Реконструкция нашей истории. Усиление и восстановление фундаментов

C 1 января 2008 года вступили в силу поправки в законодательство, открывающие возможность приватизации объектов культурного наследия. Поправки предполагают передачу ряда памятников федерального значения в собственность субъектов страны и муниципальных образований. Приватизации будут подлежать в первую очередь объекты, изначально созданные как частная собственность - усадьбы, домовые церкви, часовни. По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций, на территории РФ их насчитывается около 90 тысяч. Безусловно, это хороший способ спасти уникальные объекты, на восстановление которых нередко не хватает средств.

За долгое время эксплуатации конструктивные элементы памятников архитектуры могут ветшать и изнашиваться, что приводит к разрушению сооружений и утрате ими уникальных архитектурных деталей. Продлить срок «жизни» исторического здания можно с помощью вовремя проведенной реконструкции. Восстановление проходит по чёткому плану с соблюдением очерёдности всех этапов и правил техники безопасности.

Перед составлением проекта необходимо провести работу с архивными материалами и планом города - выявить исторический облик здания, его место и значение в жизни города, а затем ознакомиться с картограммой застройки квартала. В этом документе учитываются не представляющие особенной исторической ценности здания и памятники архитектуры. Из картограммы можно извлечь сведения об этажности застройки, ее назначении, используемых стройматериалах, а также степени морального и физического износа.

В случае если реконструкции подлежит целый квартал, определяется, возможен ли вариант разборки памятников архитектуры с сохранением фасада здания. Таким образом обеспечивается наибольшая функциональность здания с сохранением исторического облика.

На этапе детального обследования здания заново анализируются все собранные сведения о здании. Особое внимание уделяется техническому состоянию памятника архитектуры. На основании полученных данных составляется подробный план восстановления, проект, после чего осуществляется его пошаговая реализация.

Земляные работы

Земляные работы проводятся для осуществления доступа к подошве фундамента с целью определения его состояния, а затем усиления и восстановления фундамента и основания здания. Реконструкцию могут существенно осложнять протечки канализации и водопровода и подземные воды, уровень которых зачастую превышает допустимый из-за природных явлений, поэтому на этом этапе используются дренаж и иглофильтры. Отметим, что земляные работы при реконструкции зданий-памятников архитектуры обычно проводятся в стеснённых условиях, при которых не всегда применимы новейшие технологии и методы, что существенно замедляет и осложняет процесс.


Усиление оснований

Основания памятников архитектуры за многолетний срок службы подвергаются различным неблагоприятным влияниям окружающей среды. Сильное разрушающее воздействие оказывает вода, проникающая в грунты различными путями: из-за прорыва канализации, повышения уровня грунтовых вод или с поверхности земли.

В зимнее время избыточно влажные грунты могут сильно и неравномерно промерзать, что вызывает процесс пучения. При оттаивании весной у таких грунтов ухудшаются физико-механические свойства, что неизменно приводит к частичной потере несущей способности оснований.

При реконструкции оснований используется метод укрепления грунтов химическим, термическим или физико-механическим способом.

Применение того или иного химического способа усиления зависит от типа грунта: для крупнозернистых песков используют цементацию, для мелких песков – смолизацию, в целях укрепления лессов или пылеватых песков - силикатизацию. Электросиликатизация подходит для укрепления глинистого грунта. Термический способ заключается в сжигании топлива (обычно в течение недели) в специально пробуренных скважинах. В ходе обжига грунт затвердевает как камень. Это метод применяют для укрепления лессов и глинистой почвы. Физико-механический способ – установка свай, так называемых «стен в грунте», эффективен для любого типа грунта.


Выбор способа закрепления грунта зависит и от финансовых затрат. Химический метод по стоимости превышает в разы термический, однако последний подходит не для каждого типа почвы. В Европе нашли относительно доступный способ усиления оснований - комбинированный метод водовоздушной струи: закрепляющий раствор смолы или цемента вместе с воздухом проникает в грунт под высоким давлением. Многочисленные испытания метода водовоздушной струи подтвердили его эффективность при проведении работ по укреплению основания, что позволяет эффективно использовать этот метод при реконструкции и российских зданий-памятников архитектуры.

Усиление и восстановление фундаментов

Несмотря на несовершенство примененных технологий и материалов при строительстве исторических зданий, фундаменты их обычно отличаются прочностью, что отчасти объясняет долгий срок эксплуатации объектов культурного наследия. Однако фундамент практически каждого исторического здания бывает значительно перегружен вследствие проводившихся работ по перестройке или надстройке сооружения.

Перед началом реконструкции фундамента необходимо проанализировать причины его повреждений. От этого зависит метод его восстановления и усиления. Для устранения расслоения фундамента и упрочнения кладки в трещины методом инъекций вводят цементный раствор. Если необходимо улучшить несущую способность фундамента, встраиваются обоймы из железобетона или металла. Излишнюю нагрузку на фундамент устраняют методом её перераспределения при помощи металлических поясов. При сильном износе фундамента можно изменить его конструктивную схему путём встраивания опор или новых плит.


Восстановление стен

Стены, являясь одним из основных конструктивных элементов здания, выполняют несущую и ограждающую функцию. Они также должны способствовать поддержанию в помещении необходимого уровня тепло-, звукоизоляции и влажности.

Ограждающие конструкции исторических зданий в ходе длительной эксплуатации могут подвергаться воздействию различных негативных факторов. В случае деформации они выпрямляются стальными каркасами или усиливаются при помощи стяжек. Сильно поврежденные участки могут заменяться.

