Старинные русские особняки. Мистика старых усадеб

Со многими усадьбами древних дворянских родов России связаны мистические истории, которые происходили и случаются в этих местах по сей день. Понятие «русская усадьба» подразумевает комплекс жилых, хозяйственных построек, с приусадебной территорией и парком. Иметь такие загородные усадьбы, в период с семнадцатого по начало двадцатого века, были невероятно популярно среди русских дворянских и купеческих родов. Конечно, во многих таких усадьбах порой случались таинственные и мистические события, и они были порождением насильственных смертей, нередких в те времена, либо вызывались неумеренным интересом их хозяев к оккультизму, что тогда было модным веянием, другие же просто отражали аномалии своего месторасположения. Сегодня мы подготовили для вас список самых интересных мистических русских усадьб аристократов и купцов России.

Московской области - здание особняка с красивой прилегающей территорией первоначально принадлежало сыну известного московского булочника Филиппова - Дмитрию. Главный дом возвели в начале прошлого столетия по проекту архитектора Эйхенвальда. Здание в стиле эклектики расположилось в очень живописной исторической местности, там в двенадцатом столетии процветал город Перемышль Московский, но вскоре его покинули местные жители, а старинные деревянные дома постепенно разрушились и поросли лесом. Когда Филиппов посетил эти места, он сразу очаровался красотой местности: рекой, обрамленной крутыми берегами, оврагами, поросшими ковром из разнотравья, - и решил, что должен возводить свою усадьбу именно здесь. Он пригласил архитектора и рассказал ему о своих пожеланиях, а также о том, что хотел бы видеть вокруг особняка великолепный парк. В проекте здания и парка воплотилась гармония, романтизм и многоликость желаний Дмитрия Филиппова. Говорят, что иначе и быть не могло, ведь в тот момент он переживал острый период влюбленности в девушку из цыганского племени - Азу. Однажды он встретил ее среди певцов цыганского хора и сразу же выкрал красавицу, признавшись в горячей любви. Ради нее, Дмитрий и начал сооружение шикарного особняка на берегу реки, затерянного в лесах. Он был как дракон, который пытался утаить свое сокровище от мира. Недолго длилась их любовная история после возведения этой кривой дворянской усадьбы, потому как Дмитрий был человек влюбчивый и ветреный, он полюбил другую красотку, начал изменять Азе с ней. Та узнала о предательстве любимого и решила, что больше не хочет жить. Недолго думая, девушка вскарабкалась на смотровую башенку и шагнула вниз. Потом началась революция, здание усадьбы долгое время пустовало без владельцев и рушилось, точнее у него появилась хозяйка, но призрачная – та самая цыганка Аза, душа которой, судя по всему, решила остаться в месте, где она когда-то была счастлива и любима. В пятидесятые годы двадцатого века тут устроили спортивную базу, и отдыхающие часто ночами видели прозрачный силуэт женщины с длинными волосами в широкой цыганской юбке, прогуливающийся по коридорам здания и по дорожкам парка. Затем в старинном особняке усадьбы открыли медицинский центр, но его пациенты также продолжали встречать на территории призрак Азы. Сложно сказать, находится ли призрак здесь теперь, так как свидетелей этому нет из-за того, что дворянская усадьба давно заброшена, а парк зарос. От прудов, некогда обрамлявших въезд на территорию, остался один сильно обмелевший водоем. Пока еще стоит некогда великолепное здание усадьбы, но и оно начинает стремительно рушиться, хотя все еще привлекает великолепием своего архитектурного декора: изящной лепниной, великолепными барельефами, украшающими балкон. Некогда чудесная приусадебная парковая зона, которую раньше украшали аллеи с елями, туями, клумбы с цветами, частично была уничтожена еще во времена размещения тут медицинского центра. Тем не менее, усадьба все еще великолепна, как снаружи, так и внутри. Сюда не водят организованных экскурсий, лишь некоторые отчаянные самостоятельные туристы, пробравшись к особняку сквозь дебри разросшегося леса, любуются остатками былой роскоши, да пытаются увидеть призрак цыганки Азы.

– эта старинная дворянская поместная усадьба стоит на городской окраине в районе Суздалки и Новоселок. Практически, как и у всех русских барских усадеб, у этого особняка нелегкая судьба. Усадьба строилась в конце восемнадцатого столетия для семьи Николая Ивановича Коковцева – этот человек был министром финансов России и принадлежал к известному древнему роду. По его заказу был возведен великолепный особняк, с дополнительными хозяйственными постройками, конюшнями, вокруг был разбит красивейший регулярный парк, где соорудили каскадные пруды, сохранившиеся и по сей день. После революции, в 1919 году дворянское гнездо – великолепная усадьба Ярославля - была национализирована. В разные годы тут размещались: военный полк, детский сад, библиотека, потом коммунальные квартиры, а второй этаж отдали под детские кружки и дискотеку. Нужно сказать, что жильцы, заселившиеся в это старое здание, сразу поняли, что они в своих квартирах делят кров с еще одним потусторонним жильцом – призраком дочери Коковцева - Лидией, которая почти каждую ночь приходила то к одной семье, то к другой, чтобы спросить конфет. Согласно местной легенды, Лидия влюбилась в молодого человека, но он не разделил ее чувства, и несчастная девушка утопилась в пруду усадьбы. Рассказывают, что этот призрак не столь добродушен с посторонними, не являющимися жильцами коммуналки при усадьбе. Если в вечернее и ночное время на территории усадьбы или в ее окрестностях появляются мужчины, то она заманивает их к воде и утаскивает на дно. Неизвестно, правдивы ли слухи, но то, что во время купания в этом пруду утонуло несколько молодых людей, чистая правда. Что касается пруда, то долгое время его берега стояли заросшими деревьями, лишь несколько лет назад их вырубили, очистив берег. Сам пруд не чистился уже очень давно, со времен царской власти. Старожилы рассказывают, что, в свое время, дно у всех трех прудов было выложено плиткой, в те годы это была весьма распространенная практика.

