Какая технология делает из самолета невидимку. Самолет-невидимка и технология "стелс"

«Технология «стелс» вернула нас к тому фун­даментальному принципу войны, который зовется сюрпризом», - сказал Джон Уэлч, заместитель ко­мандующего ВВС, вскоре после окончания операции «Буря в пустыне». - «Если вы можете добиться эффекта неожиданности, вы получите большое пре­имущество».

Преимущество, о котором говорилось, было убе­дительно продемонстрировано в течение шести не­дель непрерывных ночных бомбардировок Багдада самолетами-невидимками F-117A фирмы «Локхид». Эти «чер­ные призраки» свободно влетали прямо в сердце одного из наиболее охраняемых воздушных пространств в мире и, сбросив смертоносный груз, возвращались обратно невредимыми.

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТЕЛС?

Технология, благодаря которой был достигнут столь значительный прогресс, появилась не вдруг. В воен­но-морских силах те же методы маскировки при­меняются для стратегических и многоцелевых под­водных лодок уже более 30 лет. Сухопутные войска также давно используют подобные технологии для уменьшения инфракрасного излучения от танков и другой техники.

Суть технологии «стелс» состоит в снижении заметности техники в радиолокационном и инфракрасном спектре излучения. Обычно техника отражает радиоволны, попадающие на нее, которые и улавливаются РЛС – это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР) – способностью объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, ЭПР бомбардировщика B-52 – 100, тяжелого бомбардировщика – 13-20, обычного истребителя – 3-12, а самолета-невидимки, выполненного по технологии «стелс» - всего 0,3-0,4 кв.м. Технология «стелс» основывается на двух приемах: во-первых, максимальное поглощение радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, отражение радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не вернулись назад к РЛС. Для этого применяются специальные покрытия и специфическая форма корпуса самолета.

В авиации попытки разработать нечто подобное самолету-невидимке F-117A предпринимались давно. Еще в 1962 г. фирма «Локхид» во­всю работала над созданием малозаметного самолета А-12. Другой самолет того времени, SR-71 «Блэкберд» реализовал в себе стелс-технологию в виде специаль­ных покрытий и конструкционных материалов.

В начале 70-х годов прогресс в области вычислитель­ной техники и. программирования дал толчок раз­витию авиастроения. Программное обеспечение прд названием «ECHO» позволило фирме «Локхид» смо­делировать различные конструкции корпуса само­летов на компьютере и получить их предполагаемый вид на экране радара без строительства реального аппарата. В результате в 1975 г. ею была построена полномасштабная модель прототипа самолета-невидимки F-117A - «Хэв Блюк». Одновременно свою разработку представила фирма «Нортроп», но после тестирования обеих мо­делей с помощью реального радара победил вари­ант от «Локхид». Зимой 1977 г. состоялся экспери­ментальный полет «Хэв Блю», после чего командова­ние ВВС США сразу заказало 24 истребителя F-117A, первый из которых был построев в июне 1981 г., а в 1983 г. самолет был принят на вооружение.

Убедившись на примере истребителя F-117A в технической обоснованности и реализуемости кон­цепции самолета-невидимки, командование ВВС США поручило фирме «Нортроп» разработать с широким применением технологии «стелc» новый стратегический бомбардировщик. Конструкторские работы по его созданию начались в, 1979 г., а офи­циальная церемония представления нового самолета, получившего обозначение В-2 «Спирит», специалистам и представителям прессы состоялась в ноябре 1988 г.

ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА-НЕВИДИМКИ

После краткого знакомства с историей самолетов-невидимок рассмотрим основные принципы технологии «стелс», которые использовались при их создании.

1. Для поглощения излучения радара использует­ся специальное ферромагнитное покрытие корпуса самолета. Попадающее на такое покрытие электромагнитное излучение заставляет микроскопические частицы входящего в его состав магнитного мате­риала менять свою ориентацию с большой частотой, на что и тратится энергия излучения. Кроме того, в самом самолете все, что только возможно, сделано из поглощающих радиоизлучение композитов, та­ких как углеродное волокно.

