Муниципальные ценные бумаги. Государственные и муниципальные ценные бумаги

Ценные бумаги муниципальные – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета. Муниципальные облигации включают в себя ценные бумаги, выпущенные штатами, городами, округами, маленькими городами, школьными районами и органами управления платными автодорогами. Более чем 91 000 различных органов власти продают облигации для финансирования своих проектов - таких как строительство школ и других общественных зданий, инфраструктуры и жилья. Рынки муниципальных облигаций в силу существующих различий между ценными бумагами федерального правительства и муниципальными ценными бумагами контролируют процесс выпуска муниципальных ценных бумаг и облигаций корпораций. Основой деятельности инвестиционных банков является подписка на выпуски ценных бумаг. Они покупают ценные бумаги у правительств штатов, местных властей и корпораций по гарантированным ценам для перепродажи инвесторам. Подписка заключает в себе некоторый риск, потому что никто не может гарантировать инвестиционному банку, что он сможет перепродать ценные бумаги по цене, по меньшей мере равной той, которую они сами уплатили продавцам. Два и более инвестиционных банка могут осуществлять подписку; они могут пригласить другие банки для участия в сбыте. Торговый рынок муниципальных ценных бумаг состоит из нескольких сот дилеров (которыми, в основном, являются банки) и небольшого числа брокеров. Муниципальный Совет Управляющих, учрежденный в соответствии с поправкой к Закону о ценных бумагах от 1975 года, регулирует функционирование этого рынка. Муниципальные облигации обычно выпускаются номиналами не менее 5000 долларов. По большинству из них выплачивается полугодовой процент (по прилагаемым купонам). Доход от муниципальных облигаций не облагается федеральным подоходным налогом, что делает эти ценные бумаги особенно привлекательными для людей из групп с высоким уровнем жизни. Процент по муниципальным облигациям выглядит более привлекательно, если брать в расчет свободу от налогов, хотя рыночные ставки по муниципальным ценным бумагам ниже, чем по облигациям корпораций и облигациям Государственного казначейства. Муниципальные ценные бумаги со сроком погашения менее одного года иногда называются свободными от налогов коммерческими бумагами». Муниципальные облигации обычно имеют рейтинги, закрепленные за ними агентствами по рейтингу облигаций. Рейтинг помогает инвестору в выборе облигаций. Он отражает диверсифнцированность промышленности и стабильность занятости в регионе, величину его совокупного долга. Мнения официальных экспертов теперь печатаются на оборотной стороне муниципальных облигаций; там также объясняются юридические основы метода финансирования, количество выпущенных облигаций, цели и условия контракта. Эти пояснения помогают пробраться через частокол правительственных и местных ограничений и запретов. Некоторые муниципальные ценные бумаги могут быть выкуплены до истечения срока погашения. Эмитент предпримет эту операцию, если нормы процента упадут до относительно низкого уровня. Муниципальные ценные бумаги, полностью обеспеченные налогами местного органа, их выпустившего, носят название общих облигаций. Целевые муниципальные облигации. Традиционно выпуски муниципальных облигаций предназначаются для финансирования общественных проектов. Однако, с конца 70-х годов, свободные от налогов целевые муниципальные облигации стали выпускаться для финансирования частных предприятий - таких как аренда жилья, строительство частных домов, студенческие займы, сооружение электростанций, прокладка автомобильных линий, контроль за загрязнением окружающей среды, эксплуатация аэропортов и культурных центров, а также ряда частных бесприбыльных организаций, как, например, больницы. Целевые муниципальные облигации выгодны предпринимателям, получающим денежные средства путем выпуска облигаций с процентным доходом, который несколько ниже, чем обеспеченный рыночными процентными ставками ценных бумаг. Они небезвыгодны и инвесторам, которые получают доход, свободный от подоходного налога. В результате федеральное правительство субсидирует как предпринимателей, так и инвесторов.

Государственные ценные бумаги - вид ценных бумаг, выпускаемых от имени государства казначейством, другим уполномоченным финансовым органом или местными органами власти с целью размещения займов государственных и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства (местных бюджетов), покрытия бюджетного дефицита и оформления государственного долга.

Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

Таким образом, эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:

1. покрытие дефицита государственного бюджета;

2. покрытие кассовых разрывов в бюджете;

3. привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;

4. привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, - наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.



Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д.

Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Муниципальные ценные бумаги – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.

Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

Государственные ценные бумаги можно классифицировать:

1. По срокам заимствования:

Краткосрочные - со сроками заимствования до 1 года.;

Среднесрочные - со сроком обращения от 1 года до 5 лет.;

Долгосрочные - со сроком обращения свыше 5 лет..

