Маннелиг и троллиха: а был ли мальчик? Тролли – жители горных расщелин Кто такие тролли и где они живут.

Если вы забыли/не знали сюжета этой популярнейшей средневековой баллады (известной также как "Bergatrollets frieri" - "Сватовство горной троллихи" ), то с его русским переводом ознакомиться можно прямо сейчас (его, в частности, исполняет ВИА "Чур "):

Однажды ранним утром в предрассветный час,
Когда гомон птичий не слышен,
Раздался девы-тролля тихий нежный глас,
Сладко рыцарю так говоривший:

"Герр Маннелиг, герр Маннелиг, супругом будь моим,
Одарю тебя всем, что желаешь!
Что только сердцу любо, получишь в сей же миг,
Лишь ответь мне - да иль нет?

Дарую тебе дюжину прекрасных кобылиц,
Что пасутся средь рощи тенистой.
Они седла не знали, не ведали узды,
Горячи и как ветер быстры.

Твоими станут мельницы от Тилло до Терно,
Жернова их из меди червленой,
Колеса их - не сыщешь чище серебро,
Только сжалься над девой влюбленной!

Прими мой дар чудесный - сей острый светлый меч,
Он пятнадцать колец злата стоит.
Дарует он победу в любой из ярых сеч,
Им стяжаешь ты славу героя!

Я дам тебе рубаху, коей краше нет,
Что не сшита из ниток иглою.
Не видан тут доселе столь чистый белый цвет -
Шелк тот вязан умелой рукою".

Но рыцарь рек надменно: "Ступай с дарами прочь -
Ты не носишь святое распятье!
Тебе не искусить меня, дьяволова дочь,
Мой ответ тебе - божье проклятье!"

И горько зарыдала дева-горный тролль,
Прочь ушла, безутешно стеная:
"Зачем ты гордый рыцарь, отверг мою любовь
Почему ты так жесток?"

Оригинальный текст представлен на этой очаровательной картинке

Казалось бы, ничего такого - поучительная история про честного христианина и злобное порождение Тьмы (атраст вала, Серый Страж ). Но почему-то никого не интересует мотив самой троллихи - ей-то для каких целей этот самый герр Маннелиг нужен? В более развернутых текстах мы узнаем, что троллиха желает "избавиться от некоего мучения ".

Стихотворное переложение легенды относится к средневековью, но оригинал следует искать в куда более древних преданиях, определенно до христианских. В скандинавской традиции колдовать умели и мужчины, но в основном это удел женщин. Даже сам великий Один учился жуткому колдовству сейду , насылающему болезни, несчатье и смерть, у Фрейи.

Обитатели же иных миров - йотуны, альвы, цверги, тролли - колдуют, что называется, "at will", по естественному желанию. Но и у них особенно опасно колдовство женское (налицо отголоски первобытного матриархата) - поэтому колдунья-троллиха суть олицетворение волшебной "подгорной" силы.

Существует поздняя версия данной легенды, где троллиха хотела стать человеком, но для этого необходимо было, чтобы какой-либо человек полюбил ее в образе тролля, "как есть" (известный фольклорный мотив в духе лягушонки в коробчонке ).

Несколько предполагаемых кандидатов в ужасе бежали, лишь завидев ее. Наконец, троллиха нашла отважного, храброго воина Маннелига. Понимая, что объективно шансов очаровать мужика у нее мало, она стала предлагать ему сокровища - вышеупомянутые мельницы, оружие, лошадей. Но, естественно, рыцарь стойко отказывается от посулов хтонического чудища.

Сразу видно, авторы данной обработки плохо знали древние мифы. Тролли могли легко и просто оборачиваться зверем или человеком с помощью своей магии, но они даже в другой форме так же боялись солнечного света, губительного для них! Поэтому желание "стать человеком", то есть потерять бессмертие и колдовство только ради того, чтобы ходить под солнцем, представляется смехотворным. Нет, троллихи куда коварнее!

Разгадкой служит другое поверье - троллиха может понести от человека, если в это время будет в форме человека сама, и от такого союза родится полутролль - существо с силой и магией троллей, но с обликом человека, невосприимчивое к солнечному свету! Естественно, родив такого ребенка, троллиха легко отняла бы назад все свои дары, да и устроила бы окрестным человекам геноцид:) Маннелиг, не будь дурак, смекнул это, и потому отказался.