2. Закругленные поверхности в форме корпуса по­чти не используются. Вместо этого она состоит из многих плоскостей, отражающих излучение радара не в обратном направлении, а в разные стороны. С этой же целью увеличивается стреловидность крыльев.

3. Обычные турбореактивные двигатели сконстру­ированы так, что радар может «видеть» имеющий боль­шую площадь отражения компрессор, который хоро­шо отражает излучение. По новой технологии перед компрессором устанавливается специальный диффу­зор, острая вершина которого отражает излучение внутрь корпуса двигателя и таким образом гасит его.

4. Двигатель плоской формы создает реактивный факел с широким углом расхождения раскаленных газов, что рассеивает поток тепла и снижает степень заметности в инфракрасном диапазоне.

5. Оба двигателя самолета-невидимки оснащаются шумоподавляющими кожухами, а также системой принудительного охлаждения, которая снижает инфракрас­ные выбросы. Часть холодного воздуха, попадающего через воздухозаборники, подается прямо в зону вых­лопа и, смешиваясь с горячими реактивными газа­ми, охлаждает их.

6. Даже те части самолета-невидимки, которые должны быть примерно вертикальными, такие как кресло пило­та, имеют гофрированную форму, чтобы рассеивать энергию радара.

7. V-образный хвост самолета (его еще называют «бабочка») заменяет собой две горизонтальные и одну вертикаль­ную плоскости традиционного хвоста, что также снижает заметность.

«Стелс-технология» распространяется и на другие виды авиационной военной техники. Например, в 1990 г. на вооружение стратегической авиации ВВС США поступила крылатая ракета класса «воздух - поверхность» Дженерал Дайнэмикс AGM-129A АСМ с низким уров­нем демаскирующих признаков. Разработана она по технологии «стелс» и предназначена для вооружения бомбардировщиков В-52Н, В-1В и В-2. Крылатая ракета АСМ близка по размерам к крылатой ракете Боинг AGM-86B ALCM.

«СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЯ»: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Технология «стелс» долгое время неоднозначно воспринималась многими военными специалистами. Один из недостатков применения этой технологии – высокая цена «самолетов-невидимок». Бомбардировщик B-2 является самым дорогим самолетом в истории авиации – 1,157 млрд. долл. за единицу. К тому же, хотя американские самолеты, выполненные по технологии «стелс», и назы­вают в прессе «невидимками», это преувеличение. Они, в принципе, могут быть обнаружены современным радиолокационным оборудованием. РЛС с мощным излучателем все равно обнаружит «самолет-невидимку», пусть и с меньшего расстояния. Например, комплекс С-300 мог бы «увидеть» F-117A с расстояния 50-60 км. К тому же ЗРК малого радиуса действия, оснащенные аппаратурой телевизионно-оптического визирования, вообще могут производить захват цели по визуальному каналу, в котором «самолет-невидимка» столь же прекрасно виден, как и любой другой материальный объект.

В то же время чрезмерное увлечение радиолокационной малозаметностью приводит к снижению летных качеств самолета: он сильно проигрывает в скорости, маневренности и безопасности полета. Дело в том, что самолет с такой геометрией и аэродинамикой как F-117A сам по себе не может держаться в воздухе и требуется ежесекундная корректировка его полета при помощи органов управления. Эту функцию берет на себя компьютер. По крайней мере, один «самолет-невидимка» F-117A был потерян из-за неправильной настройки системы управления полетом.

Значительное преимущество технологии «стелс» состо­ит, однако, в том, что ракеты с головками самонаве­дения и другие автоматизированные средства, проти­вовоздушной борьбы не могут зафиксировать такой самолет в качестве цели с достаточной точностью и, как правило, промахиваются.