В Тверской области, Бологовского района – ее построили в конце девятнадцатого столетия по проекту, который Александр Сергеевич Хренов – выдающийся архитектор - создал лично. Этот, совершенно экстравагантный ансамбль не похож на классическую дворянскую усадьбу России, скорее это европейский замок из Средневековья. А создает такое ощущение симметричность сооружения, его оформление башенками и использование в кладке стен не только кирпичей, но и каменных валунов. Помимо главного барского дома, построенного на холме, тут есть жилой флигелек, хозяйственные постройки, даже охотничий домик, расположившийся рядом с прудом. Архитектор Хренов решил в 1904 году заняться в усадьбе разведением породистых лошадей, устроив там конезавод. Но это было недолго, потому что началась революция, во время которой был убит сын Александра Сергеевича – белый офицер, служивший в царской армии. Архитектор понимал, что если он останется в России, то скорее всего будет расстрелян, тогда в возрасте пятидесяти семи лет, он был вынужден эмигрировать из России в Китай, где и умер через несколько лет. Но перед тем как оставить свое любимое детище – прекрасную усадьбу, в которую было вложено столько сил и любви, он со слезами на глазах проклял ее, сказав, что никто и никогда не сможет здесь быть счастлив и спокоен. В 1918 году большевики национализировали эту дворянскую усадьбу и организовали там сначала пионерский лагерь, попасть куда можно было лишь по большому «блату». В это время территорию усадьбы оформили скульптурами «а-ля пионерия». Затем тут разместился туберкулезный санаторий, в бытность которого здесь установили несколько несуразных хозяйственных построек, которые до сих пор можно отличить невооруженным глазом на фоне изящного ансамбля архитектуры, созданного Хреновым. Но мистика этого места, заключается в том, что и пионеры, приезжавшие на отдых в лагерь, и больные туберкулезом, прибывшие в Заключье за лечением, никогда не оставались здесь до конца оговоренного срока. Говорят, что люди видели ночами, какие-то таинственные тени, им казалось, что кто-то смотрит на них из темноты, да и атмосфера этого места была какой-то тягостной. Рассказывают, что никто из тех, кто приезжал в санаторий Заключья лечиться, не испытал облегчения своего состояния, а, наоборот, им становилось только хуже. До сих пор об этой заброшенной мистической дворянской усадьбе Твери ходит недобрая слава. Туристы, которые пытались добраться сюда самостоятельно, часто блуждали вокруг, так как навигатор приводил их совершенно к другим местам в окрестностях. Словно проклятье архитектора защищает этот клочок земли от посторонних. Наверно, лишь благодаря дурной славе и таинственным рассказам об усадьбе, а также о том, что тут пропадают люди, что отпугивает мародеров, она осталась в более или менее приличном состоянии. Говорят, на сегодняшний день усадьба Хренова выкуплена частным предпринимателем, и он пытался провести там реставрационные работы, но что-то словно изгоняло рабочих с заповедной территории. Поэтому работы по восстановлению приостановлены. Местные жители рассказывают, что иногда, бродящие по лесу грибники, случайно выходят к усадьбе, но несмотря на то, что на фотографиях это строение выглядит солнечным, милым и романтичным, какая-то неведомая сила вызывает в людях панику и беспричинное беспокойство, и они бегут оттуда, сломя голову. Объяснений этому страху дать никто не может, поэтому говорят, что эта территория оккупирована призраками, которые нашли здесь, в тишине, прибежище для своих неупокоенных душ.

Липецкой области – располагается на берегу красивой речки Воргол. Это поместье было построено в 1867 году по заказу купца Талдыкина. Интересна эта дворянская усадьбы не только тем, что про нее ходят мистические легенды, а ее необычностью и оригинальностью на фоне прочих дворянских гнезд России. Здесь необычная для этой местности природа: отвесные Воргольские скалы, поросшие горной растительностью. Неудивительно, что эта местность признана заповедником, и называется он «Галичья гора». Тут стоит удивительный архитектурный комплекс усадьбы Талдыкиных, включающий господский дом, ряд хозяйственных построек, руины мельницы, «набережную» зону. Главный дом усадьбы, возведенный в 1868 году, находится в отличном состоянии и по сей день, крепость его стен объясняется тем, что при кладке кирпича использовался яичный раствор, а еще их шириной, достигающей метра. К сожалению, чета Талдыкиных не смогла пожить в своей великолепной усадьбе из-за их коварного убийства, потрясшего всю округу. Купцы Талдыкины всегда были очень щедрыми и добросердечными людьми, готовыми помочь всем и каждому: они отдавали много денег в благотворительных целях, всегда помогали соседям, беднякам из сел в окрестностях, в любое время к ним за помощью могли прийти люди, и не получили бы отказа ни в чем. Богатством купцов прельстился их дальний родственник, который решил, что, если Талдыкины умрут, его признают законным наследником, и он проник в особняк, жестоко убив супругов, разбив им головы гирей. Смерть добрых благотворителей Талдыкиных оплакивали все люди, которые знали их при жизни, слишком несправедливой казалась им участь, постигшая эту пару. Прошло несколько лет, и согласно рассказов местных жителей, на могиле Талдыкиных стали происходить чудесные исцеления, после чего сюда потянулись люди. Но, когда в России установилась советская власть, ее представители в Ельце решили побороть эти суеверия и предрассудки, причем, сделано это было самым негуманным и ужасающим образом: в 1931 году купеческие могилы были осквернили, а над телами надругались. Рассказывают, что сердобольные люди перенесли останки, чтобы похоронить их в другом месте, но, когда они положили гробы в вырытые ямы, те провалились во внезапно образовавшуюся под ними пропасть. Земля вокруг затряслась, говорят, это Талдыкины гневались на такое несправедливое отношение к ним и после смерти. С тех пор никто не знает, где же находится место последнего упокоения купцов Талдыкиных, зато после этого случая, в районе появилось много карстовых провалов и стали регулярно возникать новые пещеры. Но, это еще не все, потому что по уверениям местных, усадьба стала прибежищем для призрачной супружеской четы. Что касается дальнейшей истории их особняка, то он значительно пострадал во время Великой Отечественной войны, мельница сгорела в 1941 году. Потом усадьбу частично восстановили, и там открыли дом отдыха, просуществовавший недолго. Когда он был закрыт, здание долго пустовало и рушилось. Местные говорят, что на территории заброшенной усадьбы Талдыкиных и сейчас часто происходят мистические истории и паранормальные явления, а по барскому дому ночами прогуливаются бывшие хозяева, которые не допускают сюда дурных людей. Призраки Талдыкиных будут рады лишь человеку, с чистым сердцем и душой, который приедет сюда, чтобы восстановить великолепную усадьбу и вдохнуть в нее новую жизнь.

В селе Петровском, Наро-Фоминского района, Московской области - старинный особняк, с красивой прилегающей территорией, был построен в восемнадцатом столетии. Изначально участок под усадьбу был выкуплен бароном Петром Павловичем Шафировым у Боровского-Пафнутьева монастыря. Но он перепродал его Никите Акинфиевичу Демидову, который решил возвести среди этих красивых природных мест дворянскую усадьбу – подарок для своей любимой жены-красавицы Александры Евтихиевны, за то, что она родила ему наследника и двух дочерей. Пока велось строительство усадьбы Петровское, его супруга умерла. Демидов решил, что если она не побывала здесь при жизни, то после смерти должна обрести покой на территории своей усадьбы. Он привез тело любимой жены в Петровское и похоронил ее в Церкви Святого Петра Метрополита. Но, на этом все не закончилось, потому что местные жители и люди из усадьбы очень часто стали видеть полупрозрачный женский фантом, двигающийся по липовому парку усадьбы. Сам Демидов последовал за супругой в 1789 году, он также был похоронен рядом с ней в местной церкви, а усадьба перешла по наследству к их сыну Николаю, который умер 1852 году, не оставив наследников. Недолго усадьба принадлежала помещику В.Н. Жаркову, но затем была выкуплена князем Александром Васильевичем Мещерским. Ему было уже семьдесят три года, и он был вдовцом, но решил жениться на своей воспитаннице и дочери его усопшего друга двадцати четырехлетней Екатерине Прокофьевне Подборской. Она-то и владела усадьбой в Петровском вплоть до революции 1917 года. От князя Мещерского княгиня родила дочь, которую так же звали Екатериной в честь матери. Большевики разрешили им пожить в небольшом флигеле некоторое время, но потом выгнали и оттуда. В 1921 годы из дворянской усадьбы в Музейный фонд вывезли старинные картины, а скульптуры из бронзы отдали в клуб Наро-Фоминска. Усадьба была преобразована в санаторий, больницу, но так как ее никто не ремонтировал, здание пришло в упадок и начало рушиться. Тогда местные власти решили, что дом нужно взорвать, а кирпич использовать для нужд крестьян и рабочих. Но, стены крепкого и качественного сооружения, выстояли при взрывах, поэтому затея со стройматериалом была позабыта, как и сама бывшая русская барская усадьба. В девяностых годах в усадьбе появился последний потомок княжеского рода Мещерских, он поселился в пустующий флигелек и начал изучать историческое прошлое усадьбы, чтобы побольше узнать о своем родовом поместье и даже открыл здесь родовой музей. Но, помимо исторических изысканий, он занимался эзотерикой и оккультизмом, как говорят местные жители, вызывал духов, общался с ними, с их помощью создавал карту участка, где отмечал родники с живой и мертвой водой. Местное население начало жаловаться властям на чертовщину, которая начала твориться в самом старинном поместье и в его окрестностях. Тогда власти выселили Мещерского из его родового дворянского поместья, но паранормальность этого места, по рассказам очевидцев, ощущается по сей день.