Кстати говоря, старошведский оригинал, который высоколобые переводчики "изящно" адаптируют к русскому, довольно любопытен еще и вот с какой точки зрения. В речи лживой горной троллихи присутствуют обороты высокого штиля - разнообразные "rosenlunde" (розовые кущи), "silket det hvita" (соткана светом) и т.п., тогда как христианин Маннелиг отвечает ей крайне грубо - ведь "djavulens", что обычно переводят как "дьяволово дитя" и пр., имеет в шведском вполне конкретное матерное значение "послать на три буквы". Таким образом, контраст между выспренне изъясняющейся троллихой и герром, резко кроющим ее матом, вскрывает еще один смысл баллады - комически-эротический. Маннелиг, который провел ночь с троллихой (об этом свидетельствует и раннее утро, и дальнейшие события), теперь выслушивает ее посулы, а также просьбу жениться после всего, что между ними было (как порядочный рыцарь!). Но наш герой лишь цедит "Я бы, возможно, еще подумал, будь ты христианкой, но ты же просто троллиха! Иди-ка ты на...".

Есть еще, впрочем, лирическая обработка этой легенды, не имеющая никакого отношения к первоначальным текстам, но очень жалостливая и по-своему трагическая:

Лишь солнце озарило поутру цветущий луг,
Плодородные спелые нивы,
Разнёсся, тяжким холодом повеяв вокруг,
Поздний плач подземных мотивов -
Из дома опустевшего, из бесполезных лет,
Из пещер неведомых мрачных
Принцесса горных троллей грузно выбралась на свет,
Её голос слаб был и вкрадчив:


На принцессе горных троллей?
Дороги нет вперёд, утерян в прошлое след -
Скажи "да" мне или "нет".

Род мой благороден, это род королей -
Не стыдись со мной породниться,
Давно уснули близкие в бездонной земле,
Стали предками в заброшенных гробницах.
Давно погасли факелы в пещерах родных,
Нет пирушек с хмельною потехой;
Глухой холодный мрак подкрался к нам со спины,
И не слышно детского смеха.

Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?
Ушла эпоха славы вместе с песней о ней,
Стародавних наших дней...

Возьми в подарок шахты, сорок восемь числом,
Где алмазов больше, чем угля -
Одной купаться в роскоши давно тяжело,
Одна довольна быть ей смогу ли?
Серебряную жилу под землёй глубоко,
Горы изумрудов, сапфиров;
Кирку забыли стены, и удушлив покой,
В моей спальне пусто и сыро -

Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?
Дорога мне осталась к человеку извне -
Скажи "да" мне или "нет"!

Возьми ручей подземный с зачарованной водой,
Она лечит раны любые -
Но род мой не под силу ей вернуть молодой,
Мой народ, какими мы были;
Табун коней нестриженых, не кормленных с руки,
Седока не знавших доныне -
И ржут их жеребята у подземной реки,
И играют матери с ними.

Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?
Ни искорки, ни памяти об умершем огне,
В застарелой тягостной боли...

Я помню наших мельниц дружный хор жерновов,
Песню светлой радостной меди,
Для нас вращали духи их, и нет никого,
Наши боги мне не ответят.
Тебе подарком лучшим будет древний наш меч,
Что ковали горные гномы.
Своих хозяев смелых он не смог уберечь
От столетий старости тёмных.

Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?
Склонюсь над колыбелью ли в твоей стороне -
Скажи "да" мне или "нет"!

Дары твои прекрасны, я охотно бы их взял,
Будь ты христианскою девой.
Отец небесный скажет - быть союзу нельзя,
Мне ль желать господнего гнева?
Твои слова загадочны и помыслы черны,
Это, верно, хитрости троллей!
Соблазн из преисподней и дитя сатаны,
Не смутишь души моей боле!

И содрогнулись горы, и лавины сошли,
Непреклонной сломлены верой.
С тех пор темно и тихо в жарких недрах земли,
Вольно веют чёрные ветры.
Лишь горьким эхом слышится в неверной тишине
Из глубин покинутых штолен:
"Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?"

В краю короткого лета, затяжных дождей, долгой темной зимы и нефти можно жить счастливо. Норвежцам это удалось. Им понадобилось терпение, самоирония и красивые легенды

Норвежцам досталась не самая комфортная для проживания страна. Но они уверенно и бойко обустраивают даже отдаленные ее уголки. Всюду протянулись дороги, организованы паромные переправы, между городами летают самолеты, идут поезда, курсируют круизные лайнеры. В какой-то момент создается ощущение, что так тут жили от начала времен. И всегда носили эти непромокаемые и непродуваемые одежды, всегда могли купить столичный продуктовый набор в самом дальнем фьорде и имели доступ в Интернет в любой глуши. Но не стоит забывать — норвежское экономическое чудо всплыло с океанского дна всего полвека назад, когда в конце 1969 года компания Phillips Petroleum обнаружила в Северном море гигантское месторождение нефти.