Недостаточная степень теплозащиты и звукоизоляции легко устранима. При наличии трещин в стенах проводятся работы по их заделке, а затем по теплоизоляции внешних стен. Наиболее эффективным способом достижения комфортного уровня является применение фасадной системы «мокрого» типа – например, тонкоштукатурной системы ROCKWOOL ROCKFACADE. Она негорючая, долговечная и подходит для монтажа на стенах с самыми сложными архитектурными элементами. С помощью фасадной системы можно сохранить уникальный архитектурный облик здания.


Существует такая распространенная проблема, как протечки или "влажные" стены. Они ликвидируются путём гидроизоляции балконов и гидрофобизации стен снаружи. Однако при наличии правильно смонтированной качественной фасадной системы такой проблемы обычно не возникает.

Усиление перекрытий

Основными конструктивными элементами любого здания считаются фундамент, стены и перекрытия. Если, исходя из оценки состояния сооружения, они требуют полной замены, целесообразнее разрушить старое здание и возвести новое чем подвергать его реконструкции.

Конструктивные элементы исторических зданий выполнены из материалов разной степени прочности: каменные стены и фундамент большинства памятников архитектуры рассчитаны на довольно долгий срок службы (100-150 лет), в то время как деревянные перекрытия без ремонта могут эксплуатироваться не многим более 60 лет.


Существенно продлить срок эксплуатации сооружения можно проведя комплекс работ по реконструкции перекрытий. Стоимость восстановления и замены перекрытий составляет примерно 20% от общих затрат на модернизацию.

Экономически целесообразно заменить деревянные перекрытия на железобетонные в если они значительно разрушены, а стены дома в удовлетворительном состоянии. Когда стены, перекрытия и фундамент здания очень повреждены, рекомендуется усилить и восстановить перекрытия или частично заменить старые деревянные конструкции на новые. Деревянные перекрытия в исторических зданиях высотой в три этажа и выше в обязательном порядке меняются на железобетонные.

Для усиления перекрытий используют следующие методы:

  • разгрузка конструкций,
  • включение новых конструктивных элементов перекрытия,
  • изменение конструктивной схемы перекрытия.

Реконструкция крыши

Наиболее распространённые причины неудовлетворительного состояния крыши заключаются в неисправности или неправильном устройстве системы вентиляции, нарушении гидроизоляции и низком уровне теплозащиты.

В зданиях-памятниках архитектуры нередко отсутствует устроенная надлежащим образом система вентиляции. Наличие вентиляционных шахт необходимо при ширине восстанавливаемого сооружения в 20 метров и более. Приточные отверстия должны быть ломаного или ступенчатого профиля и располагаться в карнизной части стены; входное отверстие закрывается решёткой.

Для обеспечения достаточной вентиляции совмещённая крыша переоборудуется в чердачную. Если такое решение может повлиять на изменение исторического облика реконструируемого здания, рекомендуется невентилируемую крышу перестроить в вентилируемую.

Качественная теплоизоляция кровли позволяет оградить историческое здание от воздействия окружающей среды и продлить срок его службы. Подбору теплоизоляционных материалов для памятников архитектуры следует уделить особое внимание. Стоит отдать предпочтение негорючим, долговечным материалам, обладающим высокими теплоизоляционными свойствами и легко монтирующимся. Для разного типа кровли предусмотрены продукты со своими механическими характеристиками и особые методы их крепления.

Как правило, исторические здания имеют скатную кровлю, представляющую собой каркасную конструкцию из стропил, поэтому для работ по реконструкции наилучшим образом подходят легкие негорючие минераловатные плиты – например, ROCKWOOL ЛАЙТ БАТТС. Они не создают дополнительную нагрузку на несущие элементы здания, что является очень важным фактором и способствуют долгой эксплуатации памятника архитектуры, исключая необходимость замены утеплителя.

Реконструкция памятников архитектуры – ответственный процесс, требующий значительного объема финансовых вложений, тщательного сбора и анализа данных о здании, чёткой последовательности работ. Основной целью модернизации является не только сохранение исторически значимого здания, но и возможность эксплуатации его в условиях жизни современного города. Новые разработки в области оборудования и материалов способствуют не только продлению срока «жизни» памятника архитектуры, но и позволяют избежать дополнительных затрат на повторный ремонт, которому не следует лишний раз подвергать историческое здание.

Ольга Сластикова
Пресс-служба компании ROCKWOOL Russia

Реконструкция промышленных объектов на сегодняшний день — одна из наиболее актуальных тем для проектов и исследований. В Европе этот вопрос освещен рядом монографий: «Old Buildings. New Design» (Charles Bloszies), «Converted Industrial Buildings» (Tamara Rogic) и другие. С течением времени обозначилось несколько направлений джентрификации. «Индустриальная археология», изучающая материальные свидетельства индустриального развития стран, ратует за консервацию таких объектов и создание на их основе музеев техники. Однако следует отметить, что объем требующих сохранения зданий и комплексов настолько велик, что консервации всех их не представляется возможной, как и возврат к уже выведенной функции. В связи с этим подход, включающий смену наполнения, наиболее распространен. Он подразумевает минимальное или экстремальное вмешательство в объемно-пространственные характеристики здания в зависимости от изначальных параметров.


Особый интерес приобретает вопрос о реконструкции, когда речь заходит о приспособлении бывших фабрик и заводов под жильё. Здесь возникает понятие лофт, которое зародилось в США и имеет более чем полувековую историю. Оно связано с джентрификацией территорий, прежде депрессивных: в 30-40-х годах XX века в Нью-Йорке пустующие промышленные и складские здания начали сдаваться в аренду как жилые. С течением времени популярность лофта нарастала, и само понятие эволюционировало.