В парке Кузьминки-Люблино – это одно из самых мистических мест Москвы, пользующееся недоброй славой, которая распространяется не только на все приусадебные постройки, но и на Кузьминский лесопарк. Тут постоянно случается что-то аномальное и ужасное. По статистике именно тут происходит больше всего преступлений, в том числе убийств, самоубийств, бесследно пропадают люди и животные, а экстрасенсы утверждают, что в Кузьминках находится гигантская энерговоронка. Но давайте вернемся к историческим фактам. Усадьба Кузьминки – красивейшее дворянское имение Москвы, в 1702 году была подарена в виде, тогда еще, просто земельного надела, Григорию Дмитриевичу Строганову за отличную службу самим императором России Петром Первым. Затем усадьба перешла к князьям Голицыным, которые возвели тут в конце восемнадцатого века шикарный особняк, вокруг него разбили изящные парки, выкопали пруды, сделали на них островки, объединив их мостами. Усадьба Кузьминки стала одним из самых образцовых дворянских приусадебных имений России, даже именовалась «Русским Версалем», поэтому сюда частенько наведывались императоры и особы к ним приближенные.

И тем не менее, это место не переставало быть мистическим и овеянным дурной славой. Почему? Стоит рассказать пару версий откуда взялось название «Кузьминки». По одной, в давние годы на этих землях жил мельник Козьма, который имел страсть к убийству людей, и загубил он очень много невинных людей ради забавы. Его мельница стояла на берегу реки Голедянки, а тела убитых он хоронил здесь же, закапывая их в землю. Сегодня это самое аномальное место всех Кузьминок, здесь стоит небольшой флигель, где раньше жили прислуга, работавшая в дворянской усадьбе. Говорят, что даже несмотря на то, что помещение почти разрушено, находиться рядом с ним всегда неуютно, кажется, что кто-то следит за тобой из зияющих глазниц окон. Некоторые особо чувствительные люди испытывают тут не только беспричинный страх, но и настоящую панику, им хочется убежать отсюда, сломя голову. Были очевидцы, которые замечали тут летающие светящиеся шары, видели призрачные фигуры. Приезжали сюда и охотники за призраками, которые измеряли электромагнитный фон, оказалось, что прибор тут зашкаливает, поэтому был сделан вывод, что флигель стоит на тектоническом разломе земной коры.

По второй версии все еще страшнее. Старожилы говорят, что мистическая история этой русской усадьбы началась еще раньше и дело было в кузнецах-убийцах. Еще древние славяне-язычники образовали в этих местах капище Чернобога, где поклонялись ему. В славянской культуре это был аналог христианского дьявола. Здесь проводились кровавые жертвоприношения в его честь. Одним из видов жертвоприношений был такой ритуал: когда в семье старели люди, превращаясь для родных в обузу, славяне умерщвляли их, но не сами, потому что этот обряд, традиционно совершали кузнецы. Они собирали стариков на возвышенности и били им своими молотами по голове, умерщвляя, а тела сбрасывали в овраг, как жертву для Чернобога. Оттуда и пошло название Кузьминки, как место проживания людей, занимающихся кузнечным делом. Часто во время раскопок археологи-любители находили здесь старые человеческие черепа и кости, возможно, это и были жертвы кровавых ритуалов славян-язычников. Хотя, некоторые утверждают, что много солдат погибло здесь во время Великой Отечественной войны.

Рассказывают, что на лесистой территории усадьбы Кузьминки есть «дерево самоубийц» - старый толстый вяз, склонившийся к пруду, где очень часто находят висельников. Местные жители говорят, что люди могут повеситься там даже помимо своей воли, потому что проклятое дерево тянет их мистическим образом совершить суицид. По легенде, раньше в Кузьминках жила колдунья, которая полюбила молодого человека, но несмотря на все свои познания в магии, добиться его благосклонности не смогла, потому что тот парень уже любил другую девушку, с которой они тайно встречались под раскидистым вязом. Колдунья узнала об их встречах и в сердцах прокляла это старое дерево. С тех пор, оно никому не приносить счастья, лишь смерть.

Московская усадьба Кузьминки начала свое возрождение двадцать лет назад, она была отреставрирована, были восстановлены здания, пруды, парк, ставший излюбленной зоной отдыха для москвичей. Тут начали проводить развлекательные мероприятия, открыли несколько интересных музеев: музей культуры русских усадеб, литературный музей Константина Георгиевича Паустовского, музей меда, музей экипажей, музей автомобилей, музей-усадьба Голицыных. Здесь сделано все чтобы людям было интересно, но только вот это место и по сей день считается нечистым и мистическим, и тут постоянно происходят какие-то из ряда вон выходящие истории.

31 октября 2014, 11:47

Что представляла собой классическая русская усадьба? Прежде всего, для нее выбиралось красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На возвышенности главенствовал дом, который был чаще двухэтажный. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. По бокам располагались флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. С одной стороны от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. С другой стороны обычно возводилась церковь. Рядом устраивался парк. Вблизи дома (на небольшом участке) он был регулярным, состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветников, а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи, каскадные пруды с мостиками, располагались павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах.

«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем - культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», - так писал в 1930 году искусствовед А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».

В советское время были уничтожены большинство дворянских усадеб: разрушены усадебные дома и хозяйственные постройки, заросли, заболочены, вырублены и застроены парки. Сегодня полностью уничтожены дворянские усадьбы в Архангельской, Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской областях, а также в Карелии, Удмуртии, Чувашии… В Московской области из 690 усадеб главные дома сохранились лишь в 190, часть из них уже стала руинами. Ветер гуляет меж остатков стен сотен дворянских гнезд по всей стране…

Хорошо, что часть усадеб были заняты санаториями и домами отдыха и пусть и в перестроенном виде, но они радуют нас своей гармонией, но в наиболее сохранившемся виде находятся усадьбы-музеи.

Усадьба Архангельское в Подмосковье.

Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Затем в разные периоды имение принадлежало Шереметевым, Одоевским, Голицыным, а с 1810 года и до прихода к власти большевиков владельцами усадьбы был род Юсуповых. К своему счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной.

Дубровицы, Подольский район Московской области.

История этой усадьбы берёт своё начало в 17 веке, тогда она становится владением боярина Ивана Васильевича Морозова. После его смерти усадьба переходит в руки к его дочери, которая выходит замуж за князя И.А. Голицына и поэтому затем усадьба принадлежала роду Голицыных. Не смотря на то что это имение в 18 веке переходило из рук в руки, в конце концов в 19 веке оно снова вернулось к Голицыным, владевшим им до самой революции.

Усадьба знаменита не вполне обычным православным храмом. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах была заложена в 1690 году.

Марьино Голицыных-Строгановых, Ленинградская область.

Усадьба Марьино основана в 1726 году. Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845).

Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Судьбе Марьино после революции типична для многих дворянских построек России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз меняло хозяев. Все это, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.

Усадьба Марьино князей Барятинских, Курская область.

В Рыльском районе Курской области находится дворцово - парковый ансамбль, усадьба Марьино, родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский - представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы.

Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа. С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР.

До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели и ландшафтный парк. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.

