Зеленый мост. Цветные мосты через реку мойку Усовершенствования и реставрации

Очередной цветной мост Питера - Зелёный) Он соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга

Цветные мосты Санкт-Петербурга вели через реку Мойку. Из-за того, что мосты находились близко друг к другу и внешне очень похожи, жители города их часто путали. Мосты были покрашены в разные цвета и были названы: Зелёный мост (до 1918 - Полицейский мост), Красный мост , Синий мост , Жёлтый мост (ныне Певческий мост). У мостов покрашены перила и нижняя "водная" часть. В настоящее время только три моста сохранили своё прежнее название, да и они уже не ярко окрашенные, а имеют более спокойные цвета.


Зеленый мост через Мойку расположен по Невскому проспекту. Фотографировать его практически невозможно, так как на мосту редко бывает один свободный от туристов и таксистов сантиметр. В этом нет ничего удивительного - это самый оживленный участок самого главного проспекта города и его исторической части.

Первый деревянный разводной мост через Мойку в створе Невского проспекта был построен в 1717–1718 годах. В 1735 году мост был выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему получил своё первое название - Зелёный.

В 1770-х годах мост получил другое название - Полицейский, по находящемуся рядом дому генерал-полицмейстера Чичерина. В конце XVIII века переправа была перестроена, стала иметь три деревянных пролёта балочной системы на каменных опорах.

К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. В 1806 году здесь был построен первый В Санкт-Петербурге металлический чугунный мост. По предложению инженера В.И. Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики, уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. Такая конструкция переправы сохранилась до настоящего времени, изменился лишь внешний облик. Тротуары нового Полицейского моста были выложены на одном уровне с проезжей частью, отделены от неё гранитным парапетом с металлическими прутьями. Мост украсили литыми перилами и гранитными обелисками с золочёными шарами. Проект переправы оказался настолько удачен, что его сделали типовым проектом для всех мостов через Мойку.


В 1842 году в связи с возросшей интенсивностью движения на этом участке Невского проспекта Полицейский мост по проекту инженера А.Д. Готмана был расширен. К нему пристыковали тротуары, приклеплённые к общей конструкции консолями. При этом здесь были установлены глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили более лёгкими чугунными фонарными столбами. В 1844 году здесь впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие. Технология тогда отличалась от современной, на проезжую часть укладывали заранее отлитые асфальтовые блоки. Газета «Северная Пчела» писала: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту». В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари.


В 1904 году в связи с прокладкой на проспекте трамвайных путей снова появляется необходимость в реконструкции моста. На этот раз здесь увеличили число чугунных коробов мостового перекрытия. Проект этой реконструкции был составлен инженерами В.А. Берсом, А.Л. Становым и А.П. Пшеницким. Внешний облик Полицейского моста был переработан архитектором Л.А. Ильиным. Фасадные арки моста были украшены орнаментом, фонарные столбы заменены позолоченными канделябрами. 9 января 1905 года, в день, ставший известным как «кровавое воскресенье», на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.


После 1917 года фонари с моста были сняты, мост получил новое название - «Народный». В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были заасфальтированы. В 1951 году были восстановлены утраченные к тому времени шестигранные фонари. Очередные реставрации Народного моста проходили в 1961 и 1967 годах. В ноябре 1997 года было возвращено историческое название - Зелёный мост .