Свидетельства того, как жила до этого события ныне одна из счастливых стран в мире, хранят древние (но не самые надежные) источники — народные сказки и легенды. Норвежцы их помнят и охотно рассказывают. Наверное, для них это не совсем легенды.

Олаф, любовник и святой

Рассказывают, что норвежский правитель Олаф II Харальдссон в плавании повстречался с маргюгур, огромной и свирепой морской ведьмой с рыбьим хвостом, перепончатыми руками и лошадиной головой. Олаф долго сражался с маргюгур, но благодаря христианской вере смог одолеть ее.

Праправнук первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого, Олаф, руководил страной с 1015 по 1028 год и рьяно взялся за христианизацию, за что в итоге и поплатился. Утратив власть, он бежал в Новгород, где проживала Ингигерд а, дочь короля Швеции и жена Ярослава Мудрого. Некогда Ингигерду прочили в жены Олафу. Некоторые исследователи полагают, что их встреча в Новгороде привела к роману, а Всеволод Ярославич, четвертый сын Ингигерды Шведской и отец Владимира Мономаха, мог иметь норвежского отца.

В 1030 году Олаф попытался вернуть себе престол, но погиб в битве при Стикластадире и был погребен на берегу реки Нид в Нидаросе — так тогда назывался Тронхейм. Рядом с местом его погребения забил целебный источник. В могиле, вскрытой год спустя для перезахоронения, обнаружилось нетленное тело с отросшими волосами и ногтями. Решение о канонизации не заставило себя ждать, а на месте захоронения началось строительство собора. Так возникла наиболее значимая церковь Норвегии — Нидаросский собор.

***
На круизном лайнере я плыву вдоль норвежского побережья с севера на юг — из Тромсё в Берген. У Сволвера, главного города Лофотенского архипелага, на торчащем из воды уступе на входе в бухту стоит женская фигура. Взгляд устремлен вдаль, рука поднята в жесте то ли прощания, то ли приветствия. Таких памятников женам моряков по берегам Норвегии множество. На протяжении веков мужья и сыновья надолго уходили в море, а иногда оставались там навсегда. Одна из типичных легенд, которую я часто слышу на протяжении путешествия, — о чудесной стране, в которой нет штормов, а рыбака ждет успешная рыбалка.

Легенда Жил недалеко от Рёста, что на юге Лофотенских островов, рыбак по имени Маттиас. И все время ему не везло. Однажды попал он в шторм и уже не рассчитывал выбраться живым, как лодку его прибило к неизвестному острову. Жители там, как выяснилось, не ведали нужды: сети их никогда не пустели, ячменные поля приносили богатый урожай. Они подарили Маттиасу волшебную сеть, и отныне ни он, ни его семья не знали голода. Но этим щедрость обитателей Ут-Рёста, как они называли остров, не ограничилась. Спустя год Маттиаса пригласили в гости, помогли приумножить богатства и купить новое рыбацкое судно.

Но добрых легенд немного: море всегда было жестоко, люди не ждали от него хорошего, а потому навстречу рыбакам всплывали и русалка хавфруэ, и морской человек хавман, и их болтливый сын марменнилль. Поколения рыбаков знали, что их лучше не обижать, но даже при этом гарантии выжить не было.

Легенда Один старый рыбак, выпивая рюмку, всегда приговаривал: «Доброго тебе здоровья, хавфруэ». Однажды он с приятелями в хорошую погоду вышел в море. Ничто не предвещало беды, но повстречалась им лодка с прекрасной златовласой незнакомкой. Со словами «Ты всегда пил за мое здоровье, а теперь моя очередь выпить за тебя» она увлекла рыбака на морское дно, и с тех пор никто о нем не слышал.

Рефрен «больше никто о нем не слышал» часто встречается в легендах. И касается он не только рыбаков, но и их жен и дочерей, на чьи плечи ложилась забота о хозяйстве в отсутствие мужчин, — они же обрабатывали в холодной морской воде улов: чистили, промывали и развешивали сушиться на специальные деревянные решетки пойманную треску. И за ними нередко приходили морские обитатели.