Середниково в Подмосковье

Усадьба Середниково является знаменитым памятником архитектуры России. Владельцы этой усадьбы носили известнейшие фамилии: Черкасские, Всеволожские, Салтыковы, Столыпины. История Середниково начинается с XVI века. Первым владельцем этой территории считается Чудов монастырь. В 1623 г. царь Михаил Федорович подарил Середниково князю Никите Ивановичу Черкасскому. Основная часть комплекса начала возводиться в 1775 г. при следующем владельце усадьбы сенаторе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском. С 1811 по 1825 гг. усадьба перепродавалась несколько раз. В 1825 г. брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин приобретает усадьбу для своей семьи. С этого времени Середниково становится родовым гнездом Столыпиных-Лермонтовых.

После революции в усадьбе была была открыта здравница «Тишина» для членов ВЦИК. В 25-м году усадьбу превратили в санаторий для нервнобольных, который и получил название «Мцыри».
В послевоенные годы в усадьбе снова был организован санаторий – на сей раз для больных туберкулезом, прибывших из мест заключения. Этот период особенно негативно сказался на сохранении архитектурного ансамбля.

В 1992 г. Середниково было передано ассоциации «Лермонтовское наследие», и с этого момента усадьба стала возрождаться. Реставрационные работы проводились по инициативе Михаила Юрьевича Лермонтова – потомка знаменитого поэта и его полного тезки. Очищен пруд в парке, восстановлена центральная часть дома по старым чертежам. Интерьер в комнатах полностью передает прежнее великолепие усадебного комплекса. В настоящее время Середниково можно назвать самым знаменитым парково-усадебным комплексом 18-19 вв.

Валуево, Московская область.

Владельцами усадьбы в разное время были Валуевы, Толстые, Шепелевы, Мусины-Пушкины, Святополк-Четвертинские. История усадьбы уходит в глубь веков. В 1341 году Верительной Грамотой Великий князь Семен подтверждает дарение усадьбы Тимофею Валую, бывшему воеводой у войска князя Дмитрия Донского. Отсюда и название усадьбы. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). Именно при нём здесь и был создан основной архитектурный ансамбль поместья.

После революции Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962-1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых актёров, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.

Вороново в Подмосковье

В сорока километрах к юго-западу от Москвы находится один из интереснейших дворцово-парковых комплексов Подмосковья - усадьба Вороново, - которая является одновременно памятником архитектуры и русской культуры. История Вороново начинается в конце 16 века. Эта старинная подмосковная усадьба связана с именами видных государственных деятелей, архитекторов, писателей и поэтов. В разное время усадьбой владели А.И.Воронов-Волынский, Воронцовы, Д.П.Бутурлин, Ф.В.Ростопчин и наследники, Шереметьевы. Последний владелец Воронова граф А.П.Сабуров.

В 1812 году усадьба была сожжена московским градоначальником Растопчиным после занятия Москвы французами. Считается, что все художественные сокровища погибли в огне... Но в этой истории есть загадка. Свидетелей гибели дворца удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которые не подвластны пламени. Вероятно, какая-то часть ценностей усадьбы была где-то заблаговременно спрятана. Но где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие подземные лабиринты, связывавшие все усадебные постройки между собой. Действительно, остатки каких-то подземных сооружений не раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова до сих пор не раскрыта... Затем усадьба перепродается несколько раз и, в конце концов, становится собственностью Шереметьевых. Тогда, в конце XIX века, начинается ее восстановление. Шереметьевы построили новый дом, привели в порядок окружающие его земли, и в таком виде усадьба просуществовала до 1949 года, когда ее перестроили под дом отдыха, который работает до сих пор.

Введенское в Подмосковье

Среди исторических усадеб Подмосковья имение Введенское, упоминаемое в документах еще с 1504 года и принадлежавшее в разные годы Шереметевым, Лопухиным, Голицыным и другим представителям знатных русских родов, выделяется своей особой поэтичностью и прекрасной сохранностью.

Двухэтажный кремовый особняк с колоннами, парадный двор, окаймленный липами, старинный парк, изящная церковь на берегу Москвы-реки были построены по проекту выдающегося архитектора Николая Львова.

Именно это место в середине прошлого века выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемок киноэпопеи «Война и мир». Сегодня в исторической усадьбе размещается санаторий «Звенигород»

Усадьба Горенки (г. Балашиха) - одна из самых больших по масштабу подмосковных усадеб. Владельцы: Плещеевы (1623-1693), Хилков П. Ю. (1714), Разумовские (1747- 1812), Юсупов и Волков, Пантелеев (1852), вторая половина XIX в. - нач. XX в. фабрикант Третьяков и его наследники, до 1917 г. - Севрюгов. Все при ней - и размах территории, и грандиозность замысла, и впечатляющее архитектурно-ландшафтное исполнение. На ее долю выпало несколько завидных ролей: любимое имение Петра Второго, первое русское Ботаническое общество, образцовый дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма - с английским парком, системой прудов, островами, мостиками, беседками и кордегардиями... Увы, от былого величия следы если и остались, то довольно жалкие.

Сейчас в Горенках уцелели почти все постройки, но их состояние удручающее. Архитектурному комплексу был нанесён непоправимый урон непродуманной хозяйственной деятельностью, расположенного здесь противотуберкулёзного санатория "Красная Роза". Обветшавший парк наполовину вырублен. Малые архитектурные формы давно бесследно исчезли, так же как и бронзовые орлы с парковой лестницы.

Знаменское-Раёк, Тверская область

Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами.

Дворцово-парковый ансамбль был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. Для постройки было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет.

Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. Сейчас дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшает. Парковые постройки разрушаются, пруды заросли и стали похожи на лесные озера.

Восстановленный флигель, в котором сейчас размещаются гостиничные апартаменты:

Остафьево в Подмосковье

Окончательно архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился при Андрее Ивановиче Вяземском. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Кстати, говорят, что именно в Остафьеве Пушкин впервые читал последние главы "Евгения Онегина". В 1898 году Остафьево приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. Он устраивает в Остафьево музей, проводит реставрацию главного дома и устанавливает памятники тем, с кем связана история усадьбы.

Сын Сергея Дмитриевича, Павел Сергеевич Шереметев после национализации усадьбы в 1918 году стал директором музея Остафьево, до тех пор пока в 1928 году его не уволили и не выселили из усадьбы. В 1931 году из музея делают базу отдыха, но в 1989 году Остафьево вновь становится музеем. Сейчас в усадьбе ведутся реставрационные работы.

Суханово

Усадьба Суханово - одно из тех роскошных некогда владений, которые сейчас пребывают в упадке и запущении.

Сменив на своём веку нескольких видных хозяев, Суханово приобрело известность как имение князей Волконских, которые владели им достаточно долгое время и сформировали тот облик усадьбы, в котором она частично дошла до наших дней.

Начало советского периода для усадьбы ознаменовалось упадком: в годы Революции и Гражданской войны отдельные сооружения были разрушены и разграблены. В советские годы, как и во многих других усадьбах, здесь ютились разные учреждения, сейчас же располагается лицей и дом отдыха Союза Архитекторов.

Степановское-Павлищево, Калужская область

Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника - Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором - автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895-1899 годов.

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. В советское время усадьбу занимали санаторий и пионерский лагерь. В 1980-е предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. Сегодня усадьба находится, по непроверенным данным, в частной собственности, и в полном запустении. В какой-то период велась реконструкция, но так и не была завершена.

А так эта усадьба выглядела раньше:

Заброшенная усадьба графа Орлова Семёновское-Отрада, Московская область

Во времена Советского Союза задание усадьбы было использовано в качестве санатория КГБ и считалось одним из самых благополучных и закрытых. В наши дни она включена в список «100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение». Несмотря на разрушенное состояние, усадьба Орловых поражает своим великолепием и размахом.