Описание старой фотографии: В 1806-1808 годах архитектор Вильям Гесте построил на месте деревянного моста новый, чугунный (первый чугунный мост в Петербурге). Он перекрыл пролёт пологим сводом, собранным из пустых чугунных блоков (тюбингов). В стенках блоков были проделаны отверстия для соединяющих болтов. Основанием опор являются свайные ростверки. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант).
В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в Лондоне в 1796 году.
Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильные ограды моста были литыми, дополнительно были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов, что придает самому мосту лёгкий, невесомый облик.
Проект моста был настолько удачен, что был утверждён как типовой проект для мостов через Мойку.В 1842 году Полицейский мост расширили, чтобы вместить оживлённое движение Невского проспекта. Для этого тротуары были вынесены на металлические консоли. Литые решётки были заменены на глухие гранитные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установлены чугунные фонарные столбы, изготовленные по проекту инженера А. Д. Готмана.
В 1844 году на нём была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков, как писала газета Северная пчела:
…потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.
В 1904-1907 годах на Невском проспекте прокладывали трамвайную линию. Для этого архитектором Л. А. Ильиным был создан проект увеличения ширины моста. С обеих сторон было добавлено по пять рядов коробчатых арок, для этого было произведено расширение опор. Фасадные листы были оформлены золочёными деталями с орнаментами. Чугунные фонарные столбы работы инженера А. Д. Готмана были заменены железными канделябрами с позолотой, на которых подвешены шестигранные стеклянные фонари. Реализовывали проект инженеры В. А. Берс, А. Л. Станов, А. П. Пшеницкий.
Особенности проекта и моста
Это первый чугунный мост в Санкт-Петербурге.
На мосту была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков
Проект моста стал первым в мире типовым проектом металлического моста.
В 1938 году свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом.
В 1951 году при ремонте моста были восстановлены утраченные ранее шестигранные фонари.
В 1961 и 1967 годах была произведена реставрация мостовых канделябров и фонарей

Зеленый мост располоден по оси Невского проспекта и соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. Это однопролетное металлическое сооружение арочной конструкции длиной 30 метров и шириной в осях перил - 38,6 метра. Рисунок литых чугунных перил повторяет узор ограждения реки Мойки.

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

История моста

Первый деревянный подъемный мост через Мойку на Невской першпективе (ныне Невский проспект) был сооружен в 1716-1717 годах. До 1726 года по мосту проходила граница новой столицы.

В 1735 году переправу отремонтировали, покрасили в зеленый цвет и официально присвоили название Зеленый мост. В 1768 году его переименовали в Полицейский — по Главной полицмейстерской канцелярии, расположенной неподалеку, на набережной Мойки, и дому генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. В октябре 1918 году мост получил новое имя в духе времени — Народный, а 13 января 1998 года ему возвратили историческое название — Зеленый мост.

Деревянный мост отремонтировали в 1752 году, а в 1777 году его перестроили в трехпролетный, балочной системы, с деревянными пролетными строениями на каменных опорах.

Чугунный однопролетный мост через реку Мойку вдоль Невского проспекта был сооружен в 1808 году. По конструкции он представлял собой пологую арку, собранную из чугунных секций-тюбингов, соединенных болтами. Кессоны клиновидной формы изготавливались на Сестрорецком оружейном заводе под руководством инженера Карла Шпекле и на уральских заводах Н.Н. Демидова. Их размер был стандартным: 2,8 х 1,53 х 0,38 м, толщина - 2,5 см. Швы между ними заполнялись замазкой, состоящей из серы, нашатыря и чугунных опилок в пропорции 1:1:16. Тротуары выложили гранитными плитами, проезжую часть отделили металлическими прутьями на гранитных тумбах. На въездах моста поставили гранитные обелиски, увенчанные позолоченными шарами.

Проект разработал В.И. Гесте, русский инженер и архитектор шотландского происхождения, который применил идею британского инженера Роберта Фултона, не реализованную на родине изобретателя. Проект Полицейского моста был признан настолько удачным, что решено было соорудить серию подобных переправ через Мойку. В первой четверти XIX века по этому типовому проекту был построен целый ряд чугунных переправ через реку Мойку (Красный мост, Поцелуев мост и др.), но первым был Полицейский мост.

В 1842 году, в связи с возросшим движением транспорта по Невскому проспекту, мост был расширен за счет выноса тротуаров на металлические консоли, гранитные обелиски заменены чугунными фонарными столбами. Проект был разработан инженером А.Д. Готтаном.

В 1904-1907 годах, в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост перестроили и расширили по проекту инженеров В.А. Берса, А.Л. Станового и А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина. Расширили опоры, с каждой стороны пролетного строения добавили по пять рядов коробчатых арок. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов установили позолоченные железные канделябры, на которых подвесили шестигранные фонари.

