Технология нанесения рисунка кудринской резьбы. Виды резьбы по дереву

Один из народных художественных промыслов резьбы по дереву – кудринская резьба ведёт своё начало от мастерской, которая была организована Е.Д.Поленовой в 1882 году в усадьбе Абрамцево под Москвой. Эта мастерская объединила местных мастеров из сёл Кудрино, Ахтырка, Мутовка, Левково и др. Обучение в мастерской было бесплатным и продолжалось три года. После окончания мастерской выпускники становились надомниками. Мастера изготавливали резные деревянные изделия. Это были бытовые вещи и сувениры (кресла, шкафчики, столы, полочки, ларцы, рамки, блюда и т.д). Продавались резные изделия из дерева в магазине, специально открытом на Поварской улице в Москве.

Одним из лучших учеников был Василий Петрович Ворносков. Закончив обучение в мастерской, Ворносков открыл в деревне Кудрино свою мастерскую. Первые изделия производили с легкой ажурной геометрической резьбой, но позже Ворносков создал свой собственный стиль резьбы. Этот стиль получил название кудринская резьба . В ее названии сочетаются характер внешнего вида резьбы и наименование деревни Кудрино. Резные узоры вызывают ощущение “кудрявости”. Она стала очень популярной. Изделия кудринских мастеров стали продаваться по всей России.

В начале 20 века были организованы новые артели: Хотьковская в 1910г., Мутовкинская в 1918г., Кудринская в 1921г., Левковская в 1931г., Ахтырская в 1932г. В 1936г. три артели: Кудринская, Мутовкинская и Ахтырская объединились в одну – Ахтырскую артель. С 1940 года объединившись с Хотьковской, образовали Ахтырскую столярно-художественную артель. С 1960 года преобразована в Хотьковскую фабрику резных изделий. С 1970 года фабрика слилась с Хотьковской фабрикой “Народное искусство”. С 1993 года – товарищество «Народное искусство», которое занимается не только резьбой по дереву, но и резьбой по кости.

Особенности стиля

Абрамцево-кудринская резьба по дереву – плоскорельефный вид резьбы. Главная особенность изделий – густой орнамент из листьев, цветов, ветвей, вызывающий ощущение “кудрявости” узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, заостренные с одной стороны и закругленные с другой. Они сливаются в непрерывный поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включаются другие изобразительные элементы - цветы, ягоды, птицы, рыбы, звери, всадники. Этот вид резьбы от других отличает округлость форм рельефа, мягкость контуров, живость узоров, богатство светотени. Дополняется резьба сочетанием полированного выпуклого орнамента с матовыми углублениями. В изделиях используется древесина липы, реже - березы.

Порядок выполнения резьбы

Кудринская резьба по дереву выполняется в несколько этапов. Первый этап – выбор рисунка. Рисунок должен соответствовать особенностям стиля. Выбор рисунка зависит от изделия, которое нужно декорировать, а также от набора стамесок, которые имеются в наличии. Диаметры стамесок и очертания узоров резьбы находятся в прямой зависимости. Для резьбы понадобятся плоские и полукруглые стамески, стамески-клюкарзы а также нож-косяк.

Следующий этап работы – изготовление эскиза будущего изделия, которое будет декорировано кудринской резьбой. Эскиз орнамента необходимо сделать в натуральную величину на бумаге. Затем с бумаги эскиз необходимо перевести на поверхность деревянной заготовки при помощи копировальной бумаги. При перенесении рисунка на дерево лучше пользоваться не карандашом, а палочкой, чтобы не забить контур, не испортить его случайной линией (палочка может быть костяной или сделанной из прочной древесины; можно воспользоваться шариковой ручкой, в которой закончилась паста).