На сегодняшний день под этим словом понимается реконструкция под жильё любого исторического здания, основными чертами которого являются неоштукатуренные кирпичные фасады, высокие потолки, возможность свободной планировки квартир и создания антресольных этажей.

В России наиболее интенсивно освоение производственных зданий идёт в Москве. По данным консалтинговой компании S.A. Ricci совокупный объем предложения лофт-апартаментов в Москве в 2012 году составил около 55 тыс. кв. м. Это не только офисы и выставочные пространства, но и жильё класса «элит». Однако, несмотря на всё увеличивающийся спрос и многочисленность концепций реновации промышленных территорий, фактически реализованным жилым проектом является единственный объект — многофункциональный комплекс с жилыми апартаментами «Даниловская мануфактура 1867» (реализация — 2011 год), расположенный по адресу: Новоданиловская наб., 9.


Проект разработан архитектурными мастерскими «АБ Цимайло Ляшенко партнеры» (концепция) и «Сити-Арх». Один из корпусов — «Ряды Солдатенкова» — частично заполнен квартирами.

Первоначальная функция Даниловской мануфактуры — текстильная фабрика. Объекты такого типа принято относить к группе зданий, требующих минимума модификаций при реконструкции под жильё. В целом к этой категории можно отнести фабрики с ячейковой структурой, делением или возможностью деления на этажи высотой от 2,5 до 3,5 м (в зависимости от класса жилья), остеклением по длинным сторонам здания, ориентированного восток-запад при ширине корпуса до 14 м, или остеклением по четырем сторонам при более широком или круглом в плане корпусе. Возможность устройства атриума является неотъемлемым преимуществом при широком корпусе.

Объёмно-планировочные характеристики Даниловской мануфактуры таким образом максимально близки структуре многоквартирного жилого дома: удобное деление на этажи, ритм окон, традиционное боковое остекление большой площади, протяжённость корпусов. Конструктивная схема с неполным каркасом и шагом колонн около 3,8 м позволяет создать свободную планировку жилья и безболезненно расположить лестнично-лифтовые узлы. Широтная ориентация корпуса, запроектированный коридорный тип и использование только существующих лестничных клеток не даёт возможности обеспечить инсоляцией квартиры, выходящие полностью на север.

С учётом данных параметров корпус может разместить в себе жильё определённого типа — апартаменты. Апартаменты — относительно новый формат на рынке недвижимости. К такому типу жилья не применимы привычные нормы инсоляции, что облегчает в ряде случаев проектирование.

Помимо уже построенных объектов многие находятся на стадии реализации: квартал Wine House, комплексы Loft Garden, Studio 8, Soho Loft Apartments.

В состав элитного квартала Wine House (архитектурное бюро «SPEECH Чобан Кузнецов»), строящегося по адресу Садовническая ул., 57, входит, кроме новых корпусов, реконструируемое здание фабрики«Товарищество Петра Смирнова» (годы постройки 1888-1889 гг.).



Так же, как и в корпусах Даниловской мануфактуры, конструктивная схема здесь — неполный каркас с внешними несущими стенами. Внутренние колонны позволили разместить в объеме квартиры современного стандарта со свободной планировкой.


Высота потолков лофт-апартаментов составляет от 3,7 до 4,5 м, на мансардном этаже — до 6,7 метра, что даёт возможность расположить внутри дуплексы. Меридиональная ориентация фабричного корпуса даёт возможность для проектирования жилого дома коридорного типа без ущерба для инсоляции.

Проект «Studio №8» — 14 корпусов бывшего конструкторского бюро. Застройка после реконструкции блокированная. За счёт надстройки зданий стало возможным расположить в здании двух- и трёхуровневые квартиры-блоки. Реконструируемый широкий корпус также размещает внутри себя квартиры в несколько уровней на всю высоту здания, однако то обстоятельство, что часть квартир-блоков выходит полностью на север, исключает любое жильё, кроме Loft Garden (ул. 2-я Рыбинская, д.13, Сокольники) — бывшее отделение конструкторского бюро Российского авиационного завода имени Михаила Леонтьевича Миля 1951 года постройки.


Высота потолков здесь более 3,6 м, остекление занимает большие площади — всё это позволяет разместить в корпусах жильё класса «комфорт». В ходе реконструкции была произведена полная замена инженерных сетей, реставрация фасадов, установка современной системы пожаротушения.

Широтная ориентация здания в сочетании со стремлением максимально использовать длину всего корпуса, «нарезав» его на возможно большее количество жилых ячеек, спровоцировало использование коридорного типа жилого дома. При игнорировании инсоляции единственное допустимое решение по жилым ячейкам — апартаменты.

Soho Loft Apartments — бывшие складские помещения дореволюционной постройки (элеватор 1893г., архитектор И.С. Епанешников) в Басманном районе Москвы. Специализация комплекса — апартаменты для владельцев мототехники. Лофт-апартаменты оборудованы индивидуальными лифтами, предназначенными для подъёма мотоциклов наверх — в помещения лофтов. Подвальный этаж оборудован под парковку мотоциклов. После реконструкции здание представляет собой секционный жилой дом с лестничными клетками, обслуживающими по четыре квартиры. Конструктивная схема — неполный каркас: внешние несущие стены и внутренний несущие колонны так же, как и в предыдущих проектах позволяют придерживаться свободной планировки квартир с выгораживанием лишь санузлов.