В 1938 году свод моста под трамвайными путями изолировали рубероидом для предохранения от коррозии. В 1951 году по проекту архитектора А.Л. Ротача были отреставрированы торшеры с фонарями, а в 1967 году восстановлена позолота архитектурных деталей моста.

Дополнительная информация

До 2020 года планируется провести капитальный ремонт Зеленого моста, это будет первая масштабная реконструкция переправы с начала XX века.

На заре своего царствования, Пётр, очарованный Северной Венецией - Амстердамом, твёрдо решил: быть в России своей Северной Венеции ! Да и «прорубить окно в Европу» было для великого реформатора не менее важно. Архитекторы возводили город строгий, сдержанный, величественный, однако несколько сумрачный. Серых красок добавляли северной столице и бесконечные дожди, и мутные воды многочисленных её речушек. Одну из них (ныне Мойка), издавна так и называли - Мья, что по-фински означало «грязь». Когда на этой речке появились первые четыре деревянных разводных моста , соединяющих 2-й Адмиралтейский и Казанский острова, они получались похожими, как близнецы. Затем их, правда, и перестраивали, и украшали, но тоже в соответствие с типовым проектом. И вот, то ли затем, чтобы не путать похожие мосты, то ли оттого, что уж очень кому-то захотелось подбросить ярких красок в серую палитру города, но только выкрасили их однажды в разные цвета , да так и прозвали: Зеленый, Синий, Красный, Жёлтый.

Зелёный мост

Является частью главной улицы города - Невского проспекта. Появился первым из мостов на Мойке , в 1717 году, а в 1735 впервые был выкрашен в зелёный цвет. С 1770-х годов его называли Полицейским, из-за расположенного рядом дома полицмейстера Чичерина. В 1806 году Зелёный мост становится чугунным - первый в городе! Тротуары нового моста отделили от проезжей части гранитным парапетом с металлической оградой, мост украсили гранитными обелисками с позолочёнными шарами и литыми перилами. Проект инженера В.И. Гестепоказался удачным, и его утвердили типовым для остальных мостов через Мойку.

В 1842 году Зелёный мост решено было расширить . Выросла интенсивность движения на Невском проспекте, соответственно, и на самом мосту, о котором газета «Северная пчела» писала так: «едва ли где бывает более езды». К мосту консолями прикрепили тротуары, установили гранитные парапеты, а тяжёлые обелиски заменили чугунными фонарными столбами. В 1844 году впервые в Санкт-Петербурге именно на Полицейском мосту уложили асфальтовые блоки . Как видим, Зёлёный мост неоднократно становился «первооткрывателем»!

В 1904 году в связи с прокладкой трамвайных путей проводят очередную реконструкцию моста: укрепляют перекрытие, украшают орнаментом фасадные арки, вместо фонарных столбов появляются позолоченные канделябры . А 9 января 1905 года на обновлённом мосту выстроятся войска, которые будут расстреливать мирную демонстрацию, идущую к Зимнему. Так мост станет свидетелем «Кровавого воскресенья». После революции его переименовывают в «Народный», в 60-х годах реставрируют, а в 1997 году возвращают прежнее историческое название - Зелёный.

Синий мост

Самый широкий в городе - при длине 35 метров его ширина составляет 97,3метра! Мост расположен рядом с Исаакиевской площадью и настолько органично сливается с ней, что несведущему человеку бывает невдомёк, когда он уже оказывается не на площади, а на мосту. Выстроен Синий мост был в 1737 году мастером Харманом ван Болосом. Через некоторое время, как и другие мосты, он становится трёхпролётным, на каменных опорах. С конца 18 века вплоть до отмены крепостного права на площади у Синего моста можно было нанять или купить работников , поэтому в народе он назывался «рабий рынок».