После приступают к этапу резания. Резание условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов. При выполнении накалывания стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Сначала необходимо наколоть наиболее крутые завитки резьбы, а затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 2-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Затем более пологой стамеской сделать наколку дальше по прорези, оставленной первой стамеской. Прорезанная линия должна быть плавной, без изломов и пропусков. Наиболее пологие части узора необходимо прорезать ножом-резаком. Ребра рисунка заоваливаются более круто, чем ребра фона. После можно нанести на рисунок мелкие детали (прожилки листьев, оперение птиц и др.).

После этого приступаем к обработке фона. В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закругленным «подушечным». В этом случае он будет находиться на одном уровне с верхними точками узора. Для того, чтобы рисунок выглядел более выпукло, можно выбрать весь фон. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получится кудринская резьба с выбранным фоном. Для этого удобно использовать стамески-клюкарзы. Фону можно придать матовую точечную фактуру. Это можно сделать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного, а также с помощью простых пробойничков, чеканов. Насечка должна быть достаточно глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве четкие, равномерно углубленные следы. Обработка фона придаст работам особую выразительность и красоту.

Отделочные операции

Чтобы изделие служило долго, его покрывают жидко разведенным лаком, который втирается в дерево жесткой щетинной кистью. Перед нанесением лака резная поверхность шлифуется и тонируется. Традиционно кудринская резьба, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируется в темно-коричневый цвет. После нанесения лака выпуклые места узоров и фона полируют. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углубленного фона. В зависимости от художественного замысла можно сохранять и естественный цвет дерева. В этом случае лаковое покрытие не даёт блеска и сохраняет цвет дерева. Кудринские узоры великолепно смотрятся на деревянных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

По сравнению со многими традиционными народными промыслами Абрамцево-Кудринская резьба как отдельный стиль сформировалась относительно недавно. Всего в конце 19 века.

История промысла

(Деревянная, украшенная резанным рисунком, доска )

В 1882 году художники И.Е.Репин и В.Д.Поленов нашли в деревне рядом с усадьбой С. Мамонтова в Абрамцево резную доску. Эта резьба на доске и послужила основой целого стиля. В этом же году художники открыли бесплатную школу по обучению резьбе по дереву. Ученикам преподавали рисунок и обучали основам живописи. Резные изделия учеников продавали затем в специализированном магазине в Москве.

(Василий Петрович Ворносков - мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы)

Один из учеников стал впоследствии самостоятельным известным мастером, который в своем селе Кудрино начал работать по заказам мастеров из Абрамцево. Звали этого мастера В. П. Ворносков и он считается основоположником стиля Абрамцево-Кудринской резьбы. В 1936 году мастера этого промысла создали уникальный резной шедевр: оформили вход на выставку народных промыслов в Третьяковской галерее. В 1937 году множество резных предметов этого стиля мастера-резчики представили на Международной выставке в Париже.

Элементы промысла

(Деревянная шкатулочка )

Особенностью этого стиля резьбы стали декоративные растительные элементы на деревянных предметах. Прототипом резных элементов стала старинная крестьянская резьба, а также орнаменты из старых книг. Поначалу мастера вырезали отдельные мотивы – веточки, листочки, завитки. Но с развитием стиля стали создавать цельные законченные резные композиции, которые полностью «оплетают» изделие.

(Деревянная композиция - цветущий папортник )

В этом стиле мастера объединили несколько техник резьбы по дереву: ажурную резьбу, геометрическую и плоскорельефную. При ажурной резьбе виден только орнамент, фон высверлен. При геометрической резьбе нарезается несколько выемок разных форм, которые и образуют разные узоры и композиции. При плоскорельефной резьбе получается выпуклый, скругленный рельеф, который возвышается над фоном. Ко всему этому мастера добавили целое кружевное переплетение из веток, листьев и завитков. Получился оригинальный и неповторимый «растительный стиль».

Техника промысла

(Деревянный черпак )

Резьбу в Абрамцево-Кудринском стиле наносят на разные предметы быта: ковши, солонки, вазы, блюда, бочонки, тарелки и т.д.