2. По способу получения дохода:

Дисконтные - продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения;

Купонные - выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход;

Процентные - ценные бумаги, процентная ставка которых может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой;

Индексируемые облигации – ценные бумаги, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

Выигрышные – ценные бумаги доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

Комбинированные облигации – ценные бумаги, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

3. По цели выпуска ценные бумаги:

Долговые - для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.;

Целевые облигации выпускаемые для реализации конкретных проектов;

Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиями и организациями.

4. По виду эмитента:

Ценные бумаги федерального правительства;

Муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;

Ценные бумаги государственных учреждений;

Ценные бумаги, которым придан статус государственных.

5. По форме обращаемости:

Рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;

Нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг;

Государственные и муниципальные ценные бумаги, как отмечалось во второй теме, традиционно были основой становления и развития рынка ценных бумаг во всех странах, включая и Россию.

Правовое регулирование отношений, связанных с государственными и муниципальными ценными бумагами, осуществляется на основе Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

В п. 1 ст. 2 этого закона государственными и муниципальными ценными бумаги признаются:

1. Государственными ценными бумагами - государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, в том числе:

Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;

Государственными ценными бумагами субъекта Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

2. Муниципальными ценными бумагами - ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченное Постановлением Правительства РФ от 31.01.2013 N 72 Министерство финансов Российской Федерации.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. Транш – это часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, должны быть выражены и подлежат оплате в валюте Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, должны быть выражены и подлежат оплате в иностранной валюте.

Основные формы государственных ценных бумаг Российской Федерации:

1. Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Эмитентом выступает министерство финансов, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента - Банк России. Он выполняет функции платёжного агентства Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций.

Сделки с облигациями могут проводиться только на Московской межбанковской валютной бирже. Цель выпуска - финансирование бюджетного дефицита. Номинал облигации - 1000 руб. Срок обращения может быть 3, 6 месяцев и год. Облигации дисконтные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения. Облигации именные - форма выпуска безбумажная.

2. Облигации федерального займа (ОФЗ). Эмитент, цель выпуска и место торговли то же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999г. Номинал - 10 руб., размещались по номиналу. Существовало 12 выпусков со сроком погашения до 2004 года. Крупный доход выплачивается 1 раз в квартал.

Облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - облигации, не попавшие под реструктуризацию, для каждого выпуска устанавливался свой размер купонного дохода, дата погашения и дата выплаты купона. Номинал - 1000руб., срок обращения от 1 года до 30 лет. Выплаты купона 1 раз в год. Величина купонного дохода постоянна.

3. Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1992 году. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100 000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

ОВВЗ могут продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на Московской межбанковской валютной бирже. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.

4. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Выпускаются Правительством РФ в лице Минфина. Форма выпуска бумажная. Номинальная стоимость - 100 и 500 рублей. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на рынке ценных бумаг. Купон выплачивается ежеквартально. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов. Основным отличие от ГКО и ОФЗ - это документарная форма, относительно низкий номинал и предъявительский характер ценных бумаг.

30.Виды муниципальных ценных бумаг.

Муниципальные ценные бумаги выступают в форме долговых ценных бумаг, эмитируемых муниципалитетами с целью привлечения заемных средств на внутреннем рынке. Традиционно выделяют следующие виды муниципальных ценных бумаг:

1. Долговые обязательства под общее обязательство о погашении задолженности (или генеральные облигации) - бумаги, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты.

Выполнение обязательств покрывается общей способностью муни­ципалитета взимать налоги. В условиях выпуска определяется общая налоговая способность муниципалитета, а также объем общего, пере­ходящего из года в год дефицита местного бюджета. Определенные виды генеральных облигаций могут быть гарантированы не только общей налоговой властью эмитента, но и определенными гонорарами, специальными платежами и прочими поступлениями из внешних фондов. Такие облигации еще называются «двойными в обеспечении» из-за двойственной природы их покрытия.

2. Ценные бумаги под общее обязательство с ограниченным покрытием по налоговой способности - бумаги, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты.

Выполнение обязательств покрывается не общей способностью муниципалитета к взысканию налогов, а конкретным налоговым источ­ником - взиманием налоговых платежей конкретного вида (например, налога на имущество, налога с продаж, др.), сборов, пеней и т. д.

3. Долговые обязательства под целевые поступления (или доходные облигации) - бумаги, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).

4. Гарантированные, или застрахованные, муниципальные ценные бумаги - бумаги, погашение которых гарантировано третьей стороной (например, муниципальным банком), что повышает их надежность. Муниципальные долговые обязательства могут выпускаться: именными и на предъявителя; на короткие и длительные сроки; без ограничений или с ограничениями в зависимости от условий обращения; под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов собственности); купонными и бескупонными; в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него); с фиксированным и колеблющимся процентом; отзывные и без права отзыва эмитентом; с правом обратной продажи и без таковой и т.д.

