Учет электронной подписи. Покупка электронной подписи Сертификат ключа подписи бухгалтерский учет

Рассмотрим основные моменты признания расходов на электронную отчетность, а также перечислим документы, требуемые для подтверждения данного вида затрат

Стремительное развитие и внедрение в повседневную жизнь интернет-технологий позволяет среди прочего быстро и без лишних затрат отправлять в налоговые органы и внебюджетные государственные фонды необходимую отчетность в электронном виде. Рассмотрим основные моменты признания расходов в налоговом и бухучете на такие услуги, а также перечислим документы, требуемые для подтверждения данного вида затрат.

Электронная отчетность и налоговый учет

Доступ к Всемирной паутине будет выступать в качестве сопутствующей услуги для обеспечения отправки сведений в электронном формате. Потому согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на оплату интернета для возможности отправки электронной отчетности признаются в затратах по прибыльному налогу компании аналогично издержкам, понесенным за непосредственное подключение к Сети.

Отдельного внимания заслуживает списание расходов на покупку программного обеспечения и ключа шифрования для сдачи электронной отчетности при УСН. Стоит отметить, что ключ и программа друг без друга практически бесполезны, поэтому издержки на их покупку стоит рассматривать совместно и относить к одной группе прочих расходов на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Покупая программное обеспечение для сдачи электронной отчетности, как правило, компания становится обладателем неисключительных прав на применение данного компьютерного продукта. Потому согласно положениям п. 1 ст. 272 НК РФ на общем налоговом режиме, применяя метод начисления, данные затраты следует учитывать в том периоде, к которому они относятся, без учета времени оплаты по факту.

А вот на упрощенной налоговой системе применяется кассовый метод учета затрат (п. 2 ст. 346.17 НК РФ), то есть признание по факту оплаты.

А значит, расходы, как на покупку программного обеспечения, так и на оплату доступа в интернет и услуг оператора, компании-упрощенцу следует учитывать по мере оплаты таких издержек и отражать в КУДиР соответственно.

Чиновники не раз давали разъяснения о том, что расходы на покупку, обновление и последующее сопровождение программного обеспечения для электронной отчетности должны признаваться равномерно в течение всего срока действия лицензионного соглашения. Если в заключенном договоре сроки не обозначены, то расходы нужно распределить, учитывая принцип равномерности. При этом этот срок компания в таком случае устанавливает сама.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы», имеют право уменьшить налоговую базу на расходы, связанные с покупкой ПО и ключа шифрования. Данные расходы перечислены в исчерпывающем перечне статьи 346.16 НК РФ, а значит, могут быть признаны в составе затрат, уменьшающих налоговую базу. При этом в данной налоговой статье подпункт 18 - расходы на услуги связи можно применить к ежемесячным платежам на абонентское обслуживание для передачи электронной отчетности и, таким образом, их тоже можно включить в состав расходов для уменьшения налоговой базы.

Электронная отчетность и бухучет

В бухгалтерском учете расходы на подключение электронной отчетности следует учитывать в составе затрат по обычным видам деятельности, относя к управленческим расходам (пункты 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99).

В целях учета расходов в бухучете делаются следующие проводки:

  • Дт 60 Кт 51 - перечисление оплаты по договору с оператором документооборота;
  • Дт 97 Кт 60 - отражение затрат на покупку ПО в составе расходов будущих периодов;
  • Дт 19* Кт 60 - отражение НДС со стоимости платы за предоставление доступа к сервису электронной отчетности.

При этом в ежемесячном режиме нужны проводки:

  • Дт 26 Кт 60 - списание расходов на абонентское обслуживание;
  • Дт 26 Кт 97 - списание части расходов будущих периодов;
  • Дт 26 Кт 19* - списание части НДС, вычлененного из стоимости платы за предоставление доступа к электронной отчетности.

*Если при подключении электронной отчетности вам выдали акт "без НДС", то проводки со счетом 19 не нужны.

Какими документами подтвердить расходы?

Для признания расходов, понесенных на покупку программного обеспечения и ключа шифрования для работы с электронной отчетностью, требуется сопровождать сделки обязательными документами.

Работать с документами удобно в . Она подходит для организаций и ИП. Программа автоматически сформирует и выведет на печать всю необходимую первичку. Также она включает в себя выгрузку проводок в 1С, автоматическое формирование любой отчетности и многое другое.

Так, для признания затрат на приобретение ПО и ключа нужен лицензионный договор с оператором ЭДО, акт приема-сдачи выполненных работ, составленный между компанией и оператором ЭДО, обеспечившим установку программы и ключа шифрования. Для признания затрат на абонентское обслуживание в ежемесячном режиме достаточно иметь в наличии акты оказанных услуг, счета-фактуры и актуальный лицензионный договор (либо допсоглашение к нему при пролонгировании).