Прежде всего, будущее изделие обтачивают на станке. Затем мастер наносит контуры рисунка. Резьба производится только вручную. После того, как мастер закончил резьбу, он зачищает изделие, наносит тонировку, которая подчеркивает и оттеняет природную красоту дерева, а затем покрывает прозрачным лаком. Потом выпуклые части резного орнамента полируют, а фон остается матовым, чем подчеркивается рельефность резной композиции. Морилки и тонировки используются разных цветов и оттенков, от желтых и коричневых, до темно-вишневых.

Резьба по дереву – древнейшее прикладное искусство, украшающее нашу жизнь на протяжении нескольких веков. Чаще всего мы сталкиваемся с резными предметами в интерьере. Даже в современном мире, переполненном разнообразием материалов и стилей, люди предпочитают оформлять свои дома деревом, так как он не только создает уют и гармонию в доме, но и весьма экологичен. Колонны, арки, резные розетки на потолках, каминах, дверях, фризы, балясины, капители, поручни и множество других элементов, создают в доме особенную атмосферу, уникальную и живую.

Разнообразие материала и способов его обработки дерева создало в течении времени отдельные направления этого мастерства.

Из наиболее распространенных стилей можно выделить такие:

  1. барокко (присуща пышность, закругленность форм, насыщенность растительными мотивами, использование приемов маркетри и путти. Отличается так же игрой светотени, насыщенностью цветов и драматичностью);
  2. ампир (присуща ажурность форм, множество необыкновенных, сложных узоров, героические и зооморфные мотивы);
  3. классицизм (характеризуется стабильностью, строгой элегантностью форм, четкой геометричностью резьбы);
  4. готика (отличается богатым декором, множеством скульптурных форм, как правило, религиозного направления).

Понятия рельеф, барельеф и горельеф

Основой и отличительным элементов стилей резьбы по дереву является понятие «рельеф» (скульптурное изображение на плоскости). Разновидностями рельефа являются барельеф (скульптурное изображение выступает над поверхностью не больше, чем на половину) и горельеф (изображение выступает над поверхностью больше, чем наполовину).

Винтовая и накладная резьба

Так же созданию неповторимости стиля способствует такой вид резьбы по дереву, как винтовая резьба. Она отличается чередование винтовых впадин и выступов. Оно может быть, как одиночным, так и состоять из нескольких винтовых линий сразу. Одной из самых распространенных видов резьбы по дереву, является накладная резьба, которую так же называют мебельной. Ее особенность в том, что уже готовый орнамент, созданный прорезным способом, прибивается на готовый фон.

Богородская и кудринская резьба

Отдельными самобытными видами резьбы по дереву являются Богородская и кудринская резьба по дереву.

Богородская резьба появилась в деревне Богородское много веков назад и представляет собой особый вид скульптурной резьбы по дереву из мягких пород дерева. С ее помощью создаются фигурки людей, животных с движением. Создаются изделия и вручную, и с помощью техники. Однако, настоящую ценность имеют изделия, созданные руками Богородских мастеров. Особенностью является так же использование особого инструмента – Богородского ножа, или «щучка».

Кудринская резьба называется иногда абрамцево-кудринской. Особенность этого вида резьбы по дереву в тонкой резьбе «бесконечных» растительных орнаментов, которые обрамляют изображение животных, птиц, ягод, людей и т.п. на практически отсутствующем фоне. Для своих изделий кудринские мастера используют липу и березу. После резьбы работу тонируют и покрывают бесцветным лаком, а также полируют.

Инструмент для резьбы.
Я давно пришел к заключению что инструмент, а точнее его режущая кромка определяет тип резьбы. Для геометрической и контурной резьб - косяк подойдет с прямой режущей кромкой. А кудринскую резьбу, и все виды так называемых объемных резьб требуют кроме резца – косяка еще наличие не менее 10 штук стамесок с различной формой режущей кромки. Начну по порядку с инструмента, что применяется для геометрической и контурной резьб, это так называемые плоско – выемчатые резьбы. То- есть в этом случае рисунок или резьба имеет плоский фон и находится на одном уровне с поверхностью заготовки. В отличие от объемных резьб: кудринской, резьбы с выбранным, подобранным фоном и т.д.