Легенда Девушка по имени Осхильд в один прекрасный день отправилась к морю и бесследно исчезла. Спустя несколько лет к ее матери явился хавман, морской человек, и сообщил, что девушка давно стала его женой и нуждается в помощи христианки, так как вот-вот родит. Мать помогла дочери, та вернулась в деревню. Как-то воскресным днем, когда Осхильд с матерью шли в церковь, из моря появилась армия троллей во главе с хавманом и попыталась утащить девушку в пучину. На ее спасение с икон церкви сошли святые. Морские чудища проиграли битву. Но прошло время, и Осхильд затосковала по мужу и ребенку. Она вернулась к ним в море, и никто больше о ней не слышал.

«Такой коктейль из мистики и христианских верований отсылает нас к периоду христианизации Норвегии в X-XI веках, — поясняет мне экскурсовод Ингрид. — Вмешательство святых в противостояние с нечистью — очень распространенное явление в легендах того периода».

В церкви норвежцы увидели спасение от окружавшей их недружелюбной действительности. Но слепой эту веру назвать трудновато — звон колокола или просто близость храма разве что обеспечивали недолгую передышку в постоянной битве за жизнь. Но битва возобновлялась, едва они ступали на борт рыбацкого судна или углублялись в лес в поисках дров и пропитания.

Мрачные, поросшие лесами горы, занимающие большую часть не только побережья, но и страны в целом, в сказках населяют суровые великаны тролли (их также называют ётунами, ютулами или риси). Вера в них той же природы, что и в морских обитателей, она порождена неизвестностью и бессилием перед стихией: ураганами и снегопадами, ливнями и морозами, длинной ночью, когда окружающий пейзаж пугает странными звуками и страшными очертаниями.

Отношения людей и ютулов редко складывались хорошо, чаще тролли заманивали любопытных путников в горы или похищали понравившихся девушек и запирали у себя в пещерах. Оружием против них всегда оставалось солнце. Оно не только отгоняло пугающий ночной мрак, но и превращало ютулов в камень. Сегодня по всей Норвегии стоят огромные окаменевшие фигуры, и любой местный житель знает, что это за ютул и почему остался тут навеки. Рядом с деревней Хеннингсвер на Лофотенах высится внушительная скала: тролль Вогакаллен застыл тут по вине своего сына Хестманнена.

Легенда Однажды красавица-великанша из Леки отправилась купаться с семью подругами, дочерьми великана из Сулитьельмы. Увидел их Хестманнен, сын тролля Вогакаллена, влюбился в великаншу из Леки и захотел заполучить себе в жены. Оседлал он быстрого коня, взял лук и стрелы и поскакал к великаншам. Те бросились бежать. Спустя некоторое время силы оставили семерых сестер и они остановились. Но великанша из Леки бежала что было сил. Хестманнен в отчаянии выпустил в нее стрелу. Тролль Брённёйкоген, отец семи сестер, наблюдал за погоней и метнул свою шляпу наперерез стреле, чтобы спасти великаншу. Стрела пронзила шляпу, изменила направление и упала в море. Тут взошло солнце, и все тролли окаменели. Прекрасная великанша стоит на острове Лека рядом с городом Рёрвиком, очертания семи сестер видны на скалах в регионе Алстахёуг, Хестманнен застыл на острове Хестманнёй на полярном круге, а его отец Вогакаллен остался на Лофотенах. Наибольшая же известность досталась шляпе. Это она — возвышающаяся над морем гора со сквозным отверстием на острове Тургет в коммуне Брённёй.

Ученые, настроенные чуть менее романтично, объясняют, что сквозное отверстие высотой 35 метров в 258-метровой горе — следствие естественных процессов в ледниковый период. У ученых всегда есть всему объяснение. Но легенда-то помнит, что, например, глубокая расщелина между ущельями Гломдал и Рендал — это след топора, который оставил один из ютулов, пытаясь прорубить новое русло реки.

Множество упоминаний о ютулах хранят норвежские географические названия, особенно в окрестностях города Молде.

Легенда Однажды тролли собрались на свадьбу в районе Румсдаля. Большая процессия тянулась по дороге, тролли пили мед и становились все веселее и беззаботнее. Они не заметили, как взошло солнце, и окаменели, образовав горную гряду Тролльтинда. Тут же неподалеку от Молде есть система гротов Троллькирка («церковь троллей»), Тролльвегген («стена троллей») и головокружительный дорожный серпантин Тролльстиг («дорога троллей»), по которому можно попасть в Гейрангер-фьорд с его водопадами, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Противники горных походов могут погулять по берегу озера Тролльванн недалеко от Осло. А сторонники — добраться до знаменитой Тролльтунги («языка тролля»), скалы, которая торчит над Хардангер-фьордом восточнее Бергена.