В акте о предоставлении доступа к электронному сервису по отправке отчетности обычно прописывают: "передача неисключительных срочных прав (лицензии) на сервис отправки". Подразумевая, прописанную в договоре плату за: приобретение программного обеспечения, предназначенного для формирования и сдачи электронной отчетности; подключение к системе оператора связи; квалифицированную электронную подпись и отправку.

Готовые решения для ваших задач по НДС, страховым взносам, налогу на прибыль, пособиям, ЭЦП, бухучету, кассе, первичке и ЕНВД.

Вопрос: Как учесть в бухгалтерском и налоговом учете расходы на изготовление сертификата ключа эцп?

Ответ: в бухгалтерском учете организация вправе сама выбрать, как ей учитывать электронную подпись.

Что такое и каких видов бывают электронные подписи, порядок, как ее получить и для чего использовать, а также как учесть в бухучете и налогах, читайте в рекомендациях.

Если для организации плата за сертификат ЭЦП будет существенной, то отразить ее стоимость надо на счете 97. А потом списывать в расходы равными долями в течение срока использования. Если же для организации такие расходы несущественны, то можно единовременно списать всю плату за электронный ключ на счет 26. Выбранный способ закрепите в учетной политике для целей бухучета. Обычно сертификат ключа электронной подписи действует год. Поэтому плательщику налога на прибыль, использующему метод начисления, более правильно учитывать их в расходах ежемесячно равными долями.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

О чем спорят коллеги. На каком счете отразить электронную подпись: 97 или 26

Версия 1

Стоимость ключа надо отразить на счете 97

Некоторые коллеги считают, что ключ электронной подписи необходимо списывать так же, как право на использование результатов интеллектуальной собственности. То есть отразить стоимость приобретенного комплекта на счете 97 как право на пользование обычной компьютерной программой (п. 39 ПБУ 14/2007, утв. приказом Минфина России от 27.12.07 № 153н). А после этого постепенно списывать на счета учета расходов. В торговых компаниях для этого подходит счет 44 «Коммерческие расходы», а в производственных организациях —счет 26 «Общепроизводственные расходы»* (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Версия 2

Электронный ключ можно сразу списать на 26-й счет

Другие участники форума пришли к выводу, что изготовление ключа — это услуга, которую приобретает компания у удостоверяющего центра. А значит, стоимость токена, сертификата и «КриптоПро» можно списать на счета учета затрат в момент получения документов — счет 26 или 44. После чего эти расходы можно включить в себестоимость продукции* (п. 9 ПБУ 10/99, утв.приказом Минфина от 06.05.99 № 33н).

Наше мнение

Компания вправе сама выбрать способ списания

Если для компании плата за сертификат и программу будет существенной, то отразить ее стоимость надо на счете 97 . А потом списывать в расходы равными долями в течение срока использования*. Тогда остаток внесенной, но еще не списанной платы за ключ попадет в строку 1210 «Запасы» бухгалтерского баланса (п. 20 ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н). Если же для компании такие расходы несущественны, то можно единовременно списать всю плату за электронный ключ. Причем существенность расходов — это оценочное значение, и компания вправе определить его сама*.

Что касается токена или флешки, на которые записан код защиты, то их надо учесть на счете 10 «Материалы». Эту стоимость можно также единовременно списать в расходы (на счет 26 или 44) на дату передачи электронного устройства в бухгалтерию.

Готовые решения для ваших задач по НДС, страховым взносам, налогу на прибыль, пособиям, ЭЦП, бухучету, кассе, первичке и ЕНВД

Стоимость электронной подписи можно отнести к расходам в бухучете единовременно

Спрашивает Светлана Илюшина,

гл. бухгалтер ООО «Верба» (г. Чебоксары)

Наша организация приобрела сертификат ключа проверки электронной подписи. При передаче USB-носителя удостоверяющий центр выдал накладную. Срок действия сертификата составляет один год. Надо ли отражать такой разовый платеж в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов?

Отвечает Екатерина Савина,

эксперт журнала «Главбух»

Нет, стоимость сертификата в расходы будущих периодов не включайте. Поясним.

На сегодняшний день расходы, которые относятся к будущим периодам, надо учитывать по правилам, предусмотренным для признания активов. Об этом сказано в пункте 65 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н . То есть, чтобы понять, надо ли отражать сумму на счете 97 , следует обратиться к ПБУ.*

А в положениях по бухгалтерскому учету предусмотрены лишь две ситуации, когда у компании возникают расходы будущих периодов. Первая: у строительной компании есть расходы, понесенные в связи с предстоящими работами (п. 16 ПБУ 2/2008). И вторая: организация осуществила разовый платеж за пользование правами интеллектуальной деятельности (п. 39 ПБУ 14/2007).

Как видите, ваш случай прямо в ПБУ не назван. Поэтому учитывайте расходы на приобретение сертификата ключа проверки электронно-цифровой подписи по общему правилу — в том периоде, когда они возникли (п. 2 ПБУ 10/99). И в полной сумме. Относить на счет 97 их не надо.*

Как учесть при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам

При расчете налога на прибыль некоторые виды расходов нужно учитывать не единовременно, а в течение определенного срока. Это касается расходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам* (п. , ст. 272, п. 9 ст. 262 ,п. 3 ст. 268 НК РФ).

