Тонирование древесины (покритикуйте). Как правильно выбрать морилку для тонировки древесины Тонировка деревянных изделий

Рано или поздно, но все предметы интерьера начинают требовать частичной реставрации или даже полной замены. Не обошла стороной эта закономерность и деревянные изделия.

Освежить их внешний вид можно несколькими способами, среди которых не последнее место занимает декорирование масляными красками или использование самоклеящейся пленки. Однако наиболее простым и распространенным остаётся тонировка древесины. Другими словами, покраска составами, предназначенными специально для этих целей.

Чем тонировать дерево

Тонировка древесины достаточно легкий процесс, требующий лишь соблюдения аккуратности. Выполнять эту работу можно несколькими способами, различающимися лишь используемыми материалами.

Акриловая краска представляет собой синтетическую смесь воды, пигмента и связующего компонента. Эта краска очень устойчива к воздействию внешних факторов, таких как повышенная влажность, свет или перепады температуры. Акриловая краска хорошо пропитывает древесину, при этом, не только защищая ее, но и позволяя материалу дышать. Среди положительных качеств стоит отметить практически полное отсутствие неприятного запаха, а также широкую линейку различных оттенков. Кроме того, акриловую краску можно приобрести не только в строительных магазинах. Для преображения небольших деревянных деталей разумнее будет купить краску небольшого объема в специализированных художественных или книжных магазинах.

Протрава или закрепители краски – сухое вещество химического происхождения, которое перед нанесением на поверхность дерева разводят чистой водой. Протраву можно назвать забытой технологией окраски дерева, что совершенно несправедливо. Потому что тонировка этим красящим составом способна избавить древесину от неровной шероховатой поверхности, так как не впитывается в древесину, а забивается в ее мелкие поры. С помощью протравы удается получить очень яркие и насыщенные оттенки как раз за счет ее химического происхождения. Минусом использования протравы для тонировки дерева является то, что при дальнейшем взаимодействии окрашенной поверхности с влагой, могут образоваться разводы. Поэтому обязательно нужно покрывать обработанную древесину слоем лака.

Морилка – деревообрабатывающая жидкость, глубоко пропитывающая и окрашивающая его. Это самый простой и доступный способ тонировки дерева, так как не требует дополнительного слоя лака и дает достаточно яркий оттенок.

Этапы тонировки древесины

Для самостоятельной покраски деревянных изделий понадобится кисть подходящего размера и тряпочка из безворсовой ткани.

1 этап включает в себя очистку дерева. Обычная наждачная бумага с легкостью справиться с этой задачей, сделав поверхность гладкой и подготовленной к нанесению основного красящего состава.

2 этап – нанесение краски. Техника нанесения будет абсолютно одинаковой, независимо от того, какой способ тонировки был выбран. Излишки краски удаляются с помощью растирания сухой тряпочки.

3 этап – сушка. Только после полного высыхания изделия можно судить о насыщенности получившегося оттенка и однородности цвета. В случае неудовлетворенности результатом можно вновь вернуться ко второму этапу и нанести еще один слой краски.

4 этап – покрытие лаком. Закрепление полученного результата тонким слоем лака делает посвежевшее изделие более устойчивым к внешним воздействиям.

Любая удачная работа, проделанная своими руками, приносит огромное удовольствие. Тонировка древесины не исключение. Не обладая особыми навыками, можно придать старому деревянному предмету мебели приятных внешний вид, получив при этом только положительные эмоции от процесса.

Тонировка древесины, ломаем стереотипы

Смешайте две части спирта-денатурата с одной частью концентрированной шеллачной политуры, чтобы получить жидкий состав. Затем придайте ему цвет, добавив одну-две капли красящего спиртового концентрата на каждые 100 мл политуры. Кистью, тампоном или распылителем нанесите состав на изделие для получения чистого и равномерного цвета.

Многие столяры для изменения цвета изделий из древесины используют только морилку, но при работе с плотной древесиной удается добиться лучших результатов с помощью красителей или шеллака. Плотную древесину можно назвать столярной версией чистого холста для живописи — она почти белая и ей можно придать любой цвет.

Если требуются более насыщенные цвета или традиционная гамма оттенков древесины, можно использовать не только обычные пищевые красители. Просто помните, что, когда речь идет о плотной древесине, пигментная морилка окажется не самым лучшим выбором. Гораздо лучших результатов удастся добиться с помощью красителей или шеллачной политуры, и это наглядно демонстрирует табурет, показанный на фото вверху.

Составы, называемые морилками , содержат относительно крупные частицы пигмента, которые осаждаются на поверхности и скапливаются в мельчайших трещинах и порах. На плотной древесине почти нет мест, где пигмент мог бы задержаться. Если стереть излишки состава, полученный цвет будет слишком блеклым, а то, что останется, создаст неопрятную пестроту, так как направление волокон в древесине часто меняется, создавая участки с разной впитывающей способностью.