Как видно из вышеописанных примеров архитекторы стремятся расположить в бывших производственных корпусах именно апартаменты. Причин этому несколько. Во-первых, использование такого типа жилья облегчает поиск проектных решений для корпусов практически любых объёмно-пространственны характеристик: позволяет игнорировать такие параметры, как инсоляция и глубина помещений.

Во-вторых юридически апартаменты считаются жильём временно го пребывания, в котором нельзя прописаться, поэтом; стоимость апартаментов на 15-20% ниже, чем стоимость обычных квартир. В целом таким образом инвестор несколько снижает риски, повышая экономическую; привлекательность жилья в бывших фабриках. Тем не менее, в Москве лофт считается жильём высокого класса, и их цена колеблется от $4 550 до $30 000; квадратный метр.

Все упомянутые московские проекты имеют яркую особенность: располагаясь в центре города, обеспечивают необходимую инфраструктуру для престижного жилья. В случае реконструкции не отдельных зданий, а территорий осуществлена комплексна) реконструкция. Только при комплексном подходе воз можно расположение внутри бывших промышленные зон жилья. Одна из главных причин — вывод производства за пределы участка и устранение санитарных зон.

Если в Москве рождается осознание высокой ценности лофтов, то в Петербурге реконструкция промышленности под жильё не развивается вовсе. Несмотря на огромные ресурсы. Согласно исследованиям компании PETERLAND (консалтинговая компания, работающая на рынках недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области), проведённым по ситуации на 2011 год, площадь промзон относительно общей площади Санкт-Петербурга в его административных границах (143,9 тыс.га) составляет 4%, относительно же главной части города (60,6 тыс.га без пригородов) -около 10%.

Возможная причина — довольно консервативная политика города и жителей в этом вопросе, а также несовершенство местного законодательства, риски, связанные с редевелопментом, отсутствие возможности вливания государственных инвестиций в проекты реконструкции.

Для Петербурга характерна практика реконструкции промышленных объектов под коммерческую недвижимость и так называемые креативные пространства — это путь наименьших по сравнению с жильём рисков и затрат. Районы, в которых расположены объекты под реконструкцию — промзоны, в некоторых цехах которых всё ещё функционирует производство. Реновация этих территорий под жильё возможна лишь при комплексном подходе, предусматривающем полное выведение производства и устранение санитарных зон. Таким образом, складывается ситуация, при которой жилой лофт в Петербурге практически не представлен. В основной массе это проекты, замороженные на стадии проектирования или интерьерные проекты. Последние характерны лишь стилизацией под бывшие фабрики, что, тем не менее, подтверждает факт интереса к данного рода эстетике.

В уже упомянутую группу зданий, требующих минимума модификаций, входят и бывшие казармы, перепрофилированные в промышленные объекты. В Петербурге к таким объектам относится проект жилого дома 2006 года, расположенного по адресу: Виленский пер., 15 (генпроектировщик — 000 «АМ Шендеровича»). Это один из немногих реализованных примеров реконструкции промышленных корпусов. Здание представляет собой тип промышленного объекта, перепрофилированного из бывших казарм: в 50-60-х годах XX века здесь располагался ЦНИИ материалов. Бывший завод расположен в Центральном районе Петербурга и входит в охранную зону центра города с уже сложившейся инфраструктурой. Рядовая периметральная застройка создаёт образ жилого квартала, характерного для Петербурга.

Объектом охраны КГИОП являются фасады и объёмно-планировочные структуры строения. Проект предусматривал надстройку корпусов двухуровневыми мансардами с отступом в два метра от лицевой части под уклоном 30 градусов: мансарда, таким образом, не выделялась, что сохраняло силуэт здания.

Изначальная функция комплекса, ещё до прихода сюда производства, — казармы. Этим можно объяснить сходство объёмно-пространственных характеристик корпусов со структурой жилого здания: внешние и внутренние поперечные несущие стены, шаг несущих конструкций от 5 до 7 м, высота этажа в свету 3,5 м, традиционное для жилья боковое остекление большой площади.


Проект предусматривал расположение квартир в лицевом флигеле. Его широтная ориентация определила двустороннюю ориентацию квартир для обеспечения необходимой инсоляции.

Петербург, равно как и Москва, обладает обширным фондом промышленных объектов, требующих реконструкции. Реконструкция под жильё широкого спектра бывших фабрик и заводов значительно расширит рынок недвижимости Петербурга и Москвы, и если Москва начинает осваивать свой промышленный потенциал, то Петербургу это лишь предстоит. Кроме этого обстоятельства некоторым образом снизятся темпы массового строительства, город перейдет от экстенсивного к интенсивному пути развития, снижая темпы разрастания своего контура, заполняя функционально пустые зоны и включая их в городскую структуру. Это позволит повысить плотность населения в этих зонах, а что особенно важно — в зонах транспортных узлов, зачастую находящихся в границах заброшенных территорий.

Реконструкция промышленных территорий — это сохранение туристические привлекательных объектов, вероятность вливания инвестиций. Среди объектов, расположенных в промышленных зонах, формирование которых относится к периоду индустриализации, зачастую можно встретить ценные объекты, в том числе имеющие юридически закрепленный статус памятника. По причине того, что эти объекты находятся под охраной государственных структур, снос их невозможен, так же как и возврат к первоначальной функции в связи с переходом к качественно новым принципам экономики и производства. Эти здания, наряду с корпусами, не имеющими законодательно закрепленного статуса памятника, обладают значительными архитектурными достоинствами: огромные окна, высокие этажи, экспрессивные интерьеры и экстерьеры. «Это те черты, которые так часто можно встретить в старых зданиях и так редко в современных».