Отнесение расходов к нескольким отчетным периодам производится на основании условий договора, в рамках которого эти расходы осуществляются.

Если расходы осуществляются в рамках договора, по которому:*
- получение доходов предусмотрено в течение нескольких отчетных периодов;
- поэтапная сдача товаров (работ, услуг) не предусмотрена,
такие расходы признаются с учетом принципа равномерности. При этом методику признания (распределения) расходов организация определяет самостоятельно, закрепив ее в учетной политике для целей налогообложения.

Стоимость флешки или токена с цифровой подписью признают сразу. А расходы на программу и сертификат – постепенно. Какие при этом составить проводки? Как списать затраты на разных режимах?

При покупке электронной подписи в комплект входит:

  • токен или флешка с кодами защиты;
  • программа «КриптоПро»;
  • сертификат ключа проверки подписи, который выдают на год.

Рассмотрим, как учитывать каждый из этих активов, будем помнить при этом, что ксли вовремя не продлить срок действия ключа проверки, он перестанет работать. Причем в течение дня, когда закончится данный период.

Токен и флешка

В бухучете флешку или токен отражают в составе материально-производственных запасов по цене покупки. Бухгалтер приходует их на счете 10. Затем списывает на затраты. И далее продолжает учитывать за балансом на счете 013 «МПЗ, которые использует компания».

В целях налога на прибыль расходы также относят к материальным. Основание – подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Данные затраты – косвенные. Поэтому их признают сразу в текущем периоде. Так сказано в пункте 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

На заметку

Перечень прямых расходов, связанных с производством, хозяйство определяет самостоятельно. Его закрепляют в налоговой учетной политике. Остальные затраты относят к косвенным. Их можно полностью списывать в расходы текущего периода.

Программа

Расходы на покупку программы учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», но при условии, что приобретено неисключительное право и уплачена сразу вся сумму.

Поясню, почему именно счет 97. Затраты отчетного периода, если они относятся к будущему, отражают по правилам конкретных ПБУ. Об этом сказано в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). В данном случае следует применить пункт 39 ПБУ 14/2007. Он разрешает учесть затраты на программу в расходах будущих периодов.

Обратите внимание: если компания выполнила перечисленные требования – о неисключительном праве и полной оплате – затраты списывают пока действует сертификат.

А как быть с налогом на прибыль? Расходы на программу включают в состав прочих. Это следует из подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Затраты списывают равномерно в течение срока, пока действует ключ – пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. В результате у компании не будет расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом.

Сертификат

Как и в случае с программой, при покупке сертификата его стоимость отражают в расходах будущих периодов на счете 97 и равномерно, в течение срока действия ключа, списывают сумму с данного счета.

Пример Хозяйство купило цифровую подпись, сертификат которой действует один год.

По накладной в хозяйство поступила флешка. Ее стоимость – 3540 руб., в том числе НДС – 540 руб. По акту поступили:

  • программа «КриптоПро» за 11 800 руб., в том числе НДС – 1800 руб.;
  • сертификат ключа за 5900 руб., включая НДС 900 руб.

Программу и сертификат учитывают в составе расходов будущих периодов. После чего равномерно списывают затраты в течение года.

Бухгалтер сделал записи:

Дебет 10 Кредит 60

- 3000 руб. (3540 – 540) - оприходована флешка;

Дебет 19 Кредит 60

- 540 руб. - учтен НДС;

Дебет 26 Кредит 10

- 10 000 руб. - списана в расходы стоимость носителя информации;

Дебет 97 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 – 1800) - учтена стоимость программы;

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. - выделен НДС;

Дебет 97 Кредит 60

- 5000 руб. (5900 – 900) - учтена стоимость сертификата;

Дебет 19 Кредит 60

- 900 руб. - отражен НДС.

А теперь о налоговом учете. В целях налога на прибыль расходы на сертификат признают прочими. Основание – подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Связь между данными затратами и доходами четко установить нельзя. Поэтому, как и в бухучете, их списывают равномерно.

Особенности для хозяйств на упрощенке и ЕСХН

На упрощенке и ЕСХН списать затраты на электронную подпись сложнее. Здесь надо учитывать различные тонкости.

Списки расходов на данных спецрежимах закрытые. Правда, в них входят траты на покупку компьютерной программы у правообладателя. Но это еще не значит, что расходы на цифровую подпись можно списать автоматически. Если, к примеру, компания купила подпись для электронных торгов, ее стоимость признать нельзя. Такое мнение высказали чиновники в письме Минфина России от 8 августа 2014 г. № 03-11-11/39673.