В 1770-х годах граф Владимир Орлов решил поселиться в селе Семёновском и дал ему название Отрада. Он хотел, чтобы его владения были похожи на поместья английских лордов, именно поэтому архитектура и размах усадьбы настолько величествен.

После кончины графа Орлова усадьба перешла в собственность его внуку. После смерти Орлова, усадьба не прекратила свою жизнь. Здесь в течение 150 лет хранилась библиотека и телескоп Ломоносова М.В., кроме того в отраду приезжали Тютчев Ф.И., Болотов А.Т., Чехов А.П., Бунин И.А. и многие другие.

В середине 80-х годов прошлого столетия здесь были начаты реставрационные работы: отреставрированы паркетные полы, открыты старинные росписи, восстановлены изразцовые печи. Но в наше время усадьба снова заброшена и постепенно разрушается.

Гребнево в Подмосковье

Гребнево – один из самых грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков. Настоящее дворянское гнездо, где успели пожить и Трубецкие, и Бибиковы, и Голицыны. В имение заглядывали известные русские литераторы: поэты Державин и Жуковский, писатель-революционер Радищев, журналист и книгоиздатель Новиков.

Ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки.

В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в усадьбе проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. Реставрация дворца близилась к завершению, когда в 1991 году при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…

В 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого часть усадьбы ещё больше пострадала. С 2008 года планировалось восстановление усадьбы силами частных инвесторов, однако из-за различных бюрократических сложностей найти желающих так и не получилось.

Зубриловка, Пензенская область

Главный дом усадьбы князей Голицыных-Прозоровских. 1780-е гг. Одна из лучших усадеб 18 века превращена в руины за последние годы.

Пущино-на-Наре, Московская область

Главный дом усадьбы князей Вяземских. Эти романтические руины еще в 1970-х гг. были действующим домом отдыха.

Алексино в Смоленской области.

"Пятая гора", Ленинградская область

Построенное в 1820 году имение Якова Брюса, известного сподвижника Петра, разрушено почти до основания - хорошо сохранилась лишь круглая Троицкая церковь, ворота от старого парка и остатки хозяйственных зданий. Церковь-ротонда очень впечатляюще возвышается над пустынным пространством бывшей усадьбы.

Вот лишь небольшая часть этих впечатляющих сооружений, дошедших до наших дней. Но даже и в таком полуразрушенном состоянии они поражают своей величественной красотой и гармонией.

Десятки тысяч старинных усадеб разрушаются в запустении в России. Лишь несколько сотен из них находится в частных руках. Что мешает памятникам архитектуры обрести новых владельцев, способных сохранить, отреставрировать и вдохнуть в них новую жизнь? Как сегодня устроен рынок российской исторической недвижимости?

На декабрь намечена продажа двух подмосковных усадеб в рамках новой программы «Зеленый коридор». На торги выставлены принадлежавшая отцу Александра Герцена усадьба Покровское-Засекино первой четверти XIX века и Дедешино — редкий пример архитектурного ансамбля 1770-х годов. Стартовая цена каждой усадьбы — 26 млн руб. «Зеленый коридор» — концепция государственной поддержки, гарантий и контроля для частных инвесторов в сфере реставрации объектов культурного наследия, которую реализует ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». Возможно, новая инициатива поможет желающим владеть старинными усадьбами. Пока что несовершенство законодательства в вопросах передачи усадеб, жесткие условия реставрации для инвесторов и отсутствие отработанной системы мониторинга состояния российских усадеб — главные проблемы рынка исторической недвижимости в России. Такова цена многолетнего разрыва преемственности во владении усадьбами между прежними и малочисленными нынешними собственниками. Как же устроен этот рынок на самом деле?

По рублю метр, но только после реставрации

Семь тысяч — таково официальное число усадеб, находящихся на учете у федеральных, региональных и местных властей. Это официальные цифры, реальные же не знает никто, уверен вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас. Если умножить известное число усадеб на пять, получится более или менее реальное количество таких памятников в сегодняшней России в разной степени сохранности, считает он. С присоединением Крыма еще 50 усадеб и дворцов, от Фороса до Алушты, вернулись в Россию, напоминает член Общества изучения русской усадьбы Вадим Разумов .

Из числа зарегистрированных усадеб чуть более 10% находятся в удовлетворительном состоянии, то есть не требуют срочного ремонта или не пребывают в руинах. Отследить уровень износа и потерь таких ансамблей, а также их точное количество не под силу ни одному ведомству или самой активной общественной организации.

Обычно усадьбы находят своих владельцев следующим образом: федеральные или региональные власти проводят аукцион, по итогам которого победитель арендует объект с условием обязательной реставрации. Только после ее окончания и сдачи объектов в эксплуатацию устанавливается льготная арендная плата — 1 руб. за 1 м2 в год.

А вот до этого стоимость аренды вполне себе рыночная — та, какую и определяет, собственно, аукцион. Цены бывают разными. К примеру, арендная плата за московскую усадьбу Чернецовой — Вагиных — Барановых (площадь чуть больше 1 тыс. м²) XVIII-XIX веков на прошлогоднем аукционе начиналась от 3 тыс. руб. за 1 м² в год. Ежегодная аренда 1 м2 усадьбы Морозовых рубежа XIX века площадью 827 м² на Николоямской улице в Москве после торгов составила больше 13 тыс. руб.

Ежегодно в длительную аренду или собственность передается от 30 до 50 российских усадеб, подсчитал Дмитрий Ойнас . Часть из них была передана по программе «Усадьбы Подмосковья»: за десять месяцев ее работы владельцев обрели шесть усадеб, находящихся в собственности Московской области, и четыре муниципальных. До конца 2014 года планируется передать еще пять усадеб, а с начала будущего года — 23 муниципальные усадьбы.

Власти обещают, что будут передавать в собственность и парки несохранившихся усадеб. «Они будут вовлекаться в хозяйственный оборот путем передачи в аренду с возможностью воссоздания ранее утраченных исторических построек», — рассчитывает министр культуры Подмосковья Олег Рожнов .

Сегодня в руках частных лиц или организаций находится около 350-400 усадебных комплексов. Темп, с которым российские усадьбы находят новых владельцев, нельзя назвать высоким. «Очереди из желающих владеть усадьбами я не заметила, хотя занимаюсь изучением усадебного наследия больше 20 лет», — свидетельствует заведующая отделом архитектуры Нового времени НИИ теории и истории архитектуры, член Общества изучения русской усадьбы Мария Нащокина .

Кто хочет быть помещиком?

Крупный и средний бизнес, потомки разоренных «дворянских гнезд», да и самые обычные люди, бюджетные и коммерческие организации, аффилированные с государством, — вот основной контингент владельцев.

Каков идеальный портрет собственника из крупного или среднего бизнеса? Это должна быть инвестиционная компания, обладающая достаточными собственными средствами, специалистами, курирующими реставрацию, и входящими в саму компанию предприятиями, деятельность которых прямо пересекается с реставрационными задачами — от правовых до строительных вопросов. Дело за тем, чтобы собственники такой компании захотели потратиться на восстановление усадьбы. Подобных примеров немного.

Так, Мария Нащокина называет владельца ГК «Конкор» Владимира Кононова чуть ли не единственным в России бизнесменом, продемонстрировавшим профессиональный подход к реставрации имений. Эта компания восстановила две усадьбы в Тверской области: дом Ивана Белюстина в Калязине и знаменитейшую усадьбу второй половины XVIII века Знаменское-Раек (шедевр Николая Львова ) между Тверью и Торжком (см. справку).

