Стили русской росписи (20 фото). Роспись по дереву акриловыми красками: декоративная и народная техника для начинающих мастеров Как называется роспись по дереву красками

*Резьба* по дереву за час. Мастер класс.

Старый дубовый шкафчик для обуви в прихожей (фото до переделки не сохранилось),никак не вписывался в интерьер после

Ремонта. Пришлось декорировать его "резьбой" по дереву. Нанесение "резьбы" заняло около часа. Метод я бы назвала

Методом объемного трафарета с применением декоративной штукатурки.
И вот результат:

Для этого мне потребовалось:
- пластиковая салфетка(продается в магазинах товаров для дома); Толщина салфетки - 1,5 мм.


- резиновый шпатель среднего размера;
- структурная краска отечественного производства (декоративная штукатурка);
- двухсторонний скотч.
- акриловая краска.

1. Наносим рисунок на обратную сторону салфетки и аккуратно вырезаем по контуру макетным ножом или маленькими ножницами.
Надо отметить, и это важно, что узор для трафаретного рисунка имеет свою специфику, т. е. он должен иметь перемычки

Для того, чтобы при вырезании рисунок не распался на отдельные фрагменты. Мой трафарет выглядел так:


2. Обезжириваем деревянную поверхность, и слегка зашкуриваем.

3. Прикрепляем трафарет к деревянной поверхности с помощью двухстороннего скотча, и аккуратными движениями, резиновым

Шпателем наносим штукатурку.

4. Не дожидаясь схватывания штукатурки, снимаем трафарет. При этом могут образовываться небольшие хвостики из смеси,

Которые затем (после высыхания) легко удаляются при зашкуривании.

5. После высыхания зашкуриваем поверхность до определенной гладкости, при этом не особенно стараясь. Некоторая неровность барельефа даже желательна, т. к.лучше имитирует ручную резьбу.

Затем чистой тряпкой очищаем всю поверхность.

Т. к. штукатурка белая, раскрашиваем ее в цвет дерева, можно чуть светлее для большего декоративного эффекта.

Штукатурка называлась "Структурная краска" отечественного производства, название краски, позвонила в магазин, где ее покупала: "Краска ФАКТУРНАЯ" производство г. Реутов Моск. обл. . Покупала в магазине строительных материалов. Использовала также и сухую смесь для декоративной венецианской штукатурки.

Клей я не добавляла, а поверхность была - натуральный дуб, покрытый заводским лаком. Я ее немного зашкурила и обезжирила.


Затем я более темной краской нанесла небольшие черточки, характерные для дуба.

Забыла добавить, что по еще непросохшей штукатурке можно наносить бороздки и т. д., имитируя прожилки на листьях, как это видно на последнем фото.

В конце можно покрыть лаком или воском с последующей полировкой шерстяной тканью.


На ДСП делать не приходилось, Я думаю проблет не будет. Надо пробовать. Новые технологии рождают новые художественные решения. Успехов!

Материалы, на которых можно положить штукатурку множество. Например: камин, оштукатуренный венецианкой, а затем оформленный штукатуркой по объемному трафарету

В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими веществами. В истории роспись по дереву - старинное народное ремесло. Дерево долгие века преобладало в быту из-за своей доступности и легкости в обработке. До того как люди научились обрабатывать металл, из дерева делали всю мебель и кухонную утварь, сундуки, шкатулки, прялки, не говоря уже о дверях, воротах, деревянных ставнях. Наряду с плотничеством и резьбой по дереву, развивались особые технологии по обработке дерева и орнаментальная разрисовка изделий.

Виды художественной росписи

В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.

В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.

Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.

Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.

Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.

Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.


Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.

Также этот вид разрисовки делится на два типа техники — верховую и фоновую. Верховая роспись подразумевает собой нанесение рисунка на фон, а фоновая нанесение контуров и нанесением черного или красного фона.

Мезенская роспись изображает черно-красных орнаментов, более напоминающая пещерную наскальную живопись.

Роспись гжель также не спутать с другим искусством, своими синими пышными цветами на белом фоне.


В современном искусстве росписи по дереву мастера-художники пользуются различными техниками для создания стиля декора, сувенирных наборов посуды. В подарок преподносят собственноручно разрисованные тарелки, конфетницы, салатницы, разделочные доски.

Подготовка дерева

Роспись по дереву акриловыми красками - простое занятие для опытных художников, так как материал дорогой, хоть и подходящий для работы с деревом.

Чтобы начать рисовать на деревянной поверхности, нужно взять готовое изделие, которые продаются как заготовки для декора, почистить самой мелкой наждачной бумагой и загрунтовать поверхность соответствующей краске, после чего можно приступить к рисованию.


История которого уходит корнями во II век до н. э., когда люди научились делать железо, а из него различные ножи, скребки, пилы и другие режущие инструменты.