Цель политики использования бывших промышленных территорий — правильный баланс между сохранением и модификацией: со слишком большими изменениями будет утерян городской характер, в то же время без изменений города будут переживать стагнацию. Идеальный баланс ведет к городскому разнообразию. Однако как уже было сказано выше: лишь комплексная реконструкция зон неиспользуемых промышленных зданий может решить вопросы функционально пустых зон. Районы, в которых расположены объекты под реконструкцию — промзоны, в некоторых цехах которых все еще функционирует производство. Реновация этих территорий под жилье возможна лишь при подходе, предусматривающем полное выведение производства и устранение санитарных зон.

ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина специализируется на капитальном ремонте зданий, отделке фасадов, восстановлении сооружений любого назначения в Москве, России и за рубежом. Одними из основных направлений деятельности компании считаются реставрация и реконструкция объектов культуры и памятников старины. Многие воспринимают эти два строительных термина практически одинаково, однако они имеют разное значение.

Реставрация

Слово «реставрация» означает восстановление (укрепление) разрушенных или поврежденных памятников искусства, объектов исторического и культурного наследия.

Причинами искажения первозданного облика могут стать:

Влияние времени;

Экстремальные условия эксплуатации;

Неосторожное (умышленное) варварское воздействие и многие другие факторы.

В процессе реставрации происходит исправление деформированных частей, укрепление их структуры. При этом часто применяются современные материалы, подобные первоначальным, но имеющие лучшие свойства. Химически изменившиеся детали, не подлежащие восстановлению, удаляются и заменяются. Нередко приходится устранять позднейшие дополнения.

Обычно объектами реставрации становятся:

Памятники архитектуры;

Фасады исторических зданий разного назначения;

Деревянная архитектура (церковные сооружения, старинные особняки и т. д.);

Отдельные элементы фасадных конструкций, интерьеров памятников.

Реконструкция

Под этим термином (от латинского – «построение») понимается весь комплекс строительных, а также отделочных работ, направленных на качественное изменение функциональных показателей объекта. Главной целью реконструкции является восстановление не внешнего вида здания, а его технико-экономических качеств. На первый план выходит повышение комфортности эксплуатации ремонтируемого сооружения.

В ходе реконструкции сохраняются лишь несущие элементы здания: капитальные стены, перекрытия, лестничные марши и площадки. Все остальное подлежит полной или частичной замене. Здесь предусматривается проведение следующих работ:

Кардинальная реорганизация структуры объекта, в том числе изменение технических характеристик и габаритных размеров сооружения;

Изменение назначения помещений;

Оформление пристроек и надстроек;

Полное переоборудование инженерных коммуникаций;

Укрепление несущих конструкций;

Замена полов, потолков, промежуточных стен и перегородок;

Дополнительные мероприятия по благоустройству чердачных помещений, подвалов, кровли, выполнению наружной отделки.

Компания предлагает услугу воссоздания исторических строений по сохранившимся фрагментам, письменным и устным упоминаниям. Большее количество данных поможет достовернее восстановить объект. Также возможно завершение работ в недостроенном здании.

Перед началом реконструкции составляется проект, в котором учитывается техническое состояние объекта, эксплуатационные недостатки и выявленные дефекты. На основе документа прогнозируются предстоящие объемы работ, их стоимость и сроки исполнения. Клиенту предоставляется право на проведение самостоятельной специальной строительной экспертизы.

Почему клиенты обращаются в ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина?

Высокий профессиональный уровень сотрудников компании гарантирует:

  • грамотное проектирование предстоящей реконструкции или реставрации;
  • четкую последовательность выполняемых действий, вплоть до мельчайших деталей;
  • полное восстановление первоначального облика;
  • выполнение задач любой сложности;
  • тщательную экспертную оценку технического состояния сооружения, позволяющую определиться с точными расходами;
  • использование только качественных материалов;
  • применение при реставрации современных технологий, сочетающихся с древними способами зодчества;
  • индивидуальный подход к клиенту и безусловное выполнение всех пожеланий заказчика.


Из Греции пришла необычная новость. Архитекторы и археологи исследуют возможность строительства новой версии одного из Чудес света Древнего мира – гигантской статуи Колосса Родосского. Но это далеко не первый случай в истории, когда потомки восстанавливают известные сооружения, разрушенные их предками. И сегодня мы расскажем про 5 самых наглядных примеров такой реконструкции спустя поколения .

Александрийская библиотека

Один из наиболее известных случаев восстановления здания спустя много столетий после его разрушения связан с египетским городом Александрия. Правда, речь идет не о другом Чуде света Древнего мира, Александрийском маяке, а о куда более важном для наших времен учреждении – библиотеке.

Александрийская библиотека, основанная в третьем веке до нашей эры, была одним из крупнейших научных центров Древнего мира. В ней хранилось, предположительно, до 700 тысяч папирусных свитков, а руководители этого собрания играли важную роль не только в научной, но также в религиозной и политической жизни государств, которые управляли на тот момент городом Александрия.



Но в начале первого тысячелетия новой эры Александрийская библиотека сильно пострадала в результате нескольких войн и мятежей. Считается, что она окончательно прекратила свое существование в седьмом веке во время арабского завоевания Египта, когда халиф Оман произнес ставшую легендарной фразу относительно судьбы книг из библиотечного собрания: «Если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны, а если не согласуется, то их следует уничтожить в любом случае».