Муниципальные ценные бумаги, также как и государственные, под­разделяются на кратко-, средне- и долгосрочные. С августа 1998 г. му­ниципалитеты регистрируют в Минфине РФ условия эмиссии ценных бумаг без указания объемов выпусков (по аналогии с суб федеральными ценными бумагами). На основе утвержденных условий могут осу­ществляться несколько выпусков долговых ценных бумаг. Объемы привлечения средств определяются эмитентом самостоятельно в пре­делах, установленных федеральным законодательством, законами субъектов Федерации и решениями органов местного самоуправления. С начала 1997 г. развитие рынка и концентрация его участников в основном происходили в финансовых центрах России. Это позволило значительно облегчить доступ органов местного самоуправления к ресурсам общероссийского фондового рынка и создало условия для более эффективной организации заимствований.

Государственные ценные бумаги - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

Государственные ценные бумаги выпускают многие страны с рыночной экономикой. Цели выпуска государственных ценных бумаг – это, прежде всего, финансирование дефицита государственного бюджета, управление наличной денежной массой, финансирование определенных инвестиционных проектов (например, в Японии выпускаются государственные «строительные» облигации, за счет которых осуществляются социальные проекты). Могут быть и иные цели. Так в1988 г. в Великобритании были выпущены государственные облигации, номинированные в ЭКЮ. Эти бумаги не были связаны с финансированием государственного бюджета, цель их выпуска – пополнение валютных резервов страны. В некоторых странах государственные ценные бумаги широко используются для проведения денежной политики путем операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке -–это покупка и продажа Центральным банком страны ценных бумаг, чаще всего – государственных. При покупке ценных бумаг Центральным банком денежная масса в обороте расширяется, при продаже – сжимается.

В настоящее время в России принят закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с этим законом можно выделить:

Федеральные государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги субъектов федерации

Муниципальные ценные бумаги.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, именными и на предъявителя. Государственные ценные бумаги могут составлять как внутренний, так и внешний долг и быть номинированы как в рублях, так и в иностранной валюте. Муниципальные ценные бумаги внешний долг составлять не могут и выпускаются только с рублевым номиналом.

До августа 1998 г. рынок государственных ценных бумаг был наиболее развитым сегментом российского фондового рынка. Государство во все времена является одним из крупнейших заемщиков. Даже в Советском Союзе, несмотря на практически полную централизацию финансовых ресурсов в руках государства и отсутствие финансового рынка, тем не менее, осуществлялись выпуски облигаций государственных займов (так, за период с 1922 по 1957 год в СССР было выпущено около 60 государственных облигационных займов, в 1957 – 1990 годах – 5 таких займов). Инвесторами этих займов было население.

Рынок государственных ценных бумаг в России в 90-х годах 20 века развивался стремительно. Приватизационный чек («ваучер») – государственная ценная бумага на предъявителя, появившаяся в 1992 году, стала первой массовой ценной бумагой, стихийный вторичный рынок которой сформировался практически немедленно после выпуска ее в обращение. Именно ваучер «привил вкус» россиянам к операциям на финансовом рынке.


В начале 90-х годов 20 века Российское государство столкнулось с очень серьезными финансовыми проблемами, одной из которых был колоссальный дефицит федерального бюджета, который покрывался за счет эмиссии денег. В результате Россия оказалась на пороге гиперинфляции, инфляция исчислялась сотнями процентов в год. Попытка найти неинфляционные источники покрытия бюджетного дефицита привела к быстрому развитию рынка государственных ценных бумаг. Было форсировано формирование технологического обеспечения торгов, в результате чего российская торговая система Московской межбанковской валютной биржи, а позднее и региональных бирж, через которую сначала осуществлялись только сделки с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), а позднее и с другими бумагами (облигациями федеральных займов с переменными и постоянными купонами, облигациями акционерного общества «Высокоскоростные магистрали») является одной из лучших в Европе и мире. Этот рынок – «рынок ГКО», быстро завоевал популярность не только у российских, но и у иностранных инвесторов, в первую очередь за счет высокой доходности вложений в эти финансовые инструменты. Однако «перегретый», высокодоходный и, как следствие, высокорискованный рынок ГКО не мог не рухнуть, что и произошло в августе 1998 года. Государство отказалось платить по своим долгам.

Означает ли это, что рынок государственных ценных бумаг перестал существовать? Конечно же, нет. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (даже во времена директивной централизованной экономики). Надеемся, этот сегмент финансового рынка будет развиваться более цивилизованно, в строгих рамках закона. И эмитенты, и инвесторы, пережившие ряд дефолтов по внутренним российским долгам, станут «осмотрительнее», решения о выпуске ценных бумаг и инвестировании в них – более взвешенными, основанными на знании (и не только понаслышке) объективных закономерностей развития финансового рынка, а не на стремлении получить деньги любым путем. Ведь рынок государственных ценных бумаг, как и финансовый рынок вообще – объективно необходимый элемент рыночной экономики, механизм перераспределения финансовых ресурсов. И если этот механизм будет работать «как часы», без сбоев и остановок, от этого выиграет и эмитент, и инвестор, и российская экономика в целом.