Директор «Северо-Западной инвестиционной компании» Николай Загоруй не только спас от полного разрушения псковские палаты Подзноева XVII столетия, но и открыл в восстановленном памятнике экспозицию по материалам археологических раскопок, а также ресторанный и гостиничный комплекс «Двор Подзноева».

Казанский бизнесмен и меценат Алексей Семин , пожалуй, наилучшим образом соответствует портрету «идеального собственника»: его инвестиционная компания ASG обладает достаточными ресурсами, которые готова тратить на восстановление усадеб. В ASG входят все необходимые для проектирования и реставрации подразделения — от правового до реставрационного. Сохранение исторического наследия и превращение его в эффективный инструмент инвестиций стало, по сути, одним из основных направлений деятельности бизнеса Алексея Семина: 10-15% доходов от активов инвестиционной группы предприниматель отчисляет на свои усадебные проекты, а их целых семь (см. справку).

На подмосковные усадьбы компания планирует потратить около 5 млрд руб. за три-четыре года, говорит пресс-секретарь ASG Татьяна Славкина . Стоимость восстановления начинается со 100 тыс. руб. за 1 м², не считая интерьеров и парков. В среднем усадьба «под ключ» обходится в 0,5-1 млрд руб., подытоживает Славкина. Сам Семин — обладатель коллекции западноевропейского искусства XVI-ХIX веков. В числе 5 тыс. предметов его собрания — живопись, мебель, декоративно-прикладное искусство.

Крупный бизнес стремится превратить объекты культурного наследия в эффективный инвестиционный инструмент — обычные граждане становятся обладателями усадьбы по зову сердца. И уже потом рассматривают возможности возврата вложений и получения прибыли.

Наименее эффективные (иногда не по своей воле) владельцы усадеб — бюджетные учреждения и коммерческие организации, действующие в интересах государства. К числу малоэффективных собственников, увы, относятся и некоторые региональные музеи, ведущие столичные вузы и, как ни удивительно, приходские храмы.

Пожалуй, наиболее эффективные собственники — потомки бывших владельцев усадеб. Люди, знающие свой род, нутром чувствующие, чем жили их предки, — истинные и преданные энтузиасты-подвижники. Они не только восстанавливают усадьбы, но и возрождают традиционный быт, продолжают историю рода, его традиций и ценностей. А зачастую и сами живут в родовых имениях. «Ясная Поляна» и ее директор Владимир Толстой , музей-усадьба Михаила Шолохова и ее директор Александр Шолохов , «Поленово» с директором Наталией Поленовой , владелец подмосковной усадьбы Александрово-Щапово ученый-историк Ярослав Щапов и другие…

Какими бы ни были цели, подвигшие сегодняшних владельцев заняться восстановлением имений, проблемы, с которыми они сталкиваются, у всех одинаковы.

Парк с привидениями

К передаче в собственность исторических усадеб общество относится с недоверием, утверждает Дмитрий Ойнас . Под давлением общественности и при плохо работающей системе мониторинга за уже переданными усадьбами государство старается подстраховаться — стремится сохранить за собой максимальный контроль над памятниками.

В итоге владельцев и арендаторов в кратчайшие после обретения усадеб сроки обязывают заняться полноценной реставрацией. Хорошо это или плохо? Для усадеб, у которых уже есть владельцы, скорее, хорошо. Добросовестный арендатор понимает, чем он владеет, и старается выполнить жесткие условия государства. Проблема в том, что уложиться в график реставрационных работ способно существенно меньшее число людей, чем тех, кто в принципе хотел бы взять усадьбу на условиях долгосрочной аренды или в собственность. Это и есть один из основных сдерживающих факторов развития рынка, уверен Ойнас.

Причем арендатора больше пугает не то, что в случае невыполнения графика он может быть лишен своей усадьбы, а компенсация средств вряд ли совпадет с его реальными тратами. Стратегически важнее то, что из-за негативного отношения властей к владельцам существует реальный риск утраты самих памятников: усадьбы просто не находят своих владельцев. «Мы их и теряем — еженедельно», — подтверждает Мария Нащокина.

В Европе нет жесткой связи между приобретением объекта культурного наследия и его восстановлением, для европейцев важно сохранить то, что получил. «Взял в аренду руину — будь добр сделать все, чтобы она дальше не разрушалась, — комментирует Дмитрий Ойнас. — Арендатор платит налоги, вносит арендную плату и вправе сам решать, когда заняться восстановлением. Это нормально: довольно жесткие обязательства по восстановлению потянуть может не каждый». Словом, на Западе консервация важнее реставрации.

«Жесткие требования к реставрации необходимы, поскольку гарантируют воссоздание исторического объекта, а не новое строительство его копии», — возражает Олег Рожнов.

Еще один фактор риска — передача в аренду усадеб без земли. Десятилетиями территории усадеб вместе с прудами и парками делились между разнообразными собственниками. И даже если у самой усадьбы появился надежный владелец, готовый инвестировать средства в ее восстановление и развитие, законных путей передать ему территорию целиком уже нет.

Чиновники это признают и призывают собственника потерпеть. «В процессе разработки проекта реставрации и в ходе самих работ можно рассмотреть возможности присоединения отдельных участков для воссоздания единого усадебного комплекса», обещают власти. Пройти такой путь под силу лишь крупному бизнесу. В случае с обычным собственником положительных примеров подобной тесной кооперации с властью пока не видно.

К слову, в сложившейся европейской практике именно парки, а не сами имения представляют, с точки зрения владельца, главную ценность. Парк — универсальное средство привлечения посетителей, получения прибыли, поэтому европейские арендаторы прежде всего занимаются его развитием, а уже потом обращают внимание на другие сервисы.
«Может пройти не один год, прежде чем арендатор решит, что с доставшейся ему усадьбой тоже стоит что-то сделать. Например, кормить и поить посетителей кофе или размещать своих гостей, — комментирует Ойнас. — Владельцы работают прежде всего с культурно-историческими смыслами, связанными с объектом наследия, и вокруг них выстраивают систему сервисов, а уже потом думают, какие для этого требуются капитальные вложения».
Российская общественность относится к историческим усадьбам в первую очередь как к антикварной ценности. А планы развития усадеб редко выходят из набора стерео-типов «отель, ресторан, музей, бани, балы». В чем причина?

Используя — сохраняем

«Мы потеряли опыт жизни в усадьбах, просто разучились там жить», — считают владельцы многих усадеб. Умение жить в деревне означало и использование имения как художественного пространства: состоятельные и образованные владельцы собирали художественные коллекции, поддерживали традиции публичных театральных представлений.
Российский рынок исторической недвижимости только начинает формироваться. До 1990-х годов рынка не существовало, памятники были исключительно государственной собственностью, напоминает Олег Рожнов. Усадьбы наряду с другими объектами недвижимого имущества стали предметом свободного оборота лишь в начале 1990-х.

Сегодняшние федеральные и региональные программы развития (вроде «Усадьбы Подмосковья») далеки от совершенства. По сути, они загоняют в рамки арендаторов и лишают права на появление хозяина множество российских усадеб. «Эти программы — компромисс между общественным мнением и потребностями рынка в исторической недвижимости, это переходные формы к реальному рынку», — считает Дмитрий Ойнас.
Впрочем, все то, что как-то способствует возрождению усадеб, уже хорошо. Поэтому не столь важны условия, на которых усадьбы находят нового хозяина, — в собственности или на условиях аренды, но у них должны быть владельцы. Главное для сохранения памятника — его использование.