Боевая карьера «самолета-невидимки» F-117A тоже оказалась не вполне однозначной. С одной стороны – этот самолет достаточно успешно участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003). При этом в боевых вылетах был потерян всего один самолет (в Югославии). С другой – за время эксплуатации из 64-х построенных «самолетов-невидимок» F-117А вследствие летных происшествий было потеряно шесть – почти 10% от общего количества что, конечно, очень много. На F-117A сажали только самых опытных пилотов, но все равно «самолеты-невидимки» регулярно разбивались. Но F-117A были сняты с вооружения в 2008 г. даже не из-за этого, а из-за банальной нехватки денег на их содержание. Высвободившиеся средства были пущены на закупку новых многоцелевых истребителей F-22.

Тем не менее, технология «стелс» продолжает использоваться в американском авиастроении. Американские истребители пятого поколения Локхид/Боинг F-22 «Раптор» и Локхид-Мартин F-35 «Лайтнинг-II» являются малозаметными, хотя их внешний вид не такой экзотический как у F-117A. Эти самолеты также чрезвычайно дороги, и их не может позволить себе строить большими сериями даже такая страна, как США. Всего было построено 184 самолета F-22 «Раптор», после чего их производство было прекращено.

Российскими специалистами технология «стелс» долгое время рассматривалась скептически, хотя отдельные способы снижения заметности самолетов, конечно, внедрялись. Однако, в новейших авиационных разработках технологии понижения заметности занимают важное место. Новые российские самолеты: истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С обладают пониженной заметностью. Перспективные российские самолеты: тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА разрабатываются как «самолеты-невидимки».

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

"Стелс" - самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель - до 12, а американский самолет «Стелс» - 0,3 кв.м.

Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.

Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате "Стелс" (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.

Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.

Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.

«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме - 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.

Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга - 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса - около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.

Экипаж - 1 пилот. Номинальная масса объекта - 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев - и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта - 17,5 т. Максимальный скоростной порог - 2200 км/ч.

Технологию «Стелс» можно сравнить с эффектом неожиданности, потому как на войне, если ты можешь добиться эффекта неожиданности, то у тебя будет огромное преимущество. Так, примером может быть Багдад, который подвергался ночным бомбардировкам самолётами, которые назывались «Черными призраками». Эти самолеты-невидимки были созданы фирмой «Локхид». Всё бы ничего, да вот только Багдад, на то время, имел самое солидное охраняемое воздушное пространство.

Так что же такое технология «Стелс»?



Благодаря этой технологии, которая была придумана не случайно, был достигнут огромный прогресс. Например, в военно-морских силах эта технология применяется уже более 30 лет, для маскировки подводных лодок. Сухопутные войска так же применяют эту технологию, для того, что бы уменьшить инфракрасное излучение от военной техники, например, такой как танки.

Вся суть технологии «Стелс» состоит в том, что бы снизить заметность любой техники в любых её проявлениях. Как в инфракрасном, так и в радиолокационном.

Известно, что любая техника отражает радиоволны, которые падают на неё, и, которые улавливают РЛС. Это и есть радиолокационная заметность. Она, то есть РЛС, характеризуется большой площадью рассеяния (способность объекта рассеивать электромагнитную волну).

Как пример: эффективная площадь рассеяния бомбардировщика и тяжелого бомбардировщика – 100 и 13-20 соответственно; обычного истребителя – 3-12. А вот площадь рассеяния самолета-невидимки всего лишь 0,3-0,4 кв. м. Основана «Стелс» технология на двух характеристиках:

  • максимальное поглощение радиоизлучения корпусом самолета;
  • отражение радиоволн в совершенно другом направлении, а не в том, откуда они были отправлены с РЛС. Для этой характеристики применяют специальное покрытие и специфическую форму самолета.

