Типы семей и их характеристика в психологии. Виды семей Семья и ее типы

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья – это семья, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.

В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2 или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.

Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три региона: с преобладанием малых семей (Прибалтийские страны, Украина и большая часть России); с преобладанием средних семей (Белоруссия, Грузия, Молдавия); с преобладанием больших семей - страны (Средней Азии, Армения, Азербайджан).

Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи, т.е. вступление в первый брак; начало деторождения (рождение первого ребенка); окончание деторождения (рождение последнего ребенка); «пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка); прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

Роль отца и матери в семье

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина – жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все, и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственника, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из-за уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д., вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях, увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. - это, прежде всего обязанность отца.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше домашней средней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день – на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье обязательно нужны и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Семья представляет собой своеобразный слепок общества, только уменьшенный по своим размерам. Семья – это ячейка государства и она осуществляет ряд важных функций.

В юридическом смысле,

Семья - представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, которые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Функции семьи:

1. Репродуктивная: рождение детей.

2. Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.

3. Защитная: забота о здоровье, содержание и защита семьи.

4. Экономическая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.

5. Образовательная: обучение детей.

6. Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.

7. Эмоциональная: удовлетворение потребностей в уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

8. Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

9. Социальная: передача детям социального опыта.

10. Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Типы семьи.

1. В зависимости от форм брака:

- моногамная семья - состоящая из двух партнёров

- полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров (например, полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами и полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. (народов Тибета, Гавайских островов).

2. В зависимости от пола супругов:

- однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей.

- разнополая семья

3. В зависимости от количества детей:

Бездетная семья; однодетная семья; малодетная семья; среднедетная семья; многодетная семья.

4. В зависимости от состава:

- простая семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

- сложная семья - большая семья из нескольких поколений..

5. В зависимости от места человека в семье:

- родительская - это семья, в которой человек рождается

- репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

6. В зависимости от проживания семьи:

- матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

- патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

- неолокальная - семья проживающая отдельно от родителей

3. Порядок и условия заключения брака.

Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

2. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

3. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

4. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

5. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Условия заключения брака

1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак,

2. Достижение ими брачного возраста.

3. Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

1. Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2. Близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

3. Усыновителями и усыновленными;

4. Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

1. Введение…………………………………………………………………3

2. Типология семейных структур…………………………………………..5

2.1. Формы организации семьи………………………………………….5

2.2. Формы власти……………………………………………………….6

2.3. Формы проживания супружеских пар……………………………...7

2.4. Формы брака………………………………………………………...8

2.4.1. Экзогамия и эндогамия………………………………………...8

2.4.2. Моногамия и полигамия……………………………………….9

3. Функции семьи…………………………………………………………..10

4. Факторы, влияющие на выбор партнера для брака……………………..14

5. Жизненный цикл семьи………………………………………………….16

6. Дети в семье…………………………………………………………... ....18

6.1. Малодетность……………………………………………………. .....18

6.2. Работающие матери………………………………………………….18

7. Альтернативные жизненные стили……………………………………....20

7.1. Холостяцкая жизнь………………………………………………….. 20

7.2. Незарегистрированные пары………………………………………....20

7.3. Гомосексуальные пары……………………………………………….21

7.4. Семьи с родителями-одиночками…………………………………... .22

8. Тенденции развития семейно-брачных отношений…………………...…23

8.1. Конфликт в семье……………………………………………………24

8.2. Причины разводов…………………………………………………...26

9. Заключение………………………………………………………………..28

10. Список использованной литературы…………………………………....29


Введение.

Выделение института семьи из других социальных институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми социологами основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Так как главным образом в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья – это социальный институт, с одной стороны, и малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития, с другой. Отсюда ее зависимость от общественного строя, су­ществующих экономических, политических, религиозных от­ношений и одновременно - относительная самостоятельность.

С институтомсемьи тесно связан другой общественный ин­ститут - «институт брака - санкционированная обществом, со­циально и личностно целесообразная, устойчивая форма поло­вых отношений».

Понятию семьи сложно дать точное определение. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из супружеской пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Часто под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не женатая пара и ее дети. Социологи, как правило, рассматривают семью как социальную группу, основанную на кровнородственных связях и регулирующую отношения между супругами, родите­лями и детьми, а также ближайшими родственниками, которые живут совместно, сотрудничают экономически и заботятся о детях. Кроме этого некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; то есть семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Как правило, основу семьи составляет брачная пара. Одна­ко есть семьи, юридически не оформленные, но характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или по каким-либо причинам целое родительское по­коление (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без роди­телей).