Однако недостаточно было просто вырезать из дерева какое-либо изделие, человеку хотелось, чтобы результат его труда выглядел красиво. Так появились древние росписи по дереву, примитивные и далеко не художественные, но зарождение искусства произошло. В те далекие времена краски уже существовали, оставалось применить их должным образом.

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория - деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Разновидности

Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.

Виды росписи по дереву:

  • мезенская;
  • полховская;
  • хохломская;
  • городецкая;
  • палехская;
  • северодвинская;
  • петриковская.

Перечислены основные виды росписи по дереву. Каждая разновидность содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.

Мезенская роспись

Мезенская роспись (или как ее еще называют - палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.

Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы.

Палех

Палехская роспись - народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью - от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

Хохлома

Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.

Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.

Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические "братины". Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.

Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) - это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое "белье", а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по деревув этом случае неотделимы - они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки - русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются "Роспись по дереву для начинающих", куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву - для начинающих это увлекательный творческий процесс.

Методы раскраски

Натуральная древесина - это материал, который требует тщательной предварительной обработки. Поверхность для росписи должна быть гладкой, без отслоений и трещин. Заготовка сначала шлифуется наждачной шкуркой, а затем покрывается специальным грунтом, который заполняет все микроскопические трещинки и выравнивает мелкие неровности. Дефекты покрупнее можно устранить с помощью шпаклевки. После предварительной обработки заготовку необходимо хорошо просушить.

Изделия народных художественных промыслов из дерева отличаются яркими, интенсивными цветами. Рисунки обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. Для раскраски изделий применяются темперные или художественные гуашевые краски, которые обладают хорошей укрывистостью. Наиболее стойкие результаты дает акриловая роспись по дереву, особенно если рисунок сверху покрыть прозрачным нитролаком. Изделия после такой обработки становятся стойкими к истиранию и не меняют свой цвет.

Роспись по дереву (фото готовых изделий представлены на странице) - это разновидность изобразительного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем.

Все фото из статьи

Роспись по дереву – это достаточно старая, но все еще вполне актуальная техника изготовления декоративных объектов, которая используется в том числе и в интерьерных работах. Для освоения данной методики не требуются особые навыки (впрочем, чем лучше вы рисуете, тем лучше будет результат), так что наша статья будет полезна не только опытным мастерам, но и новичкам.

Материалы для работы

Выбор краски

Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:

Краска Особенности
Акрил Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением.

Художественный акрил:

  • Легко наносится на подготовленную поверхность.
  • Отличается значительной укрывистостью (под ним не проступает текстура материала).
  • Достаточно быстро сохнет.
  • Не тускнеет при высыхании и практически не обесцвечивается со временем.

Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от производителей «с именем» стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной.

Темпера Применяется несколько реже акрила, поскольку отличается большей сложностью в нанесении. При этом роспись темперой используют тогда, когда необходимо передать естественные, более мягкие цвета.

Темпера также отличается укрывистостью и хорошо сохнет, не деформируясь и не растрескиваясь.

Гуашь Гуашевые краски для декорирования деревянных поверхностей применяются несколько реже, поскольку гуашь не отличается стойкостью и потому требует дополнительной защиты (лакировка, лессировка).

Частично компенсировать этот недостаток можно, загустив гуашь. Для этого в емкость с краской добавляют от 15 до 30% (по объему) клея ПВА.

Акварель Акварельные краски очень редко используются в качестве самостоятельного пигмента, поскольку их структура не позволяет наносить четкие контуры. Из-за высокого содержания воды цветовое пятно расплывается, поскольку пигмент двигается вдоль волокон.

В то же время роспись по дереву акварелью используется в качестве вспомогательной методики, например, для тонировки участков при резьбе или выжигании.

Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.

Компоненты и инструменты

Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.

Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:

  • Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
  • Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.

Многие магазины товаров для рукоделия продают неокрашенные деревянные доски и предметы, которые можно самостоятельно раскрасить. Несмотря на то, что всегда можно приступить к такой работе без промедления, полезно будет сначала ознакомиться с несколькими приемами, которые позволят вам добиться более опрятного и долговечного результата. Предварительная обработка древесины наждачной бумагой избавит ее от неровностей, тогда как грунтовка поможет краске лучше держаться на поверхности. Слой защитного лака позволит защитить ваши труды и сохранить их на долгие годы вперед.

Шаги

Подготовка древесины к окрашиванию

    Обработайте поверхность деревянного предмета наждачной бумагой с размером зерна от 140 до 180. При этом можно воспользоваться не только кусочком наждачной бумаги, но и абразивной шлифовальной губкой, однако губка больше подходит для обработки изогнутых поверхностей. Во время работы проследите за тем, чтобы шлифовка дерева проводилась по направлению древесных волокон, а не поперек них.