Авиация давно уже разрабатывает что-то подобное самолетам-невидимкам. Так, еще в 1962 году фирма «Локхид» серьезно работала над созданием самолета, малоизвестного самолета А-12. Уже тогда, самолет того времени SR-71 «Блэкберд» уже реализовал технологию «Стелс» в виде спец покрытия и конструкции материалов.

Как известно, на заре 70-х годов был серьезный подъем в области программирования и IT технологий, который, в свою очередь, дал толчке развитию авиастроению. Тогда появилось ПО имевшее название «ECHO», которое помогло фирме «Локхид» моделировать разнообразные модели самолетов, конструкции корпусов и выводить их на экран компьютера, получать их окончательный вид на радаре без строительства реального аппарата.

Результатом этих программирований и изучений стало изготовление нового самолета, прототипа самолета-невидимки F-117A - «Хэв Блюк». В тот же момент свою разработку представила команда фирмы «Нортроп», но после множества исследований и тестирований с помощью радара вариант фирмы «Нортроп» отпал.

Экспериментальный полет самолета-невидимки«Хэв Блю» состоялся зимой 1977 года. После него командование военно-воздушных сил США заказало 24 единиц истребителей, первый из которых был построен только в 1983 году, а уже через 2 года был принят на вооружение.

После того, как все убедились в примере истребителя F-117A и его технической обоснованности в концепции самолета-невидимки, командование военно-воздушных сил США поручило фирме «Нортроп» разработать новый истребитель, где будет применена система «Стелс» в широком масштабе. Конструкторы долго трудились над его дизайном и конструкторской работой в 1979 году, что принесло свои плоды, когда новый самолет был официально представлен общественности в 1988 году. А название самолёт получил В-2 «Спирит».

Самолет невидимка — особенности



Рассмотрев короткую историю создания самолетов-невидимок, мы переходим к основным принципам работы технологии «Стелс», которые использовались при их создании.

  1. Для того, что бы излучения радара поглощались, в самолетах используется специальное ферромагнитное покрытие корпуса. Когда электроизлучения попадают на покрытие, микрочастицы входящего в его состав материала меняют свою ориентацию с очень большой частотой, собственно на это и тратится энергия излучения. Кроме этого, в самом самолете, все что в нем присутствует и из чего он сделан, применяются поглощающие композиты, такие как углеродное волокно.
  2. В форме корпуса закругленные части почти не применяются. Вместо этого форма состоит из многих плоскостей, которые отражают излечения радара не в обратном направлении, а совершенно в разные стороны. Именно поэтому стреловидность крыльев самолета может увеличиваться.
  3. Как известно, что обыкновенные турбореактивные двигатели имеют конструкцию, которую радар может с легкостью обнаружить. Для того, что бы этого не происходило, перед компрессором устанавливается специальный диффузор, который имеет острую вершину и таким образом отражает излечение внутрь корпуса самолета и, соответственно гасит его.
  4. Двигателя, которые имеют плоскую форму, создают реактивный факел, который имеет широкий угол расхождения раскалённых газов, что в свою очередь рассеивает поток тепла и снижает уровень заметности в инфракрасном диапазоне.
  5. Так же, оба двигателя, которые есть в самолетах-невидимках, оснащаются шумоподавляющими кожухами и системой принудительного охлаждения, для того, что бы снижать инфракрасные выбросы. А происходит это так: часть воздуха, которая проходит через воздухозаборники, идет в зону выхлопа, там он смешивается с горячими реактивными газами и охлаждает их.
  6. Те части, которые, казалось бы, должны быть примерно вертикальными, как например кресло пилота, имеют гофрированную форму, для того, что бы рассеивать излучающуюся энергию радара.
  7. Хвост самолёта, который имеет V-образную форму (или бабочку), служит заменой двум горизонтальным и одной вертикальной плоскости обычного хвоста, что так же имеет свойство уменьшать заметность.

