенно никаких чувств к своей исконной нации, эти метисы передавали казакам самые сокровенные слова, произнесенные их сородичами на своем языке. Такие выродки щеголяли друг перед другом как числом предательств, так и способностью перенять как можно больше черт русского быта, выражавшихся, однако, не в культурных достижениях, которых просто не было, а в разврате и пьянстве.

*******
Для справки : В официальных российских источниках сообщается, что ительмены коренное население Камчатки, количество выживших колеблется от 2,3 тысяч до 3 тысяч, в т.ч. 1,2 тыс. живет в Корякском округе. Говорят на ительменском языке.

Как видим, „русский мир” принес ительменам особый путь и глубинные ценности. Настолько глубинные, прям по самую щиколотку…. Народ общался с китайцами, татарами, якутами, скифами, японцами… Однако, ушел в небытие после знакомства с русскими..

Ительмены — один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.

Самоназвание «ительмен», производное от «итэнмэн» (живущий), было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733 — 1743 гг. Г.В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым.

Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIII вв. дал Б.О. Долгих. Он использовал материалы ясачных книг и пришел к выводу, что в 1697 г. численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г. — 8448 чел. Основными причинами уменьшения их численности являлись завезенные заразные болезни (оспа, «гнилая горячка» и так далее), колониальная политика царизма и процесс ассимиляции ительменов с русскими.

Ученые называют их «русскими индейцами». Причем, они - индейцы настоящие, а не «киношные». Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем - навахо. Например, общий бог - ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

В конце 17 в. ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была р.Тигиль, на восточном — р.Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. С вхождением Камчатки в состав Российского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Со второй половины 19 в. процесс ассимиляции еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Медленнее проходила ассимиляция ительменов на западном побережье полуострова. К середине 19 в. они сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры. В качестве ительменов они и были зафиксированы (825 человек) переписью 1926/27 г.

Формирование ительменов связано с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. В раннем неолите на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них — тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Большинство исследователей склонны считать, что ее носителями и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.

У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в Камчатском крае. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой — в Тигиль. В настоящее время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово.

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий.

В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. В нем выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрю-зовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Очень больной вопрос для ительменов - угасание родного языка. В 1989 г. ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке. Однако полное возрождение языка ительменов весьма проблематично.

Образ жизни и система обеспечения

Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами.

Главный объект промысла — лососевые. В прошлом важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на животных ради мяса имела подсобное значение, пушной промысел был распространен широко. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов — широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Главным занятием ительменов в настоящее время продолжает оставаться рыболовство.

Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней — одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства.

Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя, зимой - на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье. Ходили на лыжах - длинных, скользящих и «лапках» - коротких ступательных.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий - из вулканического стекла - обсидиана. Огнестрельное оружие и металлические изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением.

У русских переняли разведение крупного рогатого скота, огородничество, в особенности картофелеводство.

Жилища

Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через боковое отверстие. В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу. К концу XVIII века у ительменов появились русские избы, из хозяйственных построек - срубные амбары и помещения для скота.

Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно- значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога.

Традиционная одежда

Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном - кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными - мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом - замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской - набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю - из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Пища, ее заготовка

Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов. С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов, чая с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным.

Религия

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме - вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме - вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды - крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания — рыбу; в честь него устраивали праздник «очищения» в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов — идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души — бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха).

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

Этно-культурная ситуация

Современные ительмены - устойчивая самобытная общность с высоким уровнем этнического самосознания. Они проявляют большой интерес к своей истории, к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений. Центром возрождения является село Ковран. Здесь действует фольклорный хореографический ансамбль «Эльвель», известный далеко за пределами округа и России.

В сентябре ежегодно проходит праздник очищения «Алхалалалай», на который собираются ительмены со всех уголков Камчатки, многочисленные гости из различных городов России и из-за рубежа. Отдавая дань уважения своим предкам, ковранцы и гости праздника совершают восхождение на легендарную гору Эльвель. По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками. Состоящий из многочисленных обрядов и семейных конкурсов, древний праздник, как и в прошлом, служит форумом, объединяющим коренных жителей.

Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры. Восстановлены навыки строительства батов, изготовления древних ездовых саней, вновь развивается упряжное собаководство.

Фольклор, музыкальные инструменты

Записи фольклора представлены мифами в русском пересказе исследователей XVIII века и сказками, записанными на ительменском языке в ХХ веке. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и быстрого падения их численности в результате эпидемий во второй половине XVIII века и последующей ассимиляции.

Кутх

В мифологии основным персонажем выступает Кутх , или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер - плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Кутха (демиург - трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно. Как и у соседей - коряков и чукчей, в фольклоре ительменов присутствуют животные, нередко в качестве племени (с «мышиным народом» Кутх вступает в конфликты или разного рода сделки).

Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных - ковранский и тигильский и один восточный - камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Музыку ительменов делят на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную. Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст. Песни с лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал - «горло», «рот»), у тигильцев - репнун (от репкуё - «напевать», «голосить»). Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев - корвэльу, у тигильцев - карвэльу), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии. Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмаличинэх).

У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон - «играющий предмет». Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому. Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга). Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев - коун.

Алхалалалай

Это осенний ительменский праздник, ознаменованный окончанием лета и благодарением природе за дарованный урожай: рыбу, мясо, ягоды, грибы и другие. В этот день ительмены приносят дары Хантаю, отпугивают злых духов и очищаются от грехов.
Сохраняя традиции ительменского народа, обряд был восстановлен в ноябре 1988 года.
«Алхалалалай» – это не только праздник, это-то мероприятие, где ительмены консолидируют силы для сохранения и пропаганды своей культуры.

«Алхалалалай» вошел в электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. Посмотреть праздник специально приезжают очень многие люди из других территорий России и из-за границы.

Во время праздника участники исполняют специальные ритуалы: проходят под специальной аркой из березовых веток и кричат » Алхалалалай!», устанавливают деревянное божество и все это сопровождают специальными танцами, во время которых люди гримасничают. Так они изгоняют злых духов.
Алхалалалай начинается с обряда, продолжается концертной программой.
Гордостью Алхалалалай являются конкурсы, которые тесно переплетаются с традиционными видами деятельности ительменов - рыболовством, охотой, собирательство, песнями и танцами: лучший обработчик лосося, Мимсх (Лучшая хозяйка), лучшее национальное блюдо, лучшая ительменская гримаса, смешная байка про аборигенов, лучшее исполнение песни на ительменском языке.
Сегодня Алхалалалай объединяет ительменов из разных сел и поселков Камчатского края. Также в празднике принимают участие коряки, эвены, алеуты и представители других этнических групп.
Изюминка праздника – Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки (танцевальный марафон). Танцевальный марафон — завораживающее действие, когда невозможно оставаться пассивным зрителем, а ноги практически у каждого «кидаются» в пляс. Первый танцевальный марафон состоялся в 1997 году и продолжался 1 час. Сегодня марафон начинается вечером, когда на небе появляется луна, и завершается к обеду следующего дня. В 2012 году он продлился 16 часов 20 минут.

Загрузка...
Top