В 1818 году мост перестраивают по типовому проекту, в основу которого был взят Зелёный мост. Его ширина уже 41 метр. В связи с постройкой Мариинского дворца, в 1842-1844 годах Синий мост снова расширяют . В 20-х годах прошлого века в низовой части моста были обнаружены сквозные трещины. Своевременная замена части чугунных конструкций на железобетонный свод спасла мост, но, к сожалению, фонари, декор и чугунные тюбинги 1818 года были утрачены. В 1938 году каменное мощение моста заменили асфальтобетоном, а в 2002 году был проведен его капитальный ремонт и отреставрирован декор. В 1971 году у Синего моста установили гранитный столб, на котором датами отметили уровни воды во время крупных наводнений: 1824, 1924, 1955, 1903 и 1967 г.г.

Красный мост

Расположен по Гороховой улице. Единственный из построенных по типовому проекту В. И. Гесте мостов, который полностью сохранился в своём первоначальном виде : простое и изысканное решение, удачная архитектурная композиция и изящные пропорции. Он украшает собой город, органично сочетаясь с его набережными. С 1717 года здесь был деревянный разводной мост, в 1737 году переправу перестроили по проекту Х. ван Болоса, оставив посередине узкую щель (70 см) для пропуска мачтовых судов, а для проезда её закрывали съёмными щитами. В конце 18 века мост стал трёхпролётным, а в 1814 году - типовым однопролётным.

Чугунные тюбинги для моста изготавливались на демидовских заводах. Каменные опоры были выполнены бутовой кладкой и облицованы гранитом, чугунная решётка перильного ограждения Красного моста повторяла рисунок ограждений набережной Мойки. Тротуары от проезжей части отделяли гранитные тумбы с простой металлической оградой, а освещали мост фонари, подвешенные на гранитных обелисках. При выполнении реставрационных работ в 1953—1954 годах, чугунные конструкции заменили на стальные . В ходе последней реставрации в 1998 году, были отремонтированы фонари и воссоздано чугунно-гранитное ограждение.

Жёлтый (Певческий) мост

Третий по ширине мост Санкт-Петербурга (после Синего и Казанского), его длина втрое меньше его ширины (соответственно 24 и 72 метра), он является гармоничным продолжением Дворцовой площади . Мост получил второе название - Певческий , поскольку упирается прямо в ворота Певческой капеллы.Жёлтый мост был сооружён в 1834 году для прохода войск, участвовавших в параде на Дворцовой площади, в связи с открытием Александровской колонны. Уже через пять лет деревянный мост стал чугунным однопролётным арочным из 329 ящиков-кессонов, соединённых болтами. Поверх арки располагался кирпичный свод, замощенный местным розовато-серым кварцито-песчаником. Опоры бутовой кладки были облицованы розовым гранитом. Тогда же на мосту установили его главное украшение - чугунные ажурные решётки .

24 ноября 1840 года состоялось церемония открытия Жёлтого моста , завершавшего собой ансамбль Дворцовой площади. Первым по мосту в экипаже проехал сам государь-император Николай I. Мост был настолько надёжно выстроен, что простоял без капитального ремонта более полутора столетий! В 1937 году проезжую часть моста заасфальтировали прямо поверх брусчатого мощения , а капитальный ремонт провели лишь в 2003 - 2004 годах: усилили его опоры, поверх укреплённого чугунного свода появился мощный железобетонный. Интересно обустройство проезжей части Желтого моста: на ней устроен островок безопасности площадью 400 кв.м., вымощенный исторической брусчаткой, которую обнаружили в ходе ремонта под слоями асфальта!

Вот такие они, «цветные мосты » на Мойке. Кстати, в Санкт-Петербурге есть ещё несколько «цветных» мостов: Синий мост на Обводном канале, 1-й и 2-й Красненькие мосты через речушку Красненькую.

Существуют разные версии. Краевед Б. И. Антонов в книге "Мосты Санкт-Петербурга" пишет, что он был построен в 1717-1718 годах . Историк М. С. Буренина в книге "Прогулки по Невскому проспекту" называет годом постройки переправы 1720 год . С. С. Шульц-младший в книге "Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки" приводит третий вариант - 1716 год . Как бы то ни было, в 1735 году мост был отремонтирован и выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему тогда же получил своё первое официальное название - Зелёный. Подобные "цветные" названия получили тогда и другие мосты через Мойку: Синий и Красный .