Инструмент для геометрической и контурной резьбы.
Инструмент всего один и применяется тут только один- нож косяк. Название такое потому дано ему, что его режущая кромка скошена под углом от 45 до 60 градусов. В начале может резьба не пойти, потому что банально режущая кромка мягкая. Это как нож с плохим лезвием! Наточили, два тоненьких прутика перерезали и лезвие опять тупое! Все в материале дело. Из чего делают резцы, а я и стамески для кудринской резьбы делаю?!

ИЗ ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕЗЬБЫ.
Когда вы только решите заняться резьбой, то наткнетесь, несомненно, на такого рода советы! Вот говорят вроде можно сделать резец косяк из косы. Может быть, кто- то и делал из косы резец и даже им резал! Но где ее косу найти, а найдя не лучше ли ее насадить и косить траву в саду. Без проблем лет 50 она прослужит! Кроме того косы делались в последнее время очень не качественные и ими чаще рвали траву, а не косили.
Да! Вот вроде можно перековать напильник, так как он, делается из хорошей стали, или его попробовать переточить. Напильником хорошо работать с металлом, но я перетачивал и резец, сделанный из напильника не резал!
Да я встречал экзотические советы, типа делать стамеску из пера для авторучки! Мол оно перо и так круглое, как лезвие стамески. Ну куда его вставлять в авторучку что ли?
По этой же причине не пойдут наборы из Китая, кажется! Сталь плохая, на дереве лезвие тупится и сминается. А цанговый, пластмассовый зажим разваливается после пяти минутной резьбы.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ РЕЗЦОВ.
Забудьте навсегда про косы, напильники, и прочую ерунду, что в виде советов кочует из одной статьи или книги по резьбе в другую!
Есть только несколько вещей из чего можно сделать хороший резец или стамеску! Это хорошее ножовочное полотно по металлу. Это наше, отечественное полотно из марки 5ХНФА! Это выбито ВСЕГДА на полотне. Не спрашивайте в магазине хозтоваров, есть ли хорошее полотно, так как импортных полотен для ножовки продается до 10 типов. Я попробовал сделать из примерно 10 китайских, польских и прочих не наших полотен резцы и они не резали?!!

КАК ПРОВЕРИТЬ ПОЛОТНО?
Из ножовки по металлу! Косвенно покажет место излома! Во первых полотно на сломе должно иметь мелко зернистую структуру и главное в месте слома на полотне не должно быть загиба. Если вы перегнули полотно по любым углом, и оно не сломалось, а в таком же положении осталось, то толку от такого полотна не будет!!! Но полотно может ломаться как стекло, резко без загиба, а резать то же не будет. Оно может быть наоборот на столько хрупким, что наточенная режущая кромка выкрошится после того, как вы вырежете 10 элементов! И так я как то собрал все полотна для ножовки по металлу, а у меня их собралось до 10 типов от различных производителей и ни одно из этих полотен не годилось для резца косяка. И так только 35 копеечное советское ССССР овское полотно! Сейчас они так же выпускаются, но стоят 3- 5 рублей! Качество то же, так что используйте смело! Я режу косяком с 1996 года, привык и практически он не сносился. То есть им можно резать день доску с геометрической резьбой и изредка подправлять лезвие пастой ГОИ или на самой мелкой микронной наждачной бумаге, где зерно уже не определяется на ощупь. Теперь подробно о том, как и из чего сделать основной резец любого резчика, нож или резец косяк!

Абрамцево-кудринская резьба - самобытное явление народного искусства Подмосковья. Зародилась она в конце XIX века, в мастерских под руководством В. П. Ворноскова. Василий Петрович и считается её создателем.