Типология семейных структур.

Формы организации семьи.

По формам организации семьи различают нуклеарные и расширенные семьи. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В расширенной семье, состоящей из нескольких поколений,– ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными.

«В течение некоторого времени социологи полагали, что индустриализация подорвала расширенную семью, одновременно способствуя развитию нуклеарных семей. К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании обзора состояния семей во многих странах мира пришел к выводу, что индустриализация ослабляет расширенную семью за счет ряда факторов. Во-первых, индустриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов. Во-вторых, индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между кровными родственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение безопасности, образование, военная защита и денежное кредитование, социальными институтами. В-четвертых, в индустриальном обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивидов от своих семей.

Однако в последние годы многие социологи пришли к другому мнению и полагают, что индустриализация и расширенная семья не являются несовместимыми. В частности, исследователи, изучавшие семейную жизнь текстильных рабочих в Нью-Гемпшире в XIX в., обнаружили, что индустриализация способствовала усилению родственных связей. Разные поколения не только часто жили в одном доме и вели общее хозяйство, но и во многом помогали друг другу. В самом деле, экономические перемены и увеличение численности кровных родственников могли реально способствовать образованию расширенных семейных укладов в начальный период индустриализации западных стран» .

Формы власти.

По характеру распределения семейных обязанно­стей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве и власти, социо­логи выделяют такие типы се­мьи:

1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип ор­ганизации семьи, когда совместно проживают как минимум три поколения, и роль лидера отводится стар­шему мужчине.

Для традиционной семьи характерны:

а) эко­номическая зависимость женщины от супруга;

б) функцио­нально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка);

в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Матриархальная семья - противоположный по свойствам семейный уклад -, то есть сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве обществ не является предпочтительной формой семейного уклада, он часто возникает в силу определенных обстоятельств – в результате смерти мужа или его ухода из семьи.

2. Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традицион­ные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей пер­вого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуата­торским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключи­тельное» право на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных).

Для семьи такого типа характерны:

а) пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяе­мость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

б) обсуждение основных проблем и со­вместное принятие важных для семьи решений;

в) эмоцио­нальная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократиче­ских ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

В современной семье не только трансфор­мируются традиционные роли женщин, что связано с их участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и необычайными случаи, ко­гда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком.

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья – это семья, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи.

Типы организации семей:

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традици­онной семьи характерны: а) экономическая зависи­мость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка); в) признание безусловного при­оритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традици­онные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с, мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональ­ное разделение домашних обязанностей между чле­нами семьи, взаимозаменяемость супругов в реше­нии бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

2.1 Основные типы современной семьи

В современном мире нет единого типа семьи. Существова­ние различных форм семейных отношений непосредственно определяется степенью развития того или иного общества, и характером существующих в нем общественных отношений. Считается, что сегодня существуют следующие основные типы семьи: тотемический клан, патриархальная домовой общи­на, патриархальная и индивидуальная семья. Сделаем крат­кий обзор каждого из этих типов.

Тотемический клан (род) является наиболее старой фор­мой семейной жизни, существующей и в наше время. Эта форма до сих пор встречается у некоторых австралийских племен. Все члены рода имеют общее имя, а индивидуальные же имена у них отсутствуют. Тотемический клан основыва­ется на вере в общего предка всех членов рода; обычно та­ким предком считают то или иное животное. Члены клана верят, что им присущи лучшие качества этого предка. В се­мье такого типа существует групповой брак, и поэтому отец детей установлен быть не может и происхождение определя­ется по материнской линии. Такая форма клана существует в чистом виде лишь у некоторых кочевых племен.

Домовая община как форма семьи существовала в прошлом у всех индоевропейских народов, а кое-где существует и сей­час. Она характеризовалась общим именем и совместным проживанием нескольких поколений. Учитывая наличие общего предка, все члены семьи, принадлежавшие к одному поколению, являлись братьями и сестрами. Общим, предком был глава семьи, он же, чаще всего был и старейшим членом семьи. Все члены домовой общины жили в одном большом доме. Этот дом обычно имел несколько помещений, которые служили жилищем для отдельных брачных пар и их детей. В зависимости от того, по какой линии определялось проис­хождение, выделялись материнская или отцовская до­мовые общины. Первый тип домовой общины - наиболее ста­рый. Главой рода в этом случае являлась женщина. В совместном доме жили лишь родственники по женской ли­нии, а мужья женщин - членов общины проживали в семье своей матери и посещали своих жен лишь в определенных случаях. В этих общинах весьма часто встречалась полианд­рия (т.е. многомужество или форма брака, при которой одна женщина имела нескольких мужей). Подобная форма семьи порой встречается и сейчас - в Тибете и у народа тода (Южная Индия). Отцовская домовая община включала в себя кровных родственников лишь по мужской линии. При этом мать считалась даже более дальним родственником по отно­шению к своему ребенку, нежели любой родственник этого ребенка по мужской линии. Подобный тип семьи имел место до недавнего времени в некоторых странах, включая и Юго­славию. Кроме того, выделяют билатеральную домовую общину, в которой происхождение определялось одновремен­но по мужской и по женской линии. В общности подобного типа родственники по женской и мужской линии пользова­лись одинаковыми правами. Каждый член общины принад­лежал как к семье своей матери, так и к семье своего отца. Такая общность уже не являлась домовой общиной в чистом виде, а представляла собой форму, переходную к более по­зднему типу индивидуальной семьи.

В моногамной патриархальной семье глава семьи являлся исключительным и единственным владельцем имущества. Непосредственная причина возникновения данного типа се­мьи появление личной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании. Примером такой семьи может слу­жить древнеримская «фамилия». В нее входили жена главы, сыновья (до смерти отца), дочери (до замужества), подопеч­ные патрона («клиенты»), а также домашние рабы. Родство определялось с мужской стороны. Глава семьи имел все пра­ва. Он мог наказывать членов семьи, выдавать замуж дочерей и женить сыновей, определять им на случай своей смерти попечителя и т.д. Подобный тип семьи до недавнего времени существовал в Китае.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья являлась и является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характерна тем, что получила не только обще­ственное, но и юридическое признание. Она образуется в ре­зультате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, малолетние дети или же сыновья и дочери, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными. Происхождение определя­ется по обеим линиям - мужской и женской.

На основе наиболее общих характеристик современной се­мьи в литературе дается ее единая дефиниция. Современная семья - это основная социальная группа, которая строится на браке между двумя лицами противоположного пола и кото­рую помимо них составляют и их потомки (хотя присутствие последних не является обязательным для существования се­мьи; точно так же может существовать и семья без одного из родителей). Ее функциями являются рождение и воспитание потомства, удовлетворение половых, эмоциональных и прочих (социальных, экономических) потребностей. Семья существу­ет в конкретном обществе, поэтому понятно, что наряду с об­щими характеристиками она имеет и особые черты, обуслов­ленные характером общественных отношений, в рамках которых она существует.

Однако, независимо от того в каком обществе семья суще­ствует, с ней в наше время происходят известные перемены. Прежде всего, число членов семьи постоянно уменьшается. С одной стороны, сокращается число брачных пар в рамках од­ной семьи, а с другой - уменьшается и число рождаемых де­тей. Кроме того, меньшим становится и число функций семьи. Семья во все меньшей мере остается производительной груп­пой (или вовсе не является таковой) и становится потреби­тельской. Исключение составляют лишь сельские семьи, в рам­ках которых совершается как производство, так и потребление.

Наряду с уменьшением числа членов семьи и сокращени­ем количества ее функций, изменения в современной семье проявляются еще и в том, что изменяется характер отноше­ний между ее членами. Большая экономическая самостоя­тельность супругов ведет к их равноправию и росту общей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональ­ных связей сопровождается ростом числа разводов. Тем са­мым дети зачастую лишаются полноценного родительского воспитания, что приводит к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, многие социальные проблемы связа­ны с внебрачными союзами, где семья предстает как отдель­ная социальная группа, но в то же время не является право­вым институтом. Трансформация семьи влияет и на отношения родителей и детей. Прежде всего это проявляет­ся в том, что мнение родителей имеет все меньшее значение в деле принятия решения их детьми по вопросу заключения брака, образования и т.д. Кроме того, дети перестают быть носителями семейной традиции. Социальные условия позво­ляют им и без опоры на семейную традицию утвердиться в обществе. В целом же изменения в характере современной семьи указывают на то, что семья все больше трансформиру­ется в такую общность, в основе которой лежит брачная связь, построенная на любви, а не на экономических инте­ресах супругов.

Загрузка...
Top