В следующий раз Зелёный мост перестраивали в 1752 году, затем в 1777. Тогда он стал состоять из трёх деревянных пролётов балочной системы на каменных опорах и получил другое название - Полицейский, по находящимся рядом домам генерал-полицмейстера Чичерина (Невский пр. 15) и Главной полицмейстерской канцелярии (наб. р. Мойки, 49). Несмотря на это, в частной переписке и в объявлениях петербуржцы по привычке часто называли переправу Зелёным мостом.

К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. С осени 1806 года здесь было начато строительство первого в России чугунного моста. По предложению инженера Уильяма (ставшего в России Василием Ивановичем) Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики (кессоны или тюбинги), уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. За основу проекту Гесте взял техническое предложение английского инженера Р. Фултона, опубликованную в 1796 году. Но англичанин идею не реализовал, тогда как Гесте её доработал и применил в Петербурге.

Кессоны клиновидной формы изготавливались на Сестрорецком оружейном заводе под руководством инженера Карла Шпекле и на уральских заводах Н. Н. Демидова. Их размер был стандартным: 2,8 х 1,53 х 0,38 м, толщина - 2,5 см. Швы между ними заполнялись замазкой, состоящей из серы, нашатыря и чугунных опилок в пропорции 1:1:16.

Такая конструкция переправы сохранилась до настоящего времени, изменился лишь внешний облик. Тротуары нового Полицейского моста были выложены на одном уровне с проезжей частью, отделены от неё гранитным парапетом с металлическими прутьями. Мост украсили литыми перилами и гранитными обелисками с венчающими их золочёными шарами.

Проект переправы оказался настолько удачен, что в 1807 году его утвердили в качестве типового для всех мостов через Мойку. К 1818 году было построено ещё две таких переправы (в 1814 году - Красный мост, в 1816 - Поцелуев). По версии М. С. Бурениной переименование моста в "Полицейский" произошло именно в 1806 году .

Интенсивность движения по Невскому проспекту с каждым годом возрастала. В связи с этим в 1842 году Полицейский мост был расширен по проекту инженера А. Д. Готмана. К нему пристыковали тротуары, приклеплённые к общей конструкции консолями. При этом здесь были установлены глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили более лёгкими чугунными фонарными столбами.

В 1844 году на Полицейском мосту впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие. Технология тогда отличалась от современной, на проезжую часть укладывали заранее отлитые на заводе асфальтовые блоки. Газета "Северная Пчела" писала:

«Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту» [Цит. по: 3, с. 119].

Реконструкция тротуаров Полицейского моста оказалась неудачной. В сентябре 1859 года петербуржцы встречали датскую принцессу Дагмару, вскоре ставшей женой наследника престола (будущего Александра III). Невский проспект тогда был запружен толпами народа. Особенно много людей скопилось на Полицейском мосту, так как с него лучше просматривалась перспектива Невского проспекта. Решётка переправы давления не выдержала, в результате некоторым людям пришлось искупаться в Мойке. К счастью, обошлось без жертв.

В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари.

При прокладке на Невском проспекте трамвайных путей снова появилась необходимость в реконструкции Полицейского моста. В 1904-1907 годах здесь увеличили число чугунных коробов мостового перекрытия. Проект этой реконструкции был составлен инженерами В. А. Берсом, А. Л. Становым и А. П. Пшеницким. Внешний облик Полицейского моста был переработан архитектором Л. А. Ильиным. Фасадные арки моста были украшены орнаментом, фонарные столбы заменены позолоченными канделябрами.

9 января 1905 года, в день, ставший известным как "кровавое воскресенье", на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.

В 1918 году мост получил новое название - "Народный". В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были заасфальтированы. В 1930-х годах были утрачены фонари, их воссоздали в 1951 году при реставрации по проекту архитектора А. Л. Ротача. Тогда же по переправе перестали ездить трамваи. Позже, в 1967 году, тот же архитектор воссоздал позолоту декоративных деталей Народного моста.

Историческое название переправе было возвращено в ноябре 1997 года, она снова стала называться Зелёным мостом. Длина сооружения составляет 39,8 метров, а ширина - 38,67 метров.

Загрузка...
Top