Более благоприятная ситуация, когда хозяйство купило цифровую подпись для сдачи отчетности в налоговую. Тогда расходы можно списать по статье «почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги» – подпункт 18 статьи 346.5 и подпункт 18 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. К данному выводу пришли финансисты в письме от 09.10.07 № 03-11-04/2/250.

Тенгиз БУРСУЛАЯ, ведущий аудитор ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Э лектронные документы, подписанные электронными цифровыми подписями, являются не только основанием для проведения операций, но и первичными документами, подтверждающими операции для целей обложения налогом на прибыль и НДС, как важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями-налогоплательщиками. В статье рассмотрены практические ситуации по включению в состав расходов затрат, подтвержденных электронными документами, использование электронных счетов-фактур и порядок применения электронных цифровых подписей на электронных документах.

Особенности документов, имеющих ЭЦП

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ) электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписавшего информацию. То есть электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной подписи на документе, выполненном на бумажном носителе.

В настоящее время оборот документов, заверенных ЭЦП, постоянно увеличивается. Электронные цифровые подписи, согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ, используются в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон. Наиболее важным моментом является волеизъявление сторон в обмене «электронными документами», заверенными ЭЦП. Документы, заверенные ЭЦП, могут быть использованы во всех видах гражданско-правовых сделок.

В некоторых случаях документы, заверенные ЭЦП, носят обязательный характер. Так, в письме Федеральной антимонопольной службы от 15.07.2011 № АЦ/27696 указано, что при проведении открытых аукционов в электронной форме на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд весь документооборот должен осуществляться только в электронной форме. Государственный (муниципальный) контракт, оформляемый по результатам открытого аукциона в электронной форме, в обязательном порядке должен быть зафиксирован в электронной форме. При этом ФАС ссылается на ст. 168 ГК РФ и предупреждает о том, что госконтракт на бумажном носителе будет считаться ничтожным. Желание антимонопольного ведомства увеличить электронный документооборот и приблизиться к мировым стандартам понятно. Однако следует отметить, что не все поставщики и подрядчики товаров, работ и услуг для государственных нужд обладают электронными подписями. Большинство субъектов малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели, «упрощенцы») об ЭЦП и не слышали и получать ее не собираются. А не допускать их к участию в конкурсах, аукционах или иным формам закупок заказчик не имеет права, так как в этом случае его та же антимонопольная служба оштрафует за создание условий допуска, не предусмотренных законодательством о государственных закупках. Таким образом, вышеуказанное письмо ФАС России — в какой-то степени документ с потенциалом на будущее.

Ряд федеральных органов исполнительной власти полностью перешел на электронный документооборот. В частности, органы ФНС принимают налоговые декларации только в электронной форме. Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах или произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и/или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Порядок направления требований о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по специальным телекоммуникационным каналам связи в настоящее время регулируется приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». В соответствии со ст. 93 НК РФ, если затребованные у организации-налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным форматам, такие документы могут быть отправлены в налоговый орган по защищенным каналам связи также в электронной форме.

Согласно письму Минфина РФ от 07.07.2011 № 03-03-06/1/409 организация может оформлять первичные и сводные учетные документы как на бумажных, так и на электронных носителях. Если организация составляет документы на электронных носителях, то она обязана за свой счет сделать копии таких документов на бумажных носителях для представления в контрольные органы, органы прокуратуры и суды различных инстанций (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, далее - Закон № 129-ФЗ). В соответствии со ст. 6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случаев, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. То есть электронный документ, подписанный ЭЦП, имеет те же права, что и документ, подписанный собственноручной подписью должностного лица и скрепленный печатью организации. Аналогичная позиция изложена и в письме УФНС РФ по г. Москве от 22.09.2010 № 16-15/0997625@.

В настоящее время Закон № 63-ФЗ вступил в силу, но ряд статей из него начинает действовать только с 01.07.2012, а до этого момента действует Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее - Закон № 1-ФЗ), и все имеющиеся нормативные акты были подготовлены с учетом норм этого закона. Закон № 1-ФЗ, безусловно, явился серьезным шагом в дальнейшем развитии электронного документооборота, хотя он и имеет некоторые недостатки. Так, ст. 3 Закона № 1-ФЗ установлено, что владельцем сертификата ключа ЭЦП (т.е. тем, кто проставляет ЭЦП) является физическое лицо, а не организация. То есть организация оформляет ЭЦП на свое определенное должностное лицо. В этом случае возникают риски того, что после увольнения (а в условиях экономического кризиса эта вероятность велика) данное должностное лицо может совершить мошеннические действия от имени организации. Другая ситуация связана с тем, что в случае отсутствия физического лица (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) его сертификатом ключа может воспользоваться кто-либо из коллег или это может быть сделано по поручению руководства организации с целью подписания контракта или иных документов. В этих случаях велика вероятность того, что сделку могут признать ничтожной.