    • В некоторых случаях деревянные предметы, купленные в магазине товаров для рукоделия, уже отшлифованы. Если поверхность вашего предмета совершенно ровная, пропустите данный шаг.
  1. Сотрите пыль от шлифовки с помощью обтирочной ткани. Обтирочная ткань представляет собой специальную техническую ткань, которая используется для устранения пыли с поверхности обрабатываемых предметов. Ее можно найти там же, где и наждачную бумагу – в хозяйственных магазинах и магазинах товаров для рукоделия. Если вам не удастся найти специальную обтирочную ткань, попробуйте взять вместо нее обычную влажную тряпочку.

    • Неплохо будет обтереть предмет, даже если вы сами не шлифовали его. Иногда изделия, купленные в магазине, покрыты пылью, которая может помешать закреплению на поверхности древесины грунтовки и краски.
  2. Окрасьте предмет слоем грунтовки. Грунтовку можно наносить на поверхность кистью или распылять при помощи баллончика. Она пропитывает собой древесную поверхность и способствует лучшему прилипанию краски. Также на грунтовке краска лучше проявляет свой цвет, особенно если это светлый тон.

    • Сначала обработайте грунтовкой переднюю и боковые стороны предмета, а затем перейдите к его задней части.
  3. Дайте грунтовке высохнуть, прежде чем продолжить работу. Для получения еще более гладкой поверхности можно сначала затереть наждачной бумагой первый слой грунтовки, а потом заново окрасить предмет грунтовкой. Сделайте это еще несколько раз, пока на предмете не останется совсем никаких неровностей.

    Нанесение рисунка на древесину и последующая обработка защитным лаком

    Налейте немного акриловой краски в палитру. Выберите цвет фона для своего рисунка и налейте немного такой краски в палитру. Акриловая краска быстро сохнет, поэтому пока не наливайте в палитру краски других цветов. В работе можно использовать как дешевые оформительские баночные акриловые краски, так и более дорогие художественные акриловые краски в тюбиках. В последнем случае краску требуется растворить несколькими каплями воды до кремообразной консистенции.

    • Вместо палитры можно взять небольшое блюдце, пластиковую крышку или одноразовую бумажную тарелку.
  4. Нанесите на предмет первый слой краски для фона. Нанесите краску на предмет губчатой или обычной широкой плоской кистью. Дайте краске высохнуть и при необходимости нанесите еще один ее слой. Также позвольте второму слою краски высохнуть. Сначала окрасьте переднюю и боковые поверхности предмета, дождитесь, когда они станут сухими на ощупь, а затем перейдите к окраске тыльной стороны.

    Позвольте первому слою краски высохнуть, а затем при необходимости нанесите второй слой. Длительность высыхания краски будет зависеть от конкретной марки. В большинстве случаев акриловые краски высыхают примерно за 20 минут. Если краска будет просвечиваться, окрасьте предмет вторым слоем краски и тоже позвольте ему высохнуть.

    • Уделите время тому, чтобы отмыть кисть (или кисти) в воде. Не допускайте засыхания краски на кистях.
  5. Нанесите на предмет рисунки и прорисуйте их детали. Можно воспользоваться трафаретами или перенести на древесину контуры необходимых рисунков. Также можно нарисовать узоры от руки. Всегда сначала наносите базовый тон раскрашиваемого элемента рисунка и только потом прорисовывайте детали. Например, если вам необходимо нарисовать улыбающийся смайлик, сначала нарисуйте желтый круг, дайте ему высохнуть, а затем добавьте улыбку и глаза.

    Дайте рисунку полностью высохнуть. Точное время высыхания краски можно поискать на этикетке тюбика или банки. Сухость краски на ощупь еще не означает, что предметом можно пользоваться или переходить к обработке лаком. Разные марки акриловых красок отличаются друг от друга, но обычно им на полное высыхание требуется около 24 часов.

    Покройте предмет одним или двумя слоями защитного лака. Защитные лаки могут обладать различной текстурой, включая матовую и глянцевую. Выберите для себя то, что вам больше нравится. Нанесите на предмет тонкий слой аэрозольного лака или воспользуйтесь простым лаком и кистью, а затем дайте ему высохнуть. При необходимости покройте предмет вторым слоем лака и также позвольте ему высохнуть.

    Применение других методов рисования

    Пропустите шаг с применением грунтовки, если хотите нанести рисунок прямо на древесину. Вместо этого подумайте о предварительном тонировании древесины или окрашивании ее лаком. Подождите, когда тонировка или лак высохнут, а затем нанесите сверху рисунок. Не забудьте потом снова покрыть все сверху лаком, когда краска высохнет.

    Нанесите рисунок с применением трафарета. Купите или изготовьте трафарет и приложите его к деревянной поверхности. Закрасьте прорези трафарета клеем для декупажа. Клей пропитает древесину, а также не даст краске затекать под трафарет. Позвольте клею высохнуть, а затем нанесите сверху краску. Снимите трафарет, пока краска еще свежая. Защитите рисунок слоем аэрозольного или обычного лака, который необходимо наносить кистью.

Загрузка...
Top