Полоцкий софийский собор история и современность презентация. Собор святой софии в полоцке

Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
Дата первоначального строительства: 1030 - 1060 годы
Дата разрушения собора: 1710 год
Дата восстановления: 1738 -1750 годы
Архитектор: Иоганн Глаубиц
Координаты: 55°29"10.9"N 28°45"30.7"E

Содержание:

Краткое описание

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него - торгово-ремесленные посады. На рубеже X - XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св. Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии .

С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св. Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии. В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам. Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче. Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,- таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 - 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко .

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Кресто-Воздвиженский собор находится на территории Спасо - Ефросиньевского монастыря в городе Полоцке. Построен он был в 1893-97 годах. Проектом собора занимался архитектор У.Ф.Коршиков. Стиль постройки - русско-ретроспективный. Он относится к русско-византийскому направлению в архитектуре. Собор строили на пожертвования, которые собирали несколько лет.

Свято-Ефросиньевский монастырь долгое время был без большого вместительного храма, ведь на праздники и особенно на день память святой Ефросинии Полоцкой в монастырь всегда прибывало очень много народа. Поэтому и было принято решение возвести большой храм.

В XX веке храм пострадал от снарядов, долго стоял пустым, в годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фашисты, а храм и часть обители были огорожены проволокой, там находились советские военнопленные.

В 1989 году прошла первая литургия в храме, а в 1990 году храм открылся после ремонта. В соборе находятся две чудотворные иконы божией матери.

Софийский собор

Софийский собор в Полоцке – колыбель христианства на этой земле – был построен примерно в 1044-1066 годах.

Изначально он был кубической формы и увенчан семью куполами. Неоштукатуренный фасад позволял увидеть кладку со специфическими утопленными рядами. Фрагменты древней кладки, сохранившейся с XI века, можно видеть до сих пор. Другие древние части собора, включая фрески, сегодня хранятся в музее, посвященном архитектуре и истории собора.

Как и сам Полоцк, храм пережил много трагических событий, а на рубеже XV и XVI веков и вовсе был перестроен в церковь оборонного типа. В начале XVIII века в соборе взорвался пороховой склад и он снова был перестроен, правда сохранив древний фундамент и остатки стен. После перестройки он стал трехнефным храмом с симметричными башнями в стиле виленского или позднебелорусского барокко. Интерьер обогатился лепниной, фигурными карнизами и довольно яркими красками. Из прежних росписей сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" и "Спас Нерукотворный".

Современный храм Святой Софии мало похож на православную церковь и в наши дни является, скорее, культурным центром, нежели приходом. Здесь обустроен концертный зал и музей, проходят ежегодные музыкальные фестивали.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря

Спасо-Ефросиниевский женский монастырь - центр белорусского православия в древнем Полоцке.

Основала его в 1125 году княгиня Ефросиния Полоцкая. Именно с ее участием в 1161 году воздвигли каменный Свято-Преображенский храм. Удивительно, что церковь сохранилась до наших дней. Теперь это самая старая постройка в монастыре. По преданию церковь строил зодчий Иоанн.

Стиль храма включает разные направления архитектуры того времени. Главное отличие этого храма - стремление ввысь, что было характерно для западно-русской архитектуры. Но можно сказать, что тогда зодчие, строившие храмы на территории Полоцка, имели свой неповторимый стиль, отличающий церкви от других.

Княгиня Ефросиния подарила Свято-Преображенскому храму золоченный крест с частицами мощей святых. Но в XIII веке крест вывезли, и только при правлении Ивана грозного крест смогли вернуть.

После революции храм был закрыт, а крест Ефросинии вывезли в Минск, а потом в Могилев, где он во время великой Отечественной войны бесследно пропал. После войны храм был единственным, где проводили службу. Во время возрождения монастыря второе рождение получил и храм.

Богоявленский собор

Белокаменный православный кафедральный собор построен в 1777 году в стиле барокко. Является частью упраздненного ныне Свято-Богоявленского монастыря. Собственно, строительство началось еще в 1761 году, а 5 августа 1777 года собор был освящён.

Первоначально храм представлял собой строгий одноапсидный крестово-купольный каменный храм с двумя башнями на главном фасаде, но впоследствии неоднократно перестраивался. Как и многие другие, в советское время Богоявленский собор был закрыт как храм. Сначала здесь разместился спортзал, позже - картинная галерея. Но в 1991 году собор был заново открыт для богослужений.

Из особо почитаемых образов здесь находится икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», также сохранились три фрагмента фресковой росписи второй половины XVIII века.

Располагаясь посреди современного жилого массива на правом берегу Двины, стройный и строгий Богоявленский собор является не только духовным, но и архитектурным украшением района. Является объектом Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь.


Достопримечательности Полоцка

Полоцкий собор Софии Премудрости Божией - один из старейших памятников сакрального зодчества и первый каменный храм Беларуси. Построенный на высоком берегу Западной Двины Всеславом Чародеем (князем Полоцким, героем «Слова о полку Игореве») собор стал символом политической независимости, экономической мощи и высокого культурного уровня Полоцкого княжества. В наши дни он назван одним из .

Мифы и факты

История белорусского монументального зодчества началась именно с этого храма. Он был возведен в 1044-1066 годах, примерно в одно время с такими великими христианскими святынями, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, и во многом был похож на них. Это о нем писал автор «Слова о полку Игореве»: «В Полотьске позвониша заутренюю рано в святые Софеи колокола, а в Киеве звон слышу».

Музей Софийского собора открыт с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника.
Стоимость: 15 000 руб. (1,75 $), льготный - 10 000 руб. (1,16 $). Посещение выставок оплачивается дополнительно.
* Бесплатно для участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, военнослужащих срочной службы, детей дошкольного возраста и сирот.
Официальный сайт: polotsk.museum.by

Описание

Третья София

Полоцкая София - живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор - душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое - на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города - Полоцк.

София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях - после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища. К сожалению то, что мы видим сейчас - не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров. Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде - пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.




Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола. Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности. Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.

Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя. Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель. Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».

У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору. Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича. Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.

Страшная трагедия произошла во время Северной войны - святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.

У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.




Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.

Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан. Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда. Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра - и Софии нет.

Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное - чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.

Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.

Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли - началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

Православный собор
Собор Софии Премудрости Божией

Софийский собор
55°29′09″ с. ш. 28°45′30″ в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Полоцк
Конфессия Православие
Епархия Полоцкая епархия [d]
Тип здания Собор
Архитектурный стиль виленское барокко
Архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц
Строительство - годы
Основные даты
- взрыв порохового склада, разрушивший собор
1738-1750 - восстановление собора из руин
Состояние музей и концертный зал, один раз в год 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение
Медиафайлы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 210Г000606

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии . До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

Богослужение в Софийском соборе было прекращено в 20-е годы XX века. С конца 1969 до 1983 года в соборе проводились реставрационные работы (автор проекта - белорусский архитектор Валерий Слюнченко) и архитектурно-археологические исследования под руководством кандидата искусствоведения Валентина Булкина . После их окончания был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки.

Оригинальная постройка

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с "утопленным рядом", когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Униатский период

После перехода Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным . После подписания Брестской унии в 1596 году традиционное православие было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии , а всё её имущество, в том числе и собор, передано униатам . После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому , Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича , пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат , а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан , а тела приказал утопить в Двине . Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись : Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке» ).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками . Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА , сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов » .

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался , после чего Софийский собор был частично разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление и последующая история

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий . К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко , которую освятили в честь Сошествия Святого Духа . Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

Загрузка...
Top