Сегодня тролли — часть туристической и сувенирной индустрии. В более современных сказках они совсем не великаны и вовсе не страшные — норвежцы почувствовали себя более защищенными от сил природы с приходом электричества, развитием сухопутного и морского сообщения между городами и деревнями. Но нет-нет да и мелькнет в разговоре с местными: «Вон видите церковь, а рядом огромный валун. Это наш тролль боролся с христианизацией и кидал камни в строителей».

***
Мы вплываем в очередной фьорд, и совсем близко по бокам вырастают скалы, покрытые зеленой растительностью. То тут, то там с вершин гор падают тонкие струйки водопадов. С неба тоже падает вода, причем заливает весьма ощутимо. «Вон-вон тролль на скале», — весело тянет руку куда-то направо девушка из команды в ярко-желтой куртке. Сфотографировать тролля я не успеваю — капля дождя предательски расплывается по объективу. «Не расстраивайтесь, — улыбается девушка, — сейчас еще тролли будут. Они раз уж вышли на дневной свет, так окаменели и не убегут».

От этой истории бросает в дрожь, но вы ее дочитайте до конца. Ее я услышала еще в детстве.

Это происходило в соседней деревушке, рядом с которым располагалось глубокое озеро. И на это озеро любила ходить влюбленная пара. Паренек был самый высокий и красивый в деревне – брюнет с черными глазами. Девушка-красавица была светловолосая и зеленоглазая. Они любили по вечерам сидеть на бережку озера, девушка пела песни и плела венки. Обычно они возвращались домой очень поздно. Родители недолюбливали такие свидания, девушку редко отпускали на встречи с юношей, но она постоянно сбегала к нему.

И в то время на деревню опустилась страшная засуха, начался голод. Дожди все не шли и все уже подумали, что грядет смерть. Родители совсем перестали отпускать красавицу-девушку на свидание юноше, а он в это время сидел у берега реки и ждал ее.

Однажды он, видимо, хотел достать для нее цветущую лилию – да и утонул, несчастный, в прохладной воде, не смог выбраться из топкого места. Об озере давно ходила дурная слава, она была похожа на болото. Лишь одно в нем было прекрасно: оно цвело, цветов было много разных, но люди не купались там и боялись туда ходить.

Тело парня не нашли. Девушка, убитая горем, часто приходила на старое место и звала сайт его.

После смерти юноши засуха прекратилась, пошли дожди, призрак голодной смерти отступил. А девушка все мучилась. Ее хотели отдать замуж, она упиралась, совсем себя извела.

Через месяц вновь наступила засуха и голод. От этого люди сходили сума, поэтому решили несчастную девушку отправить вслед за юношей. Ее семья была не против этой жертвы, для них она все равно была обузой. Ночью, когда девушка спала, злые люди ворвались в дом и убили ее, а затем потащили к озеру, где ее ждал деревянный плот. Девушку положили на плот и усыпали ее тело цветами. Люди посчитали, что таким образом привлекут внимание лешего (юноши, который умер), и оттолкнули плот от берега.

Наутро плот остался, а девушка исчезла. Кто-то говорил, что местный старик видел, как молодой юноша, сайт весь в белом, лежал возле нее, гладил ее волосы, а затем опустил ее в воду и утащил на дно.

Иногда в той местности можно услышать ночью голос девушки и юноши, раздающейся из озера, и даже песни. Именно с тех пор этого молодого юношу прозвали призраком болота, его стали почитать и бояться.

Эта история о большой любви, которой было суждено встретиться даже на дне глубокого озера и остаться навсегда вместе. Я лично ходила туда – место неприятное, три какие-то столбика деревянных. Никто не знает, что там происходит, а может, знают, просто молчат. Ведь на той деревне лежит немало других грехов, в том числе и жертвоприношений.

Предания о троллях своими корнями уходят во времена язычества, когда для выживания в суровых условиях жителям этих мест приходилось верить в правителей природы, которые могли помочь вырастить урожай, а могли и его погубить. Другими словами, чем лучше вы относились к земле, тем лучше эти существа относились к вам. Люди в давние времена плохо разбирались в процессах, благодаря которым под действием местных сил создавались ландшафты, а многие ледники и горные образования, как считалось, - результат действия злых существ, которые мстят каждому, кто им не угодит.