Олег Рожнов признает, что «государство должно выполнять не только надзорные функции, но и предоставлять ряд преференций для добросовестных инвесторов, которые реализуют эти проекты». И уже готов предложить более мягкие условия. Так, по инициативе Минкультуры Подмосковья готовится законопроект, предусматривающий снижение платы за земельные участки, на которых расположены усадьбы, переданные в аренду по программе «1 рубль за 1 м²».
Сами же игроки рынка исторической недвижимости более всего заинтересованы в установлении охранных зон, признании парков недвижимым имуществом и повсеместном внесении сведений об усадьбах и парках в государственный кадастр недвижимости. А пока этого не произошло, требуют ввести мораторий на новую застройку вблизи парков и усадеб. Это поможет найти новых хозяев старым усадьбам.

Усадьбы, которым повезло

Усадьба Марьино,

родовое имение Строгановых — Голицыных
Ленинградская область

Собственник : Галина Степанова
Условия владения: в личной собственности с 2008 года

Петербургская предпринимательница и владелица музейно-выставочного центра «Петербургский художник» Галина Степанова купила усадьбу XIX столетия Марьино в 2008 году у обанкротившегося завода «Сокол». Почему именно Марьино? Галина Степанова предпочитает говорить, что «усадьба нашла ее сама».

За три года ей удалось полностью восстановить ансамбль и обустроить на территории английский парк, где высадили более тысячи деревьев и кустарников и вылечили старые посадки, воссоздали каскад прудов с плотинами и водопадами. В 2011 году обустроили конюшню с двумя лошадками — Радой и Монетой. Открыли ресторан с европейской, восточной и русской кухней и отель (цена номеров от 8 тыс. до 13 тыс. руб.). Галина Степанова мечтала заказать скульптору Михаилу Шемякину скульптуру Пиковой дамы: прототипом известного персонажа стала прежняя хозяйка усадьбы Наталья Голицына . «Такой факт нужно непременно увековечить, но пока нам не удалось договориться», — говорит Степанова.

Зато удается превратить имение в разновидность дорогостоящего отдыха: зимние и летние забавы, экскурсии по усадьбе. Обед или чай с пирожками оплачиваются отдельно и «являются обязательной составляющей экскурсионных программ» (цитата с сайта).


Усадьбы «Дом Ивана Белюстина» (XIX век) и Знаменское-Раек (XVIII век)

Тверская область
Собственник: ГК «Конкор»
Условия владения: аренда на 49 лет
К совладельцу ГК «Конкор» Владимиру Кононову в тесном мире усадебной общественности питают особые чувства не случайно: это первый российский бизнесмен, всерьез занявшийся восстановлением усадеб.

В 2001 году в Калязине был восстановлен дом Белюстина, известного тверского священника, жившего в усадьбе более 70 лет. Нарядные бело-сиреневые ампирные постройки, дом с мезонином и розовый сад с изящной ротондой — Кононову удалось осуществить реставрацию на высоком профессиональном уровне. Восстановлены также интерьеры и домашняя обстановка.

К 2015 году будет завершено масштабное восстановление еще одного имения — Знаменского-Райка архитектора Николая Львова , одного из самых известных примеров русского палладианства XVIII века. Впрочем, уже несколько лет в северо-восточном флигеле усадьбы работает мини-отель, который Кононов пообещал превратить в «музейно-гостиничный комплекс, отвечающий требованиям ЮНЕСКО». С этой целью он привлек к реставрации французское архитектурное бюро Fevre&Gaucher . Объем вложенных в реставрацию средств Владимир Кононов не скрывает: калязинская усадьба обошлась ему в $6,5 млн, а Знаменское-Раек — не менее $20 млн.


Усадьба Красково-Убережное

Тульская область
Собственник: Александр Ситников
Условия владения: в личной собственности
Московский предприниматель Александр Ситников приобрел усадьбу дворян Киреевских XVIII века в 2000 году у одного из тульских оборонных заводов. После революции и вплоть до 1980-х годов в имении была школа, в 1985 году ее закрыли, а усадьбу передали тульскому заводу, организовавшему там дом отдыха. То, что усадьбу использовали, сохранило ее от забвения. Однако из-за отсутствия должных реставрационных работ она сильно пострадала: разрушились перекрытия, а флигель при главном доме рабочие и вовсе разобрали.

Красково-Убережное Ситников восстанавливал девять лет, в консультанты привлек профессиональных архитекторов и реставраторов. Уже восстановленные части фасада и лепнину на карнизах сравнивал с архивными фотографиями — и добивался полного исторического сходства. Он сохранил старинную лестницу, оставил неизменной сводчатую трапезную площадью 100 м², а пол в имении набрал из лиственницы.

Александр Ситников — один из немногих владельцев усадеб, которые не используют в коммерческих целях каждый квадратный метр. А мог бы — содержит же в усадьбе целое хозяйство из лошадей, овец, бычков и коров, а в пруду разводит рыбу. И так уже больше десяти лет.

Усадьбы, которым не повезло


Усадьбы Гончаровых и Чернышевых

Ярополец, Московская область
Собственник: Московский авиационный институт (МАИ)
Условия владения: федеральная собственность,
переданы на баланс в 1969 году
В Великую Отечественную войну обе усадьбы серьезно пострадали: были утрачены кровли, перекрытия, фасады. В 1959 году комплекс усадеб был передан на баланс МАИ, а земли — в оперативное управление. Институт восстановил кровлю и фундамент усадьбы Гончаровых XVIII века, связанной с именем Александра Пушкина , отреставрировал стены, уложил металлические балки, изготовил и установил новые оконные блоки. Сегодня в бывшем имении работает пансионат для студентов МАИ «Ярополец». Парк превратился в лес.

А вот на соседнюю усадьбу Чернышевых, основанную вельможей екатерининского времени, средств, увы, не хватило. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец» (предположительно архитектора Жан-Батиста Валлен-Деламота ), парк с Версальской аллеей и обелиском Екатерине II — красивейшее подмосковное имение фактически утрачено. Жизнь едва теплится лишь в церкви-усыпальнице графов Чернышевых, где еще сохраняются остатки монументального надгробия.

Пресс-секретарь МАИ Юлия Романова рассказала, что два года назад институту удалось включить усадьбу Чернышевых в Федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 годы)». Министерство культуры РФ выделило 3 млн руб. на разработку проектно-реставрационной документации по усадьбе. В 2013-2014 годах на эти же цели было выделено еще 12 млн руб. Не так давно МАИ подал заявку на проведение реставрационных работ на всех объектах усадьбы. Сроки и другие параметры будущего проекта пока не известны.

«Таких ситуаций, к сожалению, очень много: формально объект остается в федеральной собственности, а балансодержателем становится некая организация, — говорит вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас . — Эксплуатация объектов наследия не является их профильной деятельностью, а потому соответствующим образом и финансируется. Но забрать у них эти объекты и передать другому владельцу непросто, механизм не отработан».


Усадьба Покровское-Стрешнево

Москва
Собственник: Высшая школа экономики (ВШЭ)
Условия владения: передана в оперативное управление в 2012 году
«Ситуация сложная и удивительная», — так в Высшей школе экономики характеризуют происходящее. С момента передачи усадьбы в оперативное управление ВШЭ в 2012 году для Покровского-Стрешнева хорошие времена так и не наступили. Эта старейшая усадьба Москвы основана еще в первой четверти XVII столетия, принадлежала она роду Стрешневых (на Евдокии Стрешневой был женат первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович ). Помпейская комната, Ванный домик, библиотека, роскошный парк — эти и многие другие уникальные уголки усадьбы ветшают с каждым годом. В имении еще не так давно собирались «неформалы».