Александрийская библиотека оставалась лишь записью на странице всемирной истории вплоть до 2002 года, когда на предполагаемом месте древнего книгохранилища появилось новое библиотечной здание, построенное в современном стиле. Строительство этого сооружения по проекту норвежской студии Snohetta и австрийского архитектора Кристофа Капелле началось в 1988 с позволения президента Египта Хосни Мубарака.



В новой Александрийской библиотеке хранится около 8 миллионов изданий, из которых 500 тысяч находится в общем доступе. В комплексе площадью 70 тысяч квадратных метров, помимо книгохранилища, находятся также музеи, образовательные учреждения, планетарий, художественные галереи и лаборатория по реставрации древних рукописей.



Во время Революции в Египте в 2011 году жители Александрии стали вокруг библиотеки живой цепью, чтобы не дать погромщикам и мародерам уничтожить лишь недавно восстановленный научный центр мирового уровня.

Храм Христа Спасителя

5 декабря 1931 года можно считать «черным» днем в истории российского православия. Именно тогда двумя мощными взрывами был уничтожен знаменитый , одно из величайших религиозных сооружений во всем мире.



Этот храм был построен в течение сорока с лишним лет девятнадцатого века, его заложили в августе 1837 года в честь двадцатипятилетия Бородинской битвы, а закончили в 1883. Церковь стала «главным» культовым сооружением Российской Империи, в ней короновали, венчали и отпевали монархов, здесь Чайковский впервые представил общественности свою знаменитую «Увертюру 1812 года». Но Советской Власти этот храм не пережил.



На его месте после сноса планировалось построить гигантский небоскреб Дворца Советов высотой в 100 этажей и 495 метров, однако Великая Отечественная война нарушила эти грандиозные планы. А потому со временем на месте уже вырытого котлована упомянутого выше здания был возведен бассейн «Москва» - самый большой в мире открытый бассейн, функционировавщий даже в зимнее время.

Но после распада Советского Союза и реабилитации православия России, было принято решение восстановить Храм Христа Спасителя в прежнем облике. Закладка новой церкви состоялась 5 декабря 1990 года, первая служба – в августе 1996, а великое освящение храма прошло 19 августа 2000.



Сейчас Храм Христа Спасителя снова стал «главной» церковью России, кафедральным собором Русской Православной Церкви.

Хрустальный дворец

Хрустальный дворец был в конце девятнадцатого – начале двадцатого века для Лондона таким же символом, как для Парижа Эйфелева башня. Этот выставочный зал площадью 90 тысяч квадратных метров построили из чугуна и стекла в 1851 году к Всемирной выставке.



После окончания Выставки, Хрустальный дворец разобрали и по частям перевезли на другое место, в лондонское предместье Сиднем-Хилл, которому данное сооружение дало новое название – Кристал Пэлас (район известен сейчас, в основом, благодаря одноименному футбольному клубу).

Внутри Хрустального дворца были обустроены оранжереи, а вокруг – шикарный парк с фонтанами, искусственными водопадами и прудами. Со временем там появился и футбольный стадион.



Во время Первой Мировой войны в Хрустальном дворце расположился учебный центр британской армии, а после окончания боевых действий – научная лаборатория Джона Бэрда, одного из «пионеров» телевидения.

30 ноября 1936 года Хрустальный дворец прекратил свое существование – он сгорел в пожаре, оставив после себя только металлический остов, разобранный затем на металлолом. Место пустовало до наших дней, когда появились планы по восстановлению легендарного лондонского объекта.



В 2013 году власти Лондона и китайская девелоперская компания ZhongRong Group объявили о начале открытого архитектурного конкурса на право строительства . В шорт-лист этого соревнования вошли Zaha Hadid Architects, David Chipperfield, Roger Stirk Harbour + Partners, Grimshaw, Marks Barfield Achitects и Haworth Tompkins – это крупнейшие британские архитекторы современности.



Начало возведение здания запланировано на 2015 год. Это будет сооружение длиной 500 метров и высотой 50, в котором откроется один из крупнейших в британской столице торговых, выставочных и развлекательных центров. Смета строительства нового Хрустального дворца в Лондоне составит 500 миллионов фунтов стерлингов.

Запорожская Сечь

История центральной части современной Украины неразрывно связана с Запорожским казачеством (в Украине говорят «козачеством») – военным сословием, которое организовалось в некое подобие государства, управляющего достаточно значительными территориями. Административным центром запорожских казаков считалась Сечь – крупная деревянная крепость, в которой располагались руководящие органы Войска Запорожского.



История знает десяток Сечей, которые сменяли друг друга в течение трехсот с лишним лет, - укрепления переезжали с места на место по разным объективным и субъективным причинам. Но самой известной их них является крепость на острове Малая Хортица на территории современного города Запорожье. Именно с нее началась история украинского казачества, и именно с этой местностью оно, в первую очередь, ассоциируется.



Последняя Сечь на берегах Днепра пала в 1775 году, чтобы появиться снова уже в начале третьего тысячелетия. Правда, выросшая в первом десятилетии двадцать первого века на острове Хортица в Запорожье деревянная крепость больше не несет военного назначения. Это музей Запорожского казачества – историческая реконструкция целого города с церковью, жилыми, административными, производственными, учебными и коммерческими зданиями.



Оригинальное здание, появившееся в 1599 году, сгорело в 1613, пожар начался во время спектакля ««Генрих VIII». Новое сооружение на этом месте появилось в 1614, когда Шекспир уже уехал из британской столицы в свой родной город Стратфорд, но просуществовало оно также недолго, в 1642 его закрыли под натиском возмущений пуритан – радикальных английских последователей протестантского проповедника Жана Кальвина.