В настоящее время арбитражные суды в основном исходят из формальных признаков в отношении контрактов, то есть требуется их оформление на бумажном носителе, наличие подписей, печатей. Не всегда арбитражные суды принимают в качестве доказательства контракт в электронной форме в качестве доказательства правомерности действий одной из сторон. На практике, чтобы представить в качестве доказательства «электронный контракт» с ЭЦП, необходимо распечатать его скриншот с экрана в присутствии нотариуса и получить заверительную подпись этого же нотариуса на распечатанном документе. Также надо будет представить в качестве доказательства документы, подтверждающие факт наличия у должностного лица сертификата ключа подписи и внутренние документы организации, подтверждающие факт того, что данный сотрудник обладал правом подписывать ЭЦП-контракты.

Важнейшим фактом, определяющим возможность представлению в суды контрактов и иных документов, подписанных ЭЦП, является наличие соглашений между сторонами об использовании электронного документооборота.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно определению ВАС РФ от 28.05.2009 № ВАС-662/09 в случае отсутствия между сторонами соглашения о возможности использования факсимильного воспроизведения подписи договора подписанный таким образом договор признается незаключенным. Данная норма распространяется и на электронные документы, подписанные ЭЦП.

В ч. 4 ст. 2 Закона № 63-ФЗ указывается, что владельцем сертификата ключа проверки ЭЦП является лицо, которому выдан сертификат проверки ключа ЭЦП. Данный закон устанавливает следующие виды электронных подписей: простую и усиленную. Последняя подразделяется на квалифицированную усиленную подпись и неквалифицированную электронную подпись. Простой электронной подписью является подпись, которая путем использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования ЭЦП определенным лицом. Такая подпись является подписью физического (должностного) лица.

Согласно ст. 5 Закона № 63-ФЗ неквалифицированной электронной подписью является подпись, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа ЭЦП. Также неквалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее документ, и обнаружить факт внесения изменений или дополнений в документ уже после его подписания ЭЦП. Квалифицированная электронная подпись выполняет те же функции, но защищена более надежно. В соответствии со ст. 9 Закона № 63-ФЗ соглашения между участниками электронного взаимодействия устанавливают случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью. При этом такие соглашения должны предусматривать правила определения лица, подписавшего электронный документ, по его простой электронной подписи и обязанность данного лица соблюдать конфиденциальность. То есть использование ЭЦП без письменного согласия физических лиц не допускается. Квалифицированная ЭЦП признается действительной до ее отмены решением суда (ст. 11 Закона № 63-ФЗ). Таким образом, Закон № 63-ФЗ снижает риски противоправных действий с незаконным использованием ЭЦП.

Вопросы применения ЭЦП для целей налогообложения прибыли

Наиболее важным вопросом является возможность признания для целей исчисления налога на прибыль доходов и расходов, подтвержденных документами, составленными в электронной форме и/или заверенными ЭЦП. Данная проблема является ключевой. Однако вопрос равнозначности бухгалтерских и налоговых документов, оформленных в электронном виде, и документов, выполненных на бумажных носителях, до конца еще не урегулирован. При проведении проверок налоговые органы в этом вопросе ссылаются на норму п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, согласно которой все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно п. 2 ст. 9 этого же закона первичные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Налоговые органы очень внимательно относятся к документам, выполненным на электронных носителях в качестве подтверждения осуществленных операций. К этому вопросу они подходят с формальных позиций.

Пример 1

Свернуть Показать

Организация, расположенная в Москве, часто посылала сотрудников в командировку в свои филиалы в Тулу, Рязань и Брянск. Для поездок им приобретались электронные железнодорожные билеты, имеющие ЭЦП и все необходимые реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Однако при проведении проверки налоговики не посчитали наличие электронных билетов основанием для принятия расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Свою позицию они мотивировали тем, что электронные билеты доказывают только факт их приобретения, а поездки сотрудника на поезде они не доказывают. Возражения организации о том, что сотрудники действительно находились в командировке, что подтверждается отметками в командировочных удостоверениях, авансовыми отчетами и т.п., приняты не были. Организация была вынуждена произвести перерасчет налога на прибыль, подать уточненную налоговую декларацию и уплатить штраф. После этого организация отказалась от приобретения электронных билетов и перешла только на билеты на бумажном носителе.

Однако ситуация для организаций-налогоплательщиков не является потенциально критической. Согласно ст. 4 Закона № 1-ФЗ электронная подпись считается равнозначной собственноручной подписи под документом, выполненном на бумажном носителе, в следующих случаях: сертификат ключа подписи не утратил действие на момент подписания электронного документа, при наличии доказательств, определяющих момент подписи; подлинность ЭЦП подтверждена. Налоговые органы придерживаются позиции, что если иное не предусмотрено законодательством, то первичные учетные документы налогового и бухгалтерского учета могут составляться в электронном виде и заверяться ЭЦП лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении требований Закона № 1-ФЗ (см., в частности, письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.09.2011 № 16-15/099725@). Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (см., в частности, письмо Минфина РФ от 27.10.2008 № 03-03-06/1/605, от 26.11.2009 № 03-03-08/85).