Люди считали, что тролли очень сильно отличаются друг от друга своим внешним видом и характером; некоторые из них гиганты, другие - крошечные создания; одни дружелюбны к людям, другие, наоборот, пылают к ним злобой. Однако у всех у них есть общие черты: крючковатый нос, по четыре пальца на каждой руке и ноге, растрепанные волосы, напоминающие заросли кустарника, и в целом очень взъерошенный вид. Тролли появляются на земле только ночью. Сегодня по всей стране можно увидеть множество фигур троллей. Таким образом как бы материализовалась легенда, что тролль превращается в камень, если на него упали солнечные лучи. У этих существ сверхъестественная сила, но если вы уважаете землю, где они живут, это может принести вам удачу.

Угроза троллей часто использовалась, чтобы добиваться выполнения моральных норм и хорошего поведения в то время, когда другие способы не срабатывают. Например, есть миф, объясняющий, что в грязных людях поселяются грязные тролли - раннее свидетельство важности чистоты, которая выражалась в виде такого суеверия.

А вот миф о Хулдре связан с браком: Хулдра - это прекрасная девушка-тролль, которая старается завлечь мужчину и побудить его вступить с ней в брак, но если после свадьбы он ведет себя с ней неподобающим образом, она превращается в безобразное существо и делает жизнь мужа невыносимой. Это способствовало хорошему отношению мужей к своим женам, ибо в противном случае их половинки могли превратиться в хулдр.

У большинства троллей, говорят, крючковатые носы и в целом взъерошенный вид

Хаугфольке - это эльфы, которые прячутся от людей. Они ходят по земле как люди, но могут начать вредить человеку, если рассердятся на него. Именно эти народные персонажи стали основой для известной пьесы Ибсена «Пер Гюнт». Эдвард Григ написал музыку для этой пьесы, которая прекрасно символизировала норвежский пейзаж, а отрывки из нее - «Марш троллей» и «Пещера горного короля» - считаются шедеврами.

Ниссе, внешне похожие на Деда Мороза, но меньшие ростом, живут на фермах и присматривают за скотом и урожаем. Они занимаются этим до тех пор, пока должное внимание своему хозяйству уделяет сам фермер. Многие фермеры по-прежнему придерживаются давней традиции и оставляют в своем амбаре на Рождество горшок с кашей для этого существа.

Норвегия - это земля воды и гор, поэтому здесь, как многие верят до сих пор, существуют различные морские существа, обитающие в подводном мире. Как и шотландская Несси, говорят, в озере Сельордватн, расположенном в южной части Норвегии, живет морской монстр Сельма. Существует и драуген, Дух воды, который начинает издавать крики, когда кто-то оказывается в опасности и может утонуть. Фоссегримен - это подводный скрипач, предлагающий остальным научить их играть на музыкальном инструменте в обмен на еду.

Может быть, это способ, при ПОМОЩИ которого люди добиваются, чтобы в реках было больше рыбы. Ноккен (водные духи), говорят, заманивают людей в воду, поэтому, если вы находитесь рядом с водой, будьте особенно осторожны и не поддавайтесь на их ухищрения.

Очень много изображений и историй, особенно о троллях, которые стали частью современного мышления норвежцев, своими корнями уходят в волшебные сказки П. Асбьёрнсена и Й. My, а также в рассказы Г. Ибсена. Иллюстрированные Эриком Веренскиолдом в XIX в., эти сказки стали такими же классическими произведениями для Норвегии, как истории Ханса Кристиана Андерсена для Дании. Оба автора много и часто путешествовали по своим родным странам, собирали истории, общаясь с местными жителями, записывали их, и во многом благодаря им эти легенды сохранились и сегодня.

Считается, что тролль превращается в камень, если на него упали солнечные лучи

- 4674

Истории о троллях впервые возникли в скандинавских странах, причем в каждой были свои собственные: норвежские, шведские и датские, а позже они появились даже на далеких Фарерских островах. А самые большие тролли родом из Исландии. Согласно легендам, эти существа всегда пугали местных жителей своим обликом и колдовскими способностями.

Жили они повсюду - в замках, подземных дворцах, пещерах, лесах или под мостами. Людям было чего бояться: некоторые враждебно настроенные тролли - опасные враги, сильные и жестокие.

Они доставляли деревенским жителям немало мучений и бед, заманивали людей на смерть или воровали спящих младенцев из кроваток. Тролль - коварный обманщик, живущий в постоянной тьме и нападающий ночью на беззащитные поселения.