Применение стелс-технологии является ключевым требованием к истребителям пятого поколения и новейшим ударным самолетам. Иначе им не выжить в современной войне. Цель стелс-технологий проста - сделать самолет невидимым для радаров, а значит - недосягаемым для зенитных и авиационных ракет.

Как этого достичь? Необходимо, чтобы ультразвуковая волна, пришедшая с радиолокационной станции, поглотилась, рассеялась или отразилась от самолета в любом направлении, но только не назад на радар. Для этого форма самолета должна отвечать требованиям так называемой геометрической незаметности, а все его поверхности - покрыты специальным, радиопоглощающим материалом. Представляем несколько самолетов-невидимок, реально существующих на сегодняшний день.

F-117 Nighthawk - самый первый

F-117 «Ночной ястреба - первый в мире самолет, построенный на основе стелс-технологий. Его проектирование началось в конце 70-х годов прошлого века. На вооружении - с 1983-го. Слабое развитие вычислительной техники в те времена не позволило гармонично объединить в фюзеляже самолета требования геометрической незаметности и эффективную аэродинамическую конфигурацию, из-за чего F-117 имеет характерную граненую форму, сильно снижающую его летные характеристики. Несмотря на наличие буквы F в маркировке (от англ. Fighter - истребитель), «Ночной ястреб» не является истребителем вообще. Это чистый штурмовик, то есть самолет, предназначенный для поддержки наземных войск и атак по наземным целям. У F-117 даже пулемета нет: для своей зашиты он полагается исключительно на стелс-технилогии.

Другими словами, F-117 можно подбить из «кукурузника», но для этого его сначала нужно отыскать. «Ночной ястреб» действует исключительно под прикрытием темноты, незамеченным пролетает над радарами, втихую уничтожает цели и улепетывает назад на базу. Успешно применился в ряде военных конфликтов. В 2008 году F-117 был снят с вооружения, уступив место более современному F-22.

Northrop B-2 Spirit - стелс-бомбардировщик

150-тонное «Привидение» - единственный бомбардировщик в нашем списке. Разработка В-2 Spirit началась в США в конце 1970-х годов, в разгар холодной войны, исходя из требований, которой самолет и создавался. Этот тяжелый стратегический бомбардировщик разрабатывали для прорыва насыщенной ПВО, незаметного проникновения вглубь территории противника (то есть Советского Союза) и доставки к особо важным целям ядерного оружия. Когда в июле 1989 года, преодолев кучу технических трудностей и «высосав» из бюджета более 23 миллиардов долларов, первый прототип поднялся в воздух, самолет, по сути, окапался не нужен холодная война закончилась.

В начале 1990-х у США просто не оказалось противников, против которых требовалось настолько грозное оружие. В-2 способен доставлять 27 тонн управляемых высокоточных бомб на расстояние свыше 11 000 км, хотя с учетом дозаправки в воздухе боевой радиус данной машины становится практически безграничным - постоянно дозаправлялись, В-2 может «висеть» в воздухе сутками. Величина эффективной площади радиолокации (ЭПР) для «Привидения» засекречена, однако специалисты оценивают ее значение в пределах от 0,0014 до 0,1 м2.

Много это или мало? Ну, скажем, если В-2 Spiritc размахом крыльев 52 метра будет лететь под прикрытием стаи гусей, то даже самые современные зенитные комплексы будут сбивать гусей.

В-2 уникален не только из-за впечатляющей грузоподъемности или возможности при таких габаритах незаметно для радаров проникать вглубь территории врага. Это самый дорогой самолет за всю историю авиации: единица обходится американским налогоплательщикам в два миллиарда долларов. Всего построен 21 самолет. «Привидения» использовались во время операции НАТО в Югославии, в последних войнах в Ираке и Афганистане, а также для бомбардировки Ливии в 2011 году.