Со временем здание театра было снесено, и даже само его местонахождения забылось, пока в 1989 году его фундамент не был обнаружен на территории автостоянки в центре Лондона. Археологические исследования дали историкам понимание, как выглядел и функционировал знаменитый театр Шекспира. Тогда и появилась идея его восстановления в прежнем виде.



Правда, новый «Глобус» построили в 200 метрах от его исторического прототипа. Зато это практически точная копия оригинального здания, в котором все повторяет планировку и функциональность театра семнадцатого века. И даже крыша над зрительскими ложами была сделана из соломы, что было строго-настрого запрещено в Лондоне после Великого пожара 1666 года.



Нынешний «Глобус» функционирует по прямому назначению. В нем в теплое время года (с мая по октябрь) ежедневно показывают шекспировские спектакли. При этом, как и во времена Великого Барда, большая часть мест в зале – стоячие, будто это фан-зона на современном рок-концерте. Правда, и цена на эти билеты соответствующая – 5 фунтов стерлингов.


ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

18.00.01 «Теория и история архитектуры, реставрации
и реконструкция историко-архитектурного наследия»

по архитектурным наукам

Введение

Настоящая программа базируется на основных положениях теории и истории архитектуры и градостроительства и состоит из их важнейшие разделов: развитие отечественного и мирового зодчества, основные этапы становления истории и теории архитектуры и градостроительства, их современное состояние и проблемы, а также проблемы эволюции градостроительных систем, формообразования в архитектуре, реставрации памятников архитектуры и реконструкции исторически сложившейся городской среды.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по строительству и архитектуре при участии Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства и Российской академии архитектуры и строительных наук.

1. Теория архитектуры

Архитектура как среда жизнедеятельности и важнейшая составляющая материальной и духовной культуры общества. Теория архитектуры и ее место в системе современного научного знания, фундаментальный и прикладной уровни теории архитектуры. Теоретическое знание и творческая практика, органичность взаимосвязей между ними.

Основные этапы становления и развития теории архитектуры. Современное состояние и основные тенденции развития.

Проблема статуса и структуризации теоретического знания. Философские основы теории архитектуры, междисциплинарные связи. Методологические проблемы современной теории архитектуры. Проблема объективизации знания. Теория и практика: методологические и организационные проблемы. История и теория архитектуры: специфика взаимосвязей в прошлом, настоящем и будущем. Проблематика накопления и аккумуляции профессиональных знаний в процессе исторического развития архитектуры. Смена архитектурных эпох и стилей, диалектический эффект отрицания предшествующего и проблема преемственности.

Архитектурная форма и ее специфика. Категории архитектурной формы. Теория композиции и ее основные составляющие. Основные средства гармонизации архитектурной формы, ансамбля, города. Средовой подход в архитектурном проектировании и развитие представлений об архитектурном ансамбле, его специфике и принципах формирования.

2. История архитектуры

Основные очаги возникновения древнейших цивилизаций, архитектуры и градостроительства. Периодизация всемирной истории архитектуры. Стадиальный и региональный аспекты.

Происхождение зодчества. Древнейшие формы расселения и поселений. Новейшие расшифровки структуры мегалитических сооружений. Актуальные проблемы включения памятников археологии в контекст истории мировой архитектуры. Черты общности в развитии древнейших строительных структур.

Архитектура Древнего мира. Зодчество Египта, Двуречья, Средиземноморья и сопредельных стран Азии. Выдающиеся памятники и ансамбли. Развитие градостроительства.

Архитектура Античного мира. Древняя Греция – основные этапы развития зодчества. Выдающиеся города, ансамбли, памятники. Гипподамова планировка греческих городов. Архитектура акрополей, агор, храмов. Древний Рим. Генеральные планы военных лагерей и городов. Городские центры, форумы, улицы, массовая застройка. Основные памятники древнеримского зодчества. Архитектурный ордер, его становление и развитие.

Архитектура античных поселений в Северном Причерноморья. Архитектура Древней Америки. Основные культуры, города, храмовые ансамбли.

Архитектура Средних веков. Архитектура и градостроительство Византии. Крестово-купольная система в храмовом зодчестве, ее влияние на последующее развитие культовой архитектуры.

Зодчество стран средневековой Европы. Романская архитектура. Готика. Архитектура и ансамбли Парижа, Реймса, Кельна , Амьена, Лондона, Флоренции , Венеции и других городов.

Архитектура Древней Руси X – середины XV в. Основные архитектурные школы и их влияние на последующее развитие русского зодчества.

Принципы русского средневекового градостроительства. Архитектура Московского государства второй половины XV – XVII вв. Русское деревянное зодчество.

Архитектура эпохи Возрождения. «Идеальные» города. И его стиль, распространение в странах Европы и Америки.

Классицизм как международный стиль. Его национальные варианты в Европе и Америке. Архитектурные теории эпохи классицизма. Мастера и их основные работы.

Архитектура Российской империи XVIII – первой половины XIX в. Архитектура и градостроительство Петровского времени и середины XVIII в. Русский классицизм, его выдающиеся представители. Перепланировка городов России во второй половине XVIII – начале XIX в. Образцы планировочного искусства, городские ансамбли.

Архитектура Украины и Белоруссии XV – XVIII вв.

Архитектура Закавказья и Центральной Азии. Региональные и национальные школы, основные этапы их развития. Градостроительная культура. Выдающиеся ансамбли и памятники, народное жилище.