Красители и морилки работают по-разному. Красители проникают в древесину, придавая цвет ее волокнам. Пигментные морилки подобны жидкой краске, которая остается на поверхности и может обнажить неокрашенные волокна при стирании.

В противоположность морилкам красители содержат не твердые частицы, а молекулы красящих веществ, которые проникают в поверхность деревянных деталей. Они придают древесине более глубокий и насыщенный цвет, а также немного смягчают контраст, но иногда и в этом случае не удается избежать пятнистости. Ассортимент красителей очень разнообразен, и в их палитре можно встретить яркие цвета.

Нанесение красителей

Красители применяются в виде водных, масляных или спиртовых растворов. Вы можете использовать любые, купив их в специализированном магазине или заказав по каталогу. Однако предпочтительней использовать водорастворимые красители. Они глубже остальных проникают в древесину, а потому дольше не выцветают. Быстрее всего обесцвечиваются спиртовые красители, масляные же занимают промежуточное положение на шкале светостойкости. Водные красители поднимают волокна древесины (так называемый ворс). Предупредите возникновение проблем, отшлифовав поверхность. На следующий день смочите ее чистой водой и окончательно удалите ворс с помощью шлифовки наждачной бумагой № 220. Затем наносите красящий водный раствор, не опасаясь, что ворс снова поднимется.

Красители продаются в виде жидкого концентрата или сухого порошка. При смешивании порошка с водой часть его может не раствориться, образовав мелкие комочки, поэтому процедите раствор через бумажный или марлевый фильтр. Проверьте действие приготовленного раствора на образце из кленовой древесины. Если полученный цвет вас удовлетворит, нанесите раствор на изделие с помощью кисти, губки или тампона, а затем сотрите излишки до того, как они начнут подсыхать. Можно корректировать полученный результат, снова и снова нанося растворы и меняя их цвет, чтобы добиться нужного оттенка.

Шеллак

Яркие красители отлично работают на плотной древесине, но порой при окрашивании ее в цвета традиционной древесной гаммы можно столкнуться с неравномерным тонированием. Если вы заметили это на своем образце, попробуйте применить цветную шеллачную политуру. Приготовьте ее, растворив 30 г шеллачных хлопьев в 250 мл спирта- денатурата, а затем добавьте спиртовой раствор красителя.

Тщательно перемешайте состав и проверьте его цвет на образце. Затем нанесите его на изделие с помощью распылителя, кисти или тампона. Шеллак создает на поверхности тонкую пленку, которая удерживает краситель от проникновения вглубь древесины, тем самым помогая избавиться от появления пятен.

Когда возникает вопрос какую морилку выбрать , то выясняется, что далеко не все представляют себе, что такое морилка. Итак, морилка – это жидкость для тонирования древесных материалов, таких как непосредственно древесина, ДВП, ДСП, МДФ, фанера и некоторые другие. Иногда морилку ещё называют «бейц», это её народное название. Морилки можно разделить по назначению, они могут быть для наружных (фасадных) или внутренних работ. Особенностью морилки для наружных работ является наличие в её составе специального пигмента, который защищает состав от воздействия ультрафиолета и, следовательно, выгорания. Других отличий практически нет.

Помимо отличия по назначению морилки могут различаться по составу, они могут иметь основу спиртовую, масляную, восковую, на растворителях, нитро или быть водоразбавляемыми.

Существуют составы морилок для нанесения кистью и составы для нанесения краскопультом, существуют составы заводского изготовления или составы в виде порошка, который просто разбавляется водой перед использованием.

Чтобы сделать правильный выбор морилки необходимо определиться с ее назначением. Если требуется тонировать детскую кроватку или, например, обеденный столик, то приоритетными будут виды морилок на восковых или масляных основах или водоразбавляемые. В этих видах морилок нет летучих соединений или присутствует минимальное количество. Вне зависимости от состава морилки поверх можно нанести слой лака, можно применить масло с добавлением воска или чистый воск. Различные слои при этом не конфликтуют.

Морилки на спиртовой основе также выпускаются как в готовом виде, так и в виде порошка. У спиртовых морилок существуют свои особенности использования, они хороши для тонирования мебели или дверей, а для или лучше выбрать другой тип морилок. Если вам кто-то помешает и нанесение получится неравномерным, то результатом будет довольно неприглядное пятно. Ничего страшного, но пятно придется удалить при помощи шкурки, и нанести морилку вновь. Чтобы уменьшить риск неравномерного покрытия лучше спиртовые морилки наносить краскопультом, предварительно убедившись, что вы сможете закончить работу без помех.