В настоящий момент в обращении находятся и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные государственные ценные бумаги, выпущенные как от имени Российской Федерации, так и отдельных субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, выпускались и облигации Банка России в конце 1998 г. В обращении находятся российские государственные ценные бумаги, номинированные как в российской валюте, так и в валютах других государств (например, в долларах США, немецких марках). В обращении находятся как «обычные» по конструкции купонные и дисконтные облигации, так и более интересные облигации с плавающим купоном, облигации, обращение которых предполагает наличие «особой недели» (Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года), выигрышные облигации. Ранее выпускались «Золотые сертификаты», номинированные в золоте (1993 год), Казначейские обязательства (1994 год), сочетающие в себе свойства облигации, векселя, налогового освобождения.

В настоящее время в обращении находятся следующие виды государственных ценных бумаг, выпущенные от имени Российской Федерации:

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

Облигации государственного внутреннего валютного займа (так называемые «вэбовки»)

Облигации государственного сберегательного займа

Еврооблигации – облигации, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся на международном рынке.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) выпускаются в России с 1993 г. как дисконтные именные бездокументарные ценные бумаги. Их конструкция «списана» с казначейских векселей США (кстати, выражение «ставка без риска» относится именно к этим казначейским векселям. Оно означает, что казначейские векселя США «свободны от риска банкротства эмитента» – но не от других видов рисков). Торговля ГКО осуществляется только через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и системы региональных валютных бирж (в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Самаре, Ростове, Нижнем Новгороде). Срок их обращения – до 1 года.

Облигации федерального займа (ОФЗ) появились в 1995 г. как среднесрочные именные бездокументарные купонные облигации. Срок их обращения – более 1 года. Доход по этим облигациям выплачивается в виде процентных выплат с разной периодичностью для разных выпусков (1, 2 и 4 раза в год). Купон может быть фиксированным и плавающим. Обращаются ОФЗ, как и ГКО, через торговую систему ММВБ.

«Вэбовки» появились в 1993 г. Дело в том, что в 1991 г. Внешэкономбанк СССР оказался неплатежеспособным, в нем были заморожены валютные счета юридических и физических лиц. В 1993 г. задолженность перед юридическими лицами была оформлена в виде облигационного займа Облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Данный заем был оформлен как 5 траншей облигаций с разными сроками погашения (от 1 до 15 лет), номинирован в долларах США. Облигации были выпущены как документарные предъявительские ценные бумаги с ежегодными купонными выплатами в размере 3 %. Позднее выли выпущены еще 2 транша этих облигаций. ОГВВЗ – это пример секьюритизации задолженности. Секьюритизация – это превращение (переоформление) задолженности в обращаемые ценные бумаги.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) предназначались в первую очередь для физических лиц. Впервые они были выпущены в 1995 г. Это документарные предъявительские купонные облигации со сроком обращения более одного года. Платежным агентом по этим облигациям выступает Сбербанк России, куда инвесторы обращаются для получения процентных платежей и погашения основной суммы долга (самой облигации).

В 1996 г. Россия вышла на внешний рынок облигационных заимствований – на рынок еврооблигаций.

Рынок евробумаг начал формироваться примерно в 60-е годы 20 века. Название «евро» - это дань традиции, поскольку первые такие бумаги появились в Европе. В настоящее время – это поистине мировой рынок ценных бумаг, где и эмитентами, и инвесторами, и посредниками выступают представители самых разных стран.

Евробумаги – это ценные бумаги, выпущенные в валюте, иностранной для эмитента, и размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной. Различают евроакции, еврооблигации и краткосрочные евробумаги (простые обращающиеся векселя). Эмитентами этих бумаг могут быть не только государства, но и частные компании.

Основными финансовыми центрами рынка евробумаг являются Лондон, Люксембург, Цюрих. Расчеты по сделкам осуществляются через две депозитарно-клиринговые системы – Седел и Евроклир (в 2000 г. произошло объединение Седел с клиринговой организацией Франкфуртской фондовой биржи и образовалась суперсистема Клеарстрим).

Рынок евробумаг – это регулируемый рынок. В 1969 г. образовалась ISMA – Ассоциация участников международных фондовых рынков. Этой ассоциацией разработана детальная и масштабная система регулирования, включая правила совершения сделок, улаживания сделок, этики поведения и процедур разрешения конфликтов.

В настоящее время в обращении находится 11 выпусков российских еврооблигаций, номинированных в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах. Самый «длинный» из них имеет срок погашения в 2030 г., самая высокая купонная ставка – 12,75 % (срок погашения – 2028 г.)


Загрузка...
Top