В Норвегии считали, что тролли разительно отличаются друг от друга и по внешнему виду и по характеру; некоторые из них гиганты, другие - крошечные создания; одни дружелюбны к людям, другие, наоборот, пылают к ним настоящей злобой. Однако у них есть и общие черты, по крайней мере внешние: большой крючковатый нос, по четыре пальца на каждой руке и ноге, растрепанные волосы и хвостик, больше похожий на коровий. Тролли также могут принимать облик собаки, черного козла или дружелюбного человека с хвостом.

На головах у монстров помимо волос обычно растут мох, трава, заросли кустарника и даже деревья. Да и голов иногда было разное количество - чем их больше, тем старше тролль. И не только старше, но и привлекательнее, поскольку обилие голов приманивало существ женского пола, которых в Норвегии называли гюграми. Продолжительность жизни троллей так и осталась загадкой.

Обитали они в дремучих норвежских и шведских лесах. Были у них и родственники: в Исландии (их там называли трётлями), а также на Шетландских и Оркнейских островах. Свои жилища тролли надежно прятали в горных пещерах, внутри холмов, насыпей из камней и даже в норах под землей. Одни предпочитали жить в одиночестве, иногда занимая пространство целой горы, а другие создавали семьи или объединялись в племена.

Некоторые тролли образовывали королевства с четкой иерархией и вертикалью власти. Они отстраивали огромные подземные комплексы с дворцами и системой лабиринтов, как, например, в Доврских горах, где побывал знаменитый Пер Гюнт - герой одноименной пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена.

В своих пещерах горные тролли скрывали несметные сокровища - золото и драгоценные камни - и очень любили хвастаться перед людьми накопленным богатством. По преданию, в самые темные ночи они поднимали на поверхность хрустальные дворцы, установленные на золотых колоннах, и выкатывали на всеобщее обозрение огромные сундуки, то распахивая их, то захлопывая крышки, пытаясь привлечь к себе внимание случайных путников. Хотя вряд ли захотелось бы их увидеть: глаза навыкате, широко разинутые рты, распухшие носы, принюхивающиеся в поисках человеческого запаха.

Особняком держались тролли, жившие под мостами. Как правило, это были одиночки, которые для себя построили мост и брали плату с любого, кто хотел по нему пройти. От других собратьев они отличались полным равнодушием к солнечным лучам. Погубить этих тварей можно было, только разрушив их мост, бережно охраняемую «святыню». Существует также мнение, что тролли иногда могут покинуть старый мост, дабы начать постройку нового.

Периодически они устраивали ночные вылазки в амбары и кладовые близлежащих селений, откуда выносили мешки с зерном и бочонки молодого пива. А иногда являлись незамеченными на пирушки, не брезгуя воровать еду прямо с чужих тарелок.

Однако невинные проделки южных троллей не шли ни в какое сравнение с тем, что вытворяли их северные братья из провинций Согн-ог-Фьюране, Мёре-ог-Румсдал и Тренде-лага. Именно их обвиняли в людоедстве и прочих грехах, таких как кража рогатого скота и подмена младенцев. Существовало поверье, что только человеческая кровь, особенно христианская, могла согреть этих холодных и бесчувственных монстров. И они пытались добыть ее любыми способами.

Впрочем, многим попавшим к троллям людям удавалось избежать гибели. Одни могли пробыть в плену всего лишь несколько минут, другие - месяцы и даже годы. Похищенных людей называли зачарованными или унесенными в горы. Точно так говорили и о тех, кто смог выбраться из тролльих темниц. Правда, спасшийся человек уже не мог вернуться к привычному образу жизни. Он полностью утрачивал разум от ужаса, пережитого в подземном логове.

Мужчинам, у которых крали жен, тролли часто подкладывали живых кукол, похожих на похищенных как две капли воды. Однако такие куклы вскоре начинали чахнуть и умирали, так и не выдав себя. И пока муж оплакивал смерть самозванки, настоящая жена лила слезы, заживо похороненная во мраке и сырости пещеры. Ее заставляли варить похлебку из мха, костей и кусков мяса, нещадно били и бранили по малейшему поводу.

Когда же тролль решался взять пленницу в жены, в ее кожу втирали волшебную мазь, от которой лицо темнело, покрывалось морщинами и оспинами, нос становился похож на луковицу, тело покрывалось шерстью, голос грубел, а в нижней части спины проклевывался хвостик. Менялся и характер несчастной: постепенно она превращалась в прожорливую, безмозглую троллиху, теряя последние шансы вернуться в наполненный солнцем и любовью человеческий мир.