F-22 Raptor – дорогое удовольствие

Па сегодня американский F-22 Raptor - единственный массово производящийся и официально поставленный на вооружение истребитель пятого поколения. Все остальные - F-35, ПАК ФА и J-20 на стадии летных испытаний. Первый полет F-22 совершил в 1990-м, на вооружении ВВС США - с 2001-го. «Раптор» также является самым дорогим истребителем мира (стоимость производства одного экземпляра -146,2 млн долларов, полная стоимость с учетом затрат на разработку - 350 млн), однако следует отметить, что самолет стоит этих денег. Мощный, маневренный, сверхзвуковой, практически незаметный и фантастически автоматизированный.

Если бы в этом списке истребители размещались не в хронологическом порядке, а основываясь на сравнении их боевых, летных и тактических характеристик, «Раптор» заслуженно занимал бы первое место. «Раптор» - единственный в мире боевой самолет с возможностью пуска ракет и сбрасывания бомб в режиме сверхзвукового полета. Самый большой недостаток F-22 - его цена. Об F-22 можно смело говорить, что он «на вес золота»: стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) составляет 350 млн долларов. Даже Америка не может позволить себе содержать более 200 самолетов данного типа. По состоянию на декабрь 2013-го в военных конфликтах не участвовал. Поставки F-22 Raptor на экспорт запрещены Конгрессом США.

F-35 Lightning II - рабочая лошадка

F-22 Raptor - отличный самолет. Однако когда специалисты окончательно подсчитали стоимость производства и эксплуатационные расходы (себестоимость часа полета - 44 тыс. долларов), ребятам из Пентагона немного поплохело.

Со времен окончания Второй мировой войны каждый новый тип истребителя стоил дороже предыдущего и требовал ощутимо больших эксплуатационных затрат. Американские аналитики вычислили: если так будет продолжаться дальше, то к 2050 году ВВС США смогут покупать один самолет в год, не больше. С этим нужно было что-то делать. Так возникла программа под названием JSF (англ. JointStrikeFighter - единый ударный истребитель), цель которой разработка универсального истребителя для воздушных сил. флота и морской пехоты США, Великобритании, а также других стран НАТО, который заменит устаревшие самолеты 4-го поколения (F-16, А-10 Thunderbolt, F/A-18 Hornet, SeaHarrier) и при этом будет стоить дешевле сверхсовременного F-22 Raptor. Самолетик, который нарекли F-35 Lightning II, получился красивый, но, безусловно, не такой мощный и функциональный, как его «старший брат» F-22. Зато цена оказалась относительно низкой - приблизительно 100 млн долларов за единицу.

Проект JSF финансировали несколько стран: Великобритания, Канада, Австралия, Италия, Турция, Норвегия, Нидерланды и Дания. К 2020-му все они собираются принять F-35 на вооружение. F-35 станет «рабочей лошадкой» для многих стран мира на ближайшие 30-40 лет. Примечательно, что одна из модификаций «Молнии» - F-3513, созданная для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании, обладает возможностью вертикального взлета и посадки, что делает возможным использование этого истребителя на авианосцах Некоторые эксперты высказывают предположение, что F-35 станет последним пилотируемым истребителем в истории авиации - на смену ему придет эра беспилотных боевых летательных аппаратов.

Первые работы над проектированием малозаметного истребителя 5-го поколения в России начались еще во времена Советского Союза в конце 1980-х годов. Однако развал СССР и последовавший за ним экономический кризис поставили крест на планах разработки - денег на такой масштабный проект в постсоветской России просто не было. Работы возобновились только в 2002 году, когда армада американских «Рапторов» уже стояла на вооружении ВВС США. Российский проект получил название Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации или, сокращенно, ПАК ФА (другие обозначения истребителя - Т-50, Изделие-21).

Первый полет российского стелса состоялся 29 января 2010 года. По состоянию на 2013 год построено 6 самолетов Т-50, использующихся в испытаниях. Серийное производство планируется начать в 2015 году. Большинство технических характеристик Т-50 засекречено, встречающиеся в прессе данные сильно различаются между собой, тем не менее, судя по фотографиям первых прототипов, можно сделать вывод, что ПАК ФА массивнее и мощнее своего главного противника - F-22. Скорее всего, большие габариты означают, что Т-50 будет иметь больший радиус действия и более тяжелое вооружение.