Глава пресс-службы ВШЭ Вадим Воробьев объясняет ситуацию так: пока действует распоряжение суда о наложении Росимуществом ареста на распоряжение зданием усадьбы Покровское-Стрешнево; в связи с этим свидетельство о передаче права оперативного управления имением ВШЭ так и не оформлено, а без него она не вправе расходовать средства на ремонт, реконструкцию, консервацию здания.

«Все, что мы можем сделать сейчас, — организовать охрану объекта и закрыть оконные и дверные проемы для того, чтобы никто не смог проникнуть внутрь», — говорит Воробьев. Когда появится нужный документ, не знает никто. Окончательного решения относительно того, как ВШЭ будет использовать переданные в оперативное управление помещения, тоже пока нет.


Усадьба Николо-Урюпино

Московская область
Собственник: ОАО «Распорядительная дирекция Министерства культуры РФ»
Условия владения: в государственной собственности

Самый трагичный пример в нашей подборке. В 1999 году известный в те годы депутат и бизнесмен Владимир Брынцалов взял в аренду усадебный комплекс Николо-Урюпино XVIII-XIX веков сроком на три года.

Бизнесмен намеревался провести полную реставрацию зданий и реконструкцию парка. Взамен Владимир Брынцалов рассчитывал на передачу всех строений в собственность. Это намерение согласовать с властями Брынцалову не удалось, и он отказался от планов по восстановлению усадьбы. Усадьба ветшала и разрушалась.

В 2001 году решением суда по иску Министерства культуры Московской области договор с Брынцаловым был расторгнут. Но и это не спасло усадьбу от забвения. Настоящего хозяина, готового заботиться о ней в должной мере, у нее нет и сегодня.

Фото: Zacarias Pereira Da Mata/Rusmediabank.ru

По всей России и территориям бывшего СССР «разбросаны» старинные усадьбы, построенные в XIX столетии, а то и раньше. Большинство из них представляют собой бывшие помещичьи имения, владельцев которых унесло ветром революции. Одни сегодня превратились в музеи, другие разрушены. Многие из них окутаны мистическими преданиями…

Глинки (Московская область)


Когда-то этой , расположенной в Щелковском районе Подмосковья, владел знаменитый Яков Брюс, сподвижник Петра Великого, ученый и политический деятель, снискавший при жизни славу чернокнижника. По свидетельствам современников, Брюс любил показывать своим гостям различные чудеса. Так, в середине лета он мог заморозить усадебный пруд, а зимой – напротив, растопить лед на пруду… А в подземельях под усадьбой граф якобы и колдовством, и там где-то до сих пор спрятаны магические атрибуты… Главное здание усадьбы украшено жутковатыми масками, и, если кто-то из посетителей долго смотрит на них, они начинают улыбаться и подмигивать.


Роднево (поселок Спортбаза, Московская область)


Особняк на территории древнего города Перемышль Московский, а ныне подмосковного Подольского района, в свое время принадлежал Дмитрию Филиппову – сыну известного на всю Москву булочника.

Рассказывают, что Дмитрий поселил тут свою любовницу – цыганку по имени Аза. Сначала он часто навещал возлюбленную, но потом охладел к ней. Темпераментная девушка не вынесла этого и бросилась вниз с высокой башни. Какое-то время на территории усадьбы находился медицинский центр, персонал и пациенты которого не раз видели в дворцовом парке призрак цыганки…

Михайловка (Ленинградская область)


Этот дворец расположен в Петродворцовом районе, между Стрельной и . Название он получил в честь великого князя Михаила Николаевича, сына императора
Николая I. Прежде же здесь располагались загородные имения сподвижников Петра I - личного врача императора Роберта Арескина, его шеф-повара Иоганна Фельтена, кораблестроителя Тихона Лукина, а также царского фаворита, светлейшего князя Александра Меншикова. Позднее тут появились дачи фельдмаршала Миниха и гетмана Разумовского, в честь которого это место стали называть
Гетманской мызой.

Во время Великой Отечественной дворец был частично разрушен бомбами. В наши дни на территории Михайловки находятся корпуса общежития СпбГУ, но большинство зданий стоят заброшенными. Те, кто рискнул в них побывать, рассказывают, что их вдруг охватывала беспричинная тревога и паника. Что, конечно, можно объяснить только присутствием духов людей из далекого прошлого.

Усадьба Коковцевых (Ярославль)


В Ярославле на улице Пригородной, 24 расположена бывшая усадьба графов Коковцевых. Говорят, что в здании живет дочери одного из бывших владельцев – то ли Лидии, то ли Ольги. При жизни у нее было прозвище – Лео. Девушка будто бы утопилась в озере из-за неразделенной любви. Тела так и не нашли. Местная страшилка гласит, что дух Лео бродит в окрестностях усадьбы и завлекает к себе молодых мужчин, утягивая их на дно озера. Во всяком случае, здесь и впрямь часто погибают молодые люди – тонут во время купания или разбиваются насмерть, ныряя в воду.

Усадьба Повалишиных (село Васильевское, Смоленская область)


Ее хозяева, дворяне Повалишины, принадлежали к масонскому ордену. Говорят, что повсюду – в расположении построек, декоре фасадов, планировке аллей – здесь присутствует масонская символика. А еще на территории имения есть две земляные пирамиды - классическая и перевернутая.

Некоторые исследователи полагают, что бывшие владельцы пытались оставить потомкам какие-то послания, но никто до сих пор не может их расшифровать, даже специалисты по масонству.

Местные же жители стараются обходить усадьбу стороной, так как у многих, явившихся туда непрошеными гостями, резко ухудшается самочувствие.

Усадьба Лисовских (Полоцкий район, Беларусь)

Иван Бай, panoramio.com


Усадьба в деревне Близница была построена в XVIII-XIX вв. Во второй половине позапрошлого века ею владел помещик Яков Лисовский, представитель старинного знатного рода, известного еще с XVI в. Его дочь Мария Лисовская, по легенде, утопилась в пруду, так как ей не дали выйти замуж за ее возлюбленного, человека простого происхождения.

В 1994 г. здесь открыли школу искусств. Иногда в здании школы видят «белую деву», обычно в виде смутного призрачного силуэта, или слышат, как в пустых классах играет фортепиано. Порой слышатся чьи-то гулкие шаги, звуки падения предметов или передвигаемой мебели. А бывает, ни с того ни с сего срабатывает сигнализация. Все эти странности приписывают проделкам призрака Марии Лисовской.

Усадьба Попова (Запорожская область, Украина)


Имение называется «Васильевка», в честь своего основателя, статского советника Василия Степановича Попова. Его внук Василий Павлович Попов превратил усадьбу в дворцовый комплекс, выстроенный по проекту знаменитого Бенуа.

Роскошный дворец с пятью башнями был построен из желтого камня и больше походил на . От главного дворца ныне осталась только башня с винтовой лестницей внутри.

Сегодня на территории бывшего имения находятся жилое здание, школа-интернат, а также музей «Усадьба Попова». Есть тут и свое привидение. Говорят, что в гости к хозяину усадьбы как-то приехала родственница - грузинская княжна Елена Ратишвили. Осматривая одну из башен, она случайно оступилась на крутых ступенях и упала вниз. Увы, травмы оказались несовместимыми с жизнью. С тех пор якобы в здании является призрак неудачливой гостьи. Иногда слышно, будто по залам музея кто-то ходит и вздыхает, шуршит платьем… Однажды сторожиха музея уснула за столом, а проснувшись, увидела, что перед ней стоит женщина, похожая на грузинку, в старомодной одежде. Посмотрев на сторожиху, женщина вдруг рассеялась как дым… Такие случаи происходили неоднократно.

Загрузка...
Top