И ещё один совет относительно спиртовых морилок. Дело в том, что порошковые спиртовые морилки должны разводиться только 96%-ым спиртом, но нет никакой гарантии, что спирт, который вы приобретете, будет именно 96%-ым, поэтому лучше остановить выбор на уже готовом составе.

Нитро морилки также предназначены для нанесения с использованием краскопульта. У этих морилок неравномерность нанесения при использовании кисти приводит к образованию различных пятен, разности тонов и прочим нежелательным результатам.

А вот морилки на масляных и восковых основах применимы в любых случаях, и наносить их можно любым удобным для конкретного случая инструментов. Эти морилки выгодно отличаются удобством использования, но они имеют более высокую стоимость. Ещё одно достоинство масляных и восковых морилок – экологически они абсолютно безопасны. Эти морилки подходят не только при основных работах по тонированию, но также и для реставрации или исправления тонирования отдельных участков обработанной поверхности.

Натуральный цвет древесных материалов сам по себе очень привлекателен и не требует обязательного тонирования или окрашивания. Однако, иногда, например, для создания гармонии дизайна или подчеркивания какой-то определенной линии в интерьере помещения хочется изменить цветовую гамму или декора мебели. Это легко можно выполнить, использовав специальную цветную морилку.

Перед нанесением морилки поверхность должна быть подготовлена определенным образом. Основное условие: поверхность не должна иметь никакого покрытия. Идеальным вариантом является нанесение морилки на свежую поверхность. Если же покрытие есть, то его следует снять с помощью шкурки, а поверхность тщательно отшлифовать. Для шлифовки подойдет шкурка с № 180-230, она откроет поры дерева, открыты поры будут в течение примерно получаса. Именно в эти полчаса следует нанести морилку, в этом случае она проникнет в материал на максимальную глубину. Шлифуют дерево всегда вдоль волокон.

Слой морилки наносится вдоль волокон, обильно. Постарайтесь, чтобы он получался как можно более ровным. При значительных неровностях могут образовываться некрасивые пятна, хотя, если вы обработали древесину водой, то ровный слой будет получаться легче. Время высыхания одного слоя морилки около 3-х часов, по прошествии этого времени можно наносить второй слой. Кстати, второй слой сгладит возможные неровности первого. Если цвет второго слоя будет отличен от цвета первого, то эффект может получиться уникальным.Как уже говорилось выше, морилка может быть готовой к использованию или быть в порошковом варианте. Во втором случае цветной раствор следует готовить строго по инструкции. Сам раствор готовится очень просто – смешиваются горячая вода и порошок, через пару минут перемешать ещё раз, и раствор готов к использованию. Древесину смочите водой перед нанесением морилки при помощи губки или салфетки и ещё раз прошлифуйте. Теперь можно наносить морилку кистью. Для этой цели хорошо подходят круглые кисти с китайской щетиной, только перед использованием кисти следует убедиться, что волоски из нее не вылезают, иначе они могут остаться на поверхности.

Если вы отдали предпочтение качеству приобретаемой морилки, а не ее низкой стоимости, и приобрели продукцию известной фирмы-изготовителя, то результат может превзойти все ваши ожидания. Выполнив требования инструкции по использованию морилки и тщательно подготовив поверхность, вы получите фактуру дерева, не отличимую от натуральной, и почти гарантировано избавите конечный результат от возможных пятен и потеков.

Рустикальная морилка – одна из последних разработок, которая учитывает современные дизайнерские особенности обустройства и обработки паркета. Хотите добиться рустикальной эстетики, используя самые обычные материалы? Рустикальная морилка или «бейц» выделит натуральную древесную структуру, особенно эффектный результат будет достигнут при нанесении морилки на дубовый паркет. Цветовые оттенки при использовании рустикальной морилки могут быть самыми различными.

Рустикальная морилка поступает в продажу в готовом к использованию виде, никаких дополнительных приготовлений не потребуется. После шлифовки поверхности взбалтывайте содержимое емкости с раствором, открывайте ее и наносите морилку при помощи кисти. Очень желательно, чтобы ворс был натуральным. Эта морилка имеет самое высокое качество, она с легкостью пройдет все древесные поры и канальца, состав ложится ровно, без пятен и наплывов. И все-таки рекомендуем выполнить обработку паркета в два слоя, это облегчит вам уход за полом в дальнейшем.

Теперь о цене вопроса. Какую морилку выбрать дело ваше, но не стоит экономить на качестве, так как качественно обработанная и окрашенная вещь будет радовать вас долгие годы.

Удачи! Встретимся в следующих статьях 😉

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины . Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).

Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Тем не менее в отделке мебели традиционно преобладают сдержанные оттенки так называемой «земляной» гаммы (см. фото внизу). Различные комбинации натуральной и жженой умбры, сиены, охры, черных и белых пигментов дают богатую палитру красивых оттенков, которые используются в мебельном деле. Экспериментируйте на обрезках и, добившись нужного результата, не забудьте записать рецепт.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на . Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Самый простой способ справиться с этим явлением (до нанесения морилки или красителя на водной основе) поднять ворс, а затем удалить его. Смочите поверхность чистой водой из опрыскивателя и дайте ей просохнуть полностью. Теперь шлифовкой или соскабливанием удалите поднявшиеся ворсинки. Простые и эффективные скребки получаются из сменных лезвий для ремесленных ножей. Держите лезвие почти вертикально, как показано на фото, и осторожно скоблите поверхность.

Древесина может иметь разный цвет, и не всегда удается полностью исправить эту разницу с помощью одного слоя морилки. Сложнее всего сделать это на древесине таких пород, как вишня или орех, у которых заболонь намного светлее ядра.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.

Иногда при взгляде на свою деревянную мебель вам начинает казаться, что она устарела, но возможности купить новую на данный момент нет. Что делать в таком случае? Самое простое решение - это декорирование уже имеющейся. Одним из методов декорирования является .

Позволит изменить внешний вид деревянной мебели, усилить натуральную текстуру и оттенок, поможет выровнять цвет изделия, придать ему новый изысканный оттенок, а также повысить защитные свойства самого материала и замаскировать различные дефекты.

Процесс тонировки древесины совершенно не сложный и вы легко сможете выполнить тонирование древесины своими руками.

Для этого достаточно:

  • определится с выбором тонирующего состава
  • разобраться с технологией тонирования

Чем тонировать древесину?

Тонировка древесины своими руками начинается с выбора тонирующего состава. Уже готовые составы можно приобрести в любом строительном магазине.

Для этой цели можно использовать:

  • составы на основе пигмента. Пигмент - это мелкие цветные частички, которые смешиваются с вязкой основой, которая позволит им задержаться на поверхности. Пигментные частички при нанесении на поверхность попадают в углубления в материале (царапины, сколы, природные углубления) делая эти места более насыщенного цвета нежели остальная поверхность. Это позволяет подчеркнуть структуру дерева. В качестве основы используют морилки или масло. морилкой позволяет не только улучшить или изменить цвет изделия, но и защитит дерево от вредителей, гниения, плесени, воздействия влаги. С помощью морилки можно придать древесине красивый натуральный оттенок. Масло для тонировки древесины также часто используется. Для тонировки можно использовать льняное, подсолнечное или оливковое масла. маслом позволит придать поверхности блеск, сделает Ее гладкой. Такое тонирование будет абсолютно безопасным, так как масло не имеет токсичных компонентов. Тонировать маслом можно мебель даже для детской комнаты. Масло глубоко проникает, заполняя поры древесины, но при этом не забивает их, позволяя дереву дышать. Тонировка древесины маслом позволяет продлить срок службы материала.
  • Составы на основе красителя представляют собой краски на водной основе или на основе растворителя. Такие составы позволяют провести в любой возможный цвет. Составы с красителями пропитывают древесину, при этом не изменяя Ее структуру, проникают в глубь волокон позволяя выровнять цвет по всей поверхности. Небольшим недостатком таких видов тон рожки является, то, что из-за воды, входящей в состав на деревянной поверхности поднимается ворс, потому материал необходимо дополнительно обрабатывать для достижения гладкой поверхности.

Тонирование древесины - технология

Тонировать дерево можно с помощью распылителя, окунать небольшие деревянные детали в раствор или окрашивать вручную. Все зависит от вашего желания и от площади тонируемой поверхности. Большую площадь легче обработать с помощью распылителя, совсем мелкие детали можно окунать врастало, предметы среднего размера и рельефные изделия удобнее красить вручную с помощью кисти.

Рассмотрим процесс тонировки древесины поэтапно:

  • Перед началом тонирования поверхность необходимо подготовить. Тщательно отшлифовать и очистить. Если вы используете для тонировки морилку, что бы она легла ровно необходимо отшлифовать поверхность наждачной бумагой высокой зернистости, затем смочить поверхность водой и снова отшлифовать, но уже мелкозернистой наждачной бумагой.
  • Далее переходим к нанесению тонирующего состава, наносить его необходимо недалёк. Излишки убираем с помощью материи.
  • Даём составу полностью высохнуть. Важно понимать, что окончательный цвет изделия можно будет понять только после полного высыхания краски. Когда поверхность высохла станет понятно нужно ли наносить второй слой.
  • Последним этапом тонирования древесины является нанесение на поверхность лака.

Ирина Железняк, Собкор интернет-издания "AtmWood. Дерево-промышленный вестник"

Насколько информация оказалась для Вас полезной?

Загрузка...
Top