В принципе так было всегда: большинство советских/российских истребителей (в частности всемирно известный Су-27) проектировались «вдогонку» за западными аналогами. Соответственно, самолеты получались лучше западных, «обгоняя» их но основным параметрам, однако почти всегда поступали на вооружение с задержкой в 10-15 лет. Кроме этого, нельзя не заметить внешнее сходство ПАК ФА с F-22. Это вовсе не означает, что самолеты одинаковы, подобны только компоновочные схемы, что, впрочем, не помешало американской прессе окрестить Т-50 полушутливым названием F-Lvventy-Lwoskiy(читается «эф-твентитуский»).

Chengdu J-20 - неизвестная китайская поделка

В декабре 2010 года китайские СМИ внезапно сообщили о завершении работ над созданием собственного истребителя-невидимки, обозначенного ChengduJ-20. Было представлено несколько низкокачественных фотографий, на которых вроде бы запечатлено новое чудо китайского авиапрома.

Долгое время фотоснимки не воспринимались специалистами всерьез, их считали Photoshop-подделкой до тех пор, пока в январе 2011 года J-20 не совершил свой первый полет, что было подтверждено видеоматериалами. Мировое сообщество наконец-то поверило - у Китая есть собственный истребитель нового поколения. Точнее - будет, поскольку ввод в эксплуатацию J-20 запланирован на 2018 2019 гг. Летные и боевые характеристики J-20 удерживаются китайцами в тайне.

YF-23 - проигравшая «Черная вдова»

У самолета, обозначенного YF-23 и окрещенного разработчиками - компаниями Northrop и McDonnellDouglas - «Черной вдовой II» (англ. BlackWidowII), весьма трагичная история. Буква Y в обозначении означает, что это прототип, так и не попавший в массовое производство.

YF-23 был одним из двух тестовых самолетов, участвовавших в конкурсе на создание перспективного многоцелевого истребителя для ВВС США. Его конкурентом был... YF-22, прототип, разрабатываемый компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, позже ставший известным миру иод названием F-22 Raplor.

У Northrop и McDonnell Douglas получился хороший самолет. YF-23 - прекрасно вооруженный стелс с экранируемыми двигателями - проходил по всем формальным требованиям, установленным руководством воздушных сил США. однако... F-22 Raptor оказался лучше. Победитель должен быть один. Как следствие - F-22 пошел в производство, став самым дорогостоящим и самым грозным (на сегодня) истребителем мира, а «Черная вдова II» канула в Лету. Было построено всего 2 экземпляра, после закрытия программы оба переданы в музеи.

Х-32 - попытка корпорации «Боинг»

Компания «Боинг» известна всему миру как передовой производитель пассажирских лайнеров. Во время Второй мировой войны, а также в разгар холодной войны «Боинг» был ведущим производителем стратегических бомбардировщиков (В-52, В-47, В-29, В-17 и пр.).

При этом после 1945-го компания почти никогда не была задействована в проектировании истребителей («Боинг» выпускает составляющие для F-22 Raptor, однако разработку F-22 осуществляла компания Lockheed Martin). В 1993 году «Боинг» решил включиться в борьбу в рамках проекта JSF и самостоятельно создал прототип, обозначенный Х-32. В 2001 году, по результатам углубленного тестировании и всесторонних летных испытаний, Х-32 проиграл разработанному все той же корпорацией Lockheed прототипу Х-35, который после доработок пошел в серию и превратился в F-35 Lightning II.

Следует отметить, что Х-32 проиграл вполне заслуженно. Несмотря на это, он все же включен в наш список, поскольку формально отвечает требованиям самолета-невидимки.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Загрузка...
Top