, CC BY-SA 3.0

За долгий период существования этого стиля резьбы мастера не только сохранили, но и усовершенствовали способы и технологию.

Основное же осталось так, как задумал Ворносков - сохранение красоты деревянной фактуры, пластика узора, витиеватый объёмный орнамент которого напоминает хохломской.

Процесс создания

Выбор древесины

Процесс создания резной вещи начинается с выбора древесины: при изготовлении изделия с крупной резьбой мастер выбирает мягкое дерево, для мелкой резьбы – вязкие и твердые породы дерева.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

На подготовленное к резьбе изделие – дощечку, шкатулку, ложку – наносится легкий узор карандашом: мастер размечает рисунок.

Затем мастер, как принято говорить, «прочитывает» орнамент инструментом, то есть обводит его тонким концом резца, углубляя контур.

На втором этапе резьбы он остро заточенным резаком проводит по ранее углубленным линиям контура, плавно огибая каждую форму орнамента – снимая «фаску».


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Со стороны орнамента контур режут и заоваливают круче, со стороны фона – более отлого. Такая обработка придает узору пластичность, подчеркивает объем изображения, дает мягкие переходы от света к тени.

Создание эскизов, прорисовка

Абрамцево-кудринские мастера постоянно прибегают к подготовительным рисункам и эскизам. Работа над предварительным эскизом признается художниками различной выучки и поколений, представляется им нужной стадией, неотделимой от работы ножом, резцом, стамесками.

Сам факт существования предварительного рисунка отнюдь не свидетельствует о творческой связанности, несвободности резчика. Все дело в характере рисунка, в том, какие цели ставит перед собой художник, создавая его.

Если это хороший рисовальщик, но неопытный резчик, тщательно выполненный эскиз резьбы будет для него догмой, которой он станет скрупулезно следовать. Иное дело, если речь идет об умелом мастере резьбы. Его рисунок будет лишь намеком, предварительной прикидкой, мастер вовсе не следует за штрихом карандаша, движение его инструмента свободно, органично.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Взять например произведения сегодняшних ахтырских мастеров, еще находящиеся «в работе». Рисунок и следы резца в них действительно очень часто не совпадают. При переходе от изображения на бумаге к работе на объемной форме, мастер продолжает активно творить, подчас отступая от первоначального замысла, нередко варьируя его.

Отделка

Многое зависит и от отделки изделия. Так, механическая полировка способна загубить, загладить любую резьбу. Сейчас же, особенно в малосерийных и уникальных вещах, мастера применяют только ручную полировку. Такое бережное отношение к пластике дерева не могло не принести своих результатов.

Автор статьи

В статье использованы материалы из дипломной работы мастера Ольги Владимировны Кореневской.

Фотогалерея





Полезная информация

Абра́мцево-ку́дринская резьба́
Заоваленная резьба с подушечным фоном

Виды рельефной резьбы

В творческой практике В. П. Ворноскова и его мастерской для украшения изделий применялись различные виды рельефной резьбы. Это и резьба с заоваленным контуром, и резьба с «подушечным» фоном и «подборным» (подрезанным) фоном. Эти специальные термины возникли не случайно, ими обозначается совокупность довольно разнообразных приемов обработки рельефа и фона при создании рельефа из дерева.

«Подушечный»

Характерная особенность фона в этом виде плоскорельефной резьбы заключается в том, что никогда не бывает плоским. Вид резьбы получил свое название вследствие того, что рисунок круто заоваливают со стороны контура и несколько более отлого со стороны фона, который в результате по форме становится похожим на подушечку. Резьбу выполняют стоя.

«Подборный»

В резьбе с подборным фоном, как и следует из названия, фон подбирается, то есть срезается во всех участках на одинаковую глубину, а элементы узора возвышаются над фоном. Резьба с подборным фоном более трудоемка, чем с подушечным.

Часто в терминологии резчиков встречается выражение « заоваленная резьба с подобранным фоном.

Загрузка...
Top