Зодчество стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Основные школы, взаимовлияния. Особенности градостроительной культуры, садово-парковом искусстве и архитектурного формообразования,

Архитектура Нового и Новейшего времени. Исторические, социально-экономические и культурные условия и противоречия в развитии градостроительства и архитектуры XIX – начала XX в. Развитие экономики, промышленности, общественно-политической мысли и их влияние на развитие зодчества. Градостроительные идеи. Основные типы сооружений.

Историзм и эклектизм как метод архитектурного творчества. Разнообразие его проявлений в архитектуре различных стран. Национально-романтические течения. Европейские варианты стиля «модерн» и его ведущие мастера. Чикагская школа. Возрождение традиций классицизма в начале XX в. Зарождение отечественной историко-архитектурной науки, основные этапы ее развития.

Истоки современной архитектуры. Современное движение. Де стиль. Экспрессионизм в архитектуре. Баухауз и ВХУТЕМАС. Развитие функционализма в архитектуре и градостроительстве и реакция на «новую архитектуру» в 1930-е годы.

«Афинская хартия» и развитие градостроительства в конце 1940–1950-х годах. Творчество и теоретические концепции выдающихся мастеров 1920–1960-х годов. Критика «современного движения» и тенденции 1970–1980-х годов. Новый консерватизм, массово-коммерческое и авангардное творчество. Развитие ретроспективных направлений. Программа и противоречия постмодернизма, деконструктивизма. Новый классицизм, регионализм, архитектура хай-тек.

Становление национальных архитектурных школ в странах Европы, Азии и Латинской Америки.

Архитектура СССР и России XX. Архитектура первых лет советской власти. Социальные утопии и поиски новых форм расселения, типов жилища, общественных зданий . Основные творческие направления.

Первая пятилетка и развертывание строительства промышленных предприятий, новых городов и жилых комплексов. Участие в строительстве архитекторов Европы и Америки.

Изменение творческой направленности в советской архитектуре начала 1930-х годов, курс на освоение мирового и национального архитектурного наследия. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года и его влияние на практику советского градостроительства.

Послевоенное строительство. Восстановление городов, строительство крупных общественных зданий, мемориалов.

Изменение творческой направленности советской архитектуры в 1954–1955 гг. Становление новых принципов градостроительства. Строительство новых городов (Тольятти, Набережные Челны и др.).

Возникновение противоречий между централизованным и типовым проектированием , массовостью и унификацией индустриального строительства и требованиями учета региональных, местных, национальных особенностей. Первые попытки их преодоления, актуальные проблемы формирования полноценной среды городов и сел.

Проблема национального своеобразия в советской архитектуре 1970–1980-х годов. Развитие региональных школ зодчества. Мастера архитектуры и их произведения. Проблемы местного своеобразия и синтеза искусств.

Социальные программы жилищного строительства, задача обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом.

Архитектура России 1990-х – начала 2000х годов. Новые тенденции и проблемы. Генеральный план развития Москвы на период до 2020 года.

3. Реставрация памятников архитектуры и реконструкция
исторически сложившейся среды

Становление и эволюция принципов реставрации памятников архитектуры. Выдающиеся теоретики и практики реставрационного дела. «Венецианская хартия» и современные проблемы реставрации памятников прошлого.

Аспекты ценности памятников архитектуры. Диалектика отношения к позднейшим наслоениям. Критерии допустимости и целесообразности воссоздания утраченных памятников архитектуры и элементов зданий.

Основные принципы приспособления памятников архитектуры к современному использованию.

Понятие «исторический город». Проблемы, возникающие при его реконструкции. Предпроектный исследовательский цикл, его содержание и место в общей системе проектных работ при реконструкции исторического города. Цели и методы исследования исторического города, используемые источники, их комплексная систематизация и обобщение. Предпроектные исследования и обоснования. Основные принципы реконструкции и развития исторических городов.

Проект зон охраны, исторического города, его состав и содержание. Охранные зоны памятников архитектуры, исторических ансамблей, заповедные зоны города. Зоны охраняемого ландшафта, регулирования строительства. Методы определения границ, режимы использования и строительства.

Основная литература

1. Архитектурное наследство. Сб. науч. тр. 1951 – 2001. Вып. 1–45.

2. , Саваренская градостроительного искусства. Т.1, 2. М., 1979.

3. Всеобщая история архитектуры. В 12 М., 1966–1977.

4. Иконников, среда, время. М., 1985.

5. , Степанов архитектурной композиции. М., 1971.

6. История советской архитектуры. 1917 – 1954 гг.: Учеб. для архитектурных вузов изд. 2-е / Под ред. и. М., 1985.

7. Кириченко теория в России XIX в. М., 1986.

8. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX – XX вв. М., 1972.

9. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1–2. М., 1975.

10. История русской архитектуры. 2-е изд / ,
, . СПб., 1995.

11. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для архитектурных вузов. М., I988.

12. Русское градостроительное искусство. Т. 1–4 / Под ред. Н. Ф Гуляницкого М., 1995 –1999.

13. Русское градостроительство второй половины XIX – XX веков. Т.5. Кн. 1 / РГИ. М., 2001.

14. Современная советская архитектура 1955 – 1980 гг.: Учеб. для вузов. М., 1985.

15. Теоретические основы советской архитектуры: важнейшие проблемы. М., 1984.

16. Хан-Магомедов советского авангарда. Т. 1, 2. М., 1996, 2001.

17. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Т. 1, 2. М., 1997.

Загрузка...
Top