Чтобы не попасть в вечный плен к троллям, следовало остерегаться и их ближайших родственниц - хюлъдр. Внешне они выглядели как обольстительные юные девы с копной светлых волос. Единственное их отличие от людей - это хвостики, тщательно скрытые под пышными юбками.

Встретить хюльдру можно было высоко в горах или в чаще леса, где она прогуливалась с оленями, распевая песни. Именно своим прекрасным голосом соблазнительница заманивала к себе молодых людей, которые легко поддавались ее чарам.

Любовное заклятие хюльдры длилось годами, и за это время юноша превращался в настоящего раба, прислуживая всему волшебному семейству. Когда же он надоедал капризной деве, она отпускала его на свободу, и бывший любовник мог днями и ночами бродить по дремучему лесу, тщетно пытаясь вспомнить, откуда он родом и что с ним произошло. А если хюльдра сама влюблялась в человека и венчалась с ним в церкви, то теряла свой хвост и становилась обычной женщиной.

Многие норвежцы до сих пор верят в существование хюльдр в горах Согнефьорда в Центральной Норвегии. Именно там, на уступах живописного водопада Щосфоссен, рядом с Фломской железной дорогой каждое лето проводятся театрализованные действа: девушки в костюме хюльдр поют завораживающими голосами, вольно или невольно соблазняя приезжих туристов.

В многочисленных легендах и сказках тролли никогда не покидают своих владений и очень не любят случайных гостей. Когда герой встречает злобное существо на лесных тропинках, ему остается надеяться только на свою смекалку. Самого известного героя таких преданий зовут Эспен Аскелад, что означает Эспен Замарашка.

Однажды, когда он отправился в лес рубить дрова, вдруг откуда ни возьмись появился страшный тролль и пригрозил убить паренька, если тот не уберется подобру-поздорову из его леса. Но Аскелад не растерялся: он достал из котомки кусочек сыра, сжал его изо всех сил и сказал троллю: «Если будешь мне мешать, то я раздавлю тебя, как этот камень!»

Увидев, как парень силен, глупый тролль перепугался до смерти и сам стал помогать ему рубить лес. Когда они заготовили достаточно дров, тролль пригласил человека к себе в гости на ужин. Там они наварили каши, и Аскелад предложил троллю поспорить, кто из них больше съест. Тот сразу согласился, потому что был уверен, что в поедании каши ему нет равных. А хитрый Аскелад положил себе на колени мешок и, когда сам наелся до отвала, стал скидывать кашу в мешок.

А когда и он наполнился, разрезал его ножом посередине. Тем временем и тролль съел столько, что уже не мог проглотить ни одной ложки. Тогда человек сказал: «А ты сделай, как я, разрежь себе живот! Тогда сможешь съесть вдвое больше!» Глупый тролль так и сделал. И тут же умер. А Аскелад забрал его сокровища и отправился домой.

Тролли иногда появляются среди людей в человеческом обличье. Путник при встрече с троллем не сразу может догадаться, с кем имеет дело, но, заподозрив неладное, ни в коем случае не должен жать незнакомому встречному руку. Об этом есть такое предание. Жил мальчик по имени Дове. Однажды его отправили пасти лошадей где-то около Бакке, что в долине Риведал. На обратном пути он встретил неизвестного мужчину. Он никак не мог его разглядеть, потому что было раннее утро и еще не совсем рассвело.

Когда незнакомец заговорил с ним, мальчик спросил у него, кто он такой и откуда. Тот ответил, что он из Бакке, а зовут его Дове. Мальчик очень удивился и даже растерялся, услышав такой ответ. А незнакомец подал ему руку, чтобы поздороваться. Но Дове испугался и вместо руки протянул ему подкову.

Незнакомец пожал ее и тут же исчез. Когда мальчик взглянул на подкову, она была совершенно расплющена. Так благодаря своей находчивости он смог вернуться домой целым и невредимым.

Во всех преданиях отмечается одна из важных особенностей троллей: все они обладают силой, которая во много раз превосходит силу простых смертных. Но и на это преимущество есть управа. О ней хорошо знают даже маленькие дети: если задать троллю загадку, то он непременно начнет ее разгадывать.

Если тролль не сможет разгадать загадку, то умрет, а найдя ответ, задаст свою, и если на этот раз вы сами не сможете разгадать загадку, то будут большие неприятности. Если же вы сумели разгадать загадку, надо постараться вопросами занять тролля до рассвета, ведь с первыми лучами солнца он превратится в камень.

Как еще можно перехитрить зловредное существо? Если тролля, встреченного в поле, удалось распознать раньше, чем он об