Наибольшую проблему вызывает требование ст. 4 Закона № 1-ФЗ доказать момент подписания документа ЭЦП и правомочность должностного лица, проставившего ЭЦП. Таким подтверждением могут быть: приказ о наделении должностного лица полномочиями проставлять ЭЦП на электронных документах, а в случае если ЭЦП наделен руководитель организации, то его приказ по организации о том, какие документы составляются в электронном виде и подписываются ЭЦП; соглашения с контрагентами об электронном документообороте, в котором указано, кем и какие документы заверяются ЭЦП. При этом главным будет правильное оформление всех необходимых документов. Момент подписания электронного документа определяется с помощью программных продуктов. Если передача электронных документов сторонами осуществляется через специализированную организацию, использующую средства криптографической защиты для передачи конфиденциальной информации, в этом случае будет достаточно сделать официальный запрос - и можно будет получить информацию о времени совершения ЭЦП.

Как уже отмечалось, документы в электронном виде, заверенные ЭЦП, имеют ту же правомочность, что и документы на бумажных носителях, заверенные подписью должностного лица и печатью организации. На практике встречаются ситуации, когда документооборот между организациями происходит только в электронной форме. В частности, в электронной форме происходит выставление счетов от интернет-провайдеров за услуги связи, за приобретение авиационных и железнодорожных билетов и т.п. Чтобы налоговые органы не предъявили претензий в необоснованности затрат и отсутствии их документального подтверждения, организации-налогоплательщики должны выполнить следующие обязательные условия.

Во-первых, четко определить круг контрагентов и операций, по которым будет осуществляться электронный документооборот и совершаться ЭЦП.

Во-вторых, должны быть в наличии соглашения между сторонами об использовании электронного документооборота, составление электронных документов, подписанных ЭЦП, и порядке обмена электронными документами.

В-третьих, компьютер, на котором будет осуществляться работа с электронными документами, подписанными ЭЦП, и их прием-передача контрагенту, должен быть аттестован и использоваться только для указанных целей.

В-четвертых, весь документооборот должен проходить только по защищенным каналам связи и/или через специализированную организацию.

В-пятых, приказом по организации должны быть установлены должностные лица, имеющие право проставлять ЭЦП, и типы документов, на которые эти электронно-цифровые подписи проставляются.

В-шестых, все составленные в электронном виде документы должны отвечать формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а те документы, формы которых не содержатся в альбомах унифицированных форм, должны иметь следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, составившей документ; содержание хозяйственной операции; измерение хозяйственной операции в денежном и натуральном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции; личную подпись этого должностного лица (на электронном документе - его ЭЦП).

В-седьмых, электронные документы будут служить основанием для включения расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если контрагент организации-налогоплательщика будет их подписывать ЭЦП.

Пример 2

Свернуть Показать

Организация заключила договор на услуги Интернета. Договор был заключен в электронной форме, счета выставлялись так же. Весь документооборот между сторонами осуществлялся в электронной форме. Для того чтобы расходы были произведены, в целях обоснования оплаты подключения, использования и технического обслуживания системы Интернет были подготовлены следующие документы: приказ об использовании системы Интернет сотрудниками, правила ее эксплуатации и порядок осуществления документооборота. Обмен документами между сторонами осуществлялся только с заверением их ЭЦП. Все полученные в электронной форме счета, дополнения, тарифы и пр. помещались в отдельную электронную папку и дублировались копиями.

На практике ряд бухгалтеров задает вопрос о необходимости дублировать электронные документы документами на бумажных носителях. Такая необходимость не является обязательной, так как законодательство приравнивает к документам на бумажных носителях документы на электронных носителях (при соблюдении последними ряда определенных условий). Поэтому наличие дополнительных экземпляров договоров, контрактов, счетов и т.д. на бумажных носителях не будет считаться нарушением. Также в определенных установленных законодательством случаях копии электронных документов выполняются на бумажных носителях в обязательном порядке.

Некоторые налоговые инспекции при проведении проверок неправомерно истребуют от организаций-налогоплательщиков бумажные аналогии электронных документов. Такое требование является нарушением нормы ст. 93 НК РФ. Согласно письму Минфина РФ от 26.08.2011 № 03-03-06/1/521 в тех случаях, когда запрашиваемый налоговыми органами у организации-налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленной форме, представление документа производится организацией-налогоплательщиком на бумажном носителе в виде заверенной им копии с отметкой о подписании документа ЭЦП. Однако в своем письме главное финансовое ведомство не указало, должна ли организация-налогоплательщик представлять на бумажном носителе документ, составленный не по унифицированной форме, но содержащий весь необходимый перечень обязательных реквизитов? По мнению автора, наличие в электронном документе всех обязательных реквизитов, указанных в п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, не приравнивает его к документу, составленному по унифицированной форме. Возможны различные точки зрения на данный вопрос, но для избежания санкций со стороны налоговых органов будет наиболее оптимальным представить копии таких документов на бумажных носителях.

Вопросы применения ЭЦП для целей налогообложения добавленной стоимости

С налогом на добавленную стоимость ситуация обстоит проще. Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Пункт 9 данной статьи вообще очень широко трактует возможность использования электронного документооборота при уплате и исчислении НДС: счета-фактуры, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж могут вестись в электронной форме по образцу, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор в сфере налогов и сборов, то есть по образцу и форме, утвержденным ФНС.

Счета-фактуры, выполненные в электронной форме, согласно п. 9 ст. 169 НК РФ, подписываются ЭЦП руководителя организации или ЭЦП иных должностных лиц, уполномоченных на это приказом или иным распорядительным документом организации. Законодательство разрешает использовать при этом доверенности, но, по мнению автора, это влечет дополнительные риски.

Порядок составления и обмена счетами-фактурами аналогичен всему хозяйственному документообороту в электронной форме. Счета-фактуры в электронной форме составляются по взаимному согласию сторон и при наличии у сторон соответствующих технических средств и возможностей приема и обработки счетов-фактур. Аналогичной позиции придерживается и Министерство финансов России (см., в частности, письмо Минфина РФ от 01.08.2011 № 03-07-09/26). Ведомство рекомендует при оформлении согласия исходить из обычаев делового оборота (правил делового оборота). Однако во избежание рисков невыставления счетов-фактур все-таки лучше заключить между организациями-контрагентами соглашение об обмене счетами-фактурами в электронной форме, подписанными ЭЦП.

Пример 3

Свернуть Показать

Организации подписали договор на поставку товара. В качестве дополнения к контракту было подписано соглашение об обмене электронными счетами-фактурами. В этом дополнительном соглашении отдельным пунктом были прописаны должностные лица сторон, имеющие ЭЦП, и их полномочия. Также в дополнительном соглашении был прописан порядок документообмена и оператор, через которого осуществляется документооборот по закрытым каналам связи.

В настоящее время порядок электронного обмена счетами-фактурами регламентирован «Порядком выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи», утв. приказом Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н (далее - Порядок). Согласно п. 1.5 Порядка счет-фактура считается исходящим документом от участника электронного документооборота, если он подписан ЭЦП, принадлежащей уполномоченному лицу, при условии, что он направлен через оператора электронного документооборота. Сертификаты ключей подписей выдаются участникам электронного документооборота удостоверяющими центрами, что позволит серьезно снизить риски несанкционированного использования ЭЦП и мошенничества. Согласно п. 1.9 Порядка электронный документооборот осуществляется по каждому счету-фактуре в отдельности, пересылка счетов-фактур одним файлом не допускается. Отличительной особенностью Порядка является то, что все взаимоотношения между сторонами по поводу обмена счетами-фактурами, внесения в них изменений и дополнений и пр. будут проходить только через специального оператора. Безусловно, Порядок является «шагом вперед» в части электронного документооборота. Однако его недостаток заключается в том, что он подготовлен на основании Закона № 1-ФЗ и не связан с нормами Закона № 63-ФЗ. Между тем уже с 01.07.2012 Закон № 63-ФЗ вступает в силу, поэтому будет очень сложно при выставлении и получении счетов-фактур и возникающих спорных вопросах опираться на нормы отмененного законодательного акта.

В случае с применением электронных счетов-фактур возникает вопрос о датах их выставления и получения. Согласно п. 1.10 Порядка датой выставления покупателю счета-фактуры в электронной форме по специальным каналам связи считается дата его поступления оператору от продавца, указанная в подтверждении этого оператора. Электронный счет-фактура считается выставленным, если продавцу поступило подтверждение от оператора. Датой получения покупателем счета-фактуры считается дата направления покупателю оператором электронного счета-фактуры.

Пример 4

Свернуть Показать

Продавец выставил счет-фактуру в электронной форме, подписанный ЭЦП уполномоченного должностного лица 3-го октября. Файл с электронным счетом-фактурой поступил оператору, о чем тот известил продавца. В этот же день оператор направил счет-фактуру покупателю, о чем последний известил оператора. Таким образом, датой выставления и датой получения является 3-е октября. Стороны обмениваются между собой сообщениями, заверенными ЭЦП.

Однако возможна и такая ситуация, когда счет-фактура будет получен оператором от продавца в один день, а отправлен покупателю - в другой. Или же произойдут сбои в электронной системе, и отправленный файл со счетами-фактурами не будет получен. В случае неполучения необходимых сведений стороны извещают об этом оператора. Взаимоотношение сторон происходит только в случае неполучения счетов-фактур и по вопросам внесения изменений в счета-фактуры. Причем все сообщения подписываются ЭЦП уполномоченных лиц.

Вопрос ведения в электронном виде журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж, их заверение ЭЦП и представление в налоговые органы в настоящий момент еще не регламентирован нормативными актами Минфина России. Однако уже имеется ряд специальных бухгалтерских программ, позволяющих вести журналы учета и книги покупок и продаж в электронном виде. Но эти программы носят прикладной характер, их данные не имеют утвержденного электронного формата, не подписываются ЭЦП и не могут быть представлены в налоговые или любые другие контрольные органы в качестве доказательства и претендовать на возмещение НДС. Поэтому организации могут вести журналы и книги в электронной форме, но лишь для своих нужд. В налоговые же органы они должны представлять их только на бумажном носителе.

Срок хранения электронных счетов-фактур, подписанных ЭЦП, составляет четыре года. При этом Минфин РФ в письме от 18.10.2005 № 03-03-04/2/83 указал, что течение данного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения доходов и расходов. Установленный четырехлетний срок хранения подтверждается и судебными решениями.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно определению ВАС РФ от 04.03.2010 № ВАС-1745/10, основываясь на норме подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, налогоплательщик обязан обеспечивать в течение четырех лет.

Но когда речь идет об электронных документах, то, по мнению автора, необходимо делать их резервные копии.

Таким образом, имеющаяся система обмена электронными документами, заверенными ЭЦП, в целом решила главную проблему электронного документооборота: приравняла электронные документы с ЭЦП к документам на бумажных носителях, оформленных соответствующим образом.


вывод документа

Расходы на приобретение сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП) относятся к группе 6 нематериальных активов (НМА)

Сразу же заметим, что эта консультация налоговиков касается двух элементов учета - расходов предприятия на приобретение прав пользования компьютерными программами и собственно ЭЦП. Покажем некорректность ее вывода в отношении ЭЦП.

Как правило, речь идет об ЭЦП директора, ЭЦП главбуха и ЭЦ-печати предприятия (при наличии).

Так вот, любая ЭЦП подобно «сим-симу» на вашей входной двери состоит из двух «подогнанных» друг к другу (т. е. генерируемых совместно) элементов. Это:

1) закрытый (персональный) ключ ЭЦП подписанта (или ключ ЭЦ-печати) - как аналог вашего дверного ключа, но только в электронной форме - надежно хранящийся у вас на флешке (как правило);

2) усиленный сертификат открытого ключа ЭЦП - как аналог так называемого секрета (или личинки) дверного замка, и тоже в электронной форме - выложенный в открытый доступ на сайте аккредитованного центра сертификации ключей (далее - АЦСК). Тут заметим, что, в отличие от «обезличенной» секретки, в усиленном сертификате зашиты не только «цугалики», соответствующие строго уникальному персональному ключу ЭЦП, но также информация, идентифицирующая уникальную персону подписанта и самого предприятия. То есть эту секретку вы даете всем (и налоговикам в том числе), чтобы они могли убедиться, что ваш ключ - настоящий. ☺

Главное, что оба этих элемента связаны неразрывно - и с точки зрения их генерирования в виде электронных файлов, и с точки зрения учета тоже.

Причем, если речь идет о бесплатных ЭЦП, полученных вами в АЦСК ГФСУ, то сегодня нет никаких оснований для параноидальных подозрений в их «бесплатно-доходности». Ну, хотя бы по причине невозможности достоверной оценки такого «дохода» - а это один из обязательных критериев его признания согласно п. 5 П(С)БУ 15 «Доход» . Ведь этот АЦСК ключи ЭЦП в принципе не продает…

И хотя есть небесплатные аналоги таких ключей, их стоимость настолько мизерна, что вы всегда сможете аргументировать бездоходность бесплатных ключей несущественностью этой информации для вашего бухучета (см. письмо Минфина от 29.07.2003 г.

№ 04230-04108 ).

Если же говорить о небесплатных ЭЦП, то сперва обратимся к малодоходникам, не корректирующим бухфинрезультат на налоговые разницы при исчислении объекта обложения налогом на прибыль.

1. Отнесение НМА к той или иной группе согласно п.п. 138.3.4 НКУ - это обязанность лишь высокодоходников (и малодоходников-добровольцев). Остальные вправе руководствоваться конкретно П(С)БУ (ну или МСФО ). То есть вам разницы побоку…

2. Если вы вдруг решили классифицировать ЭЦП как НМА - флаг вам в руки. ☺ Мы предпочитаем относить их стоимость на «админ»-счет 92 (согласно п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы» ) - либо осторожно распределив эту сумму (через счет 39) на предполагаемый срок действия ЭЦП (1 или 2 года)**, либо же сразу.

Что касается высокодоходников , то для них супер-осторожная стратегия - прислушаться к налоговикам, т. е. играться с копеечными амортизационными суммами согласно п. 138.3 НКУ и разницами согласно пп. 138.1, 138.2 НКУ . Но будь они такими трусами, никогда не стали бы высокодоходниками! ☺ Поэтому наверняка классифицируют обсуждаемые расходы как административные - и не заморачиваются подобными мелочами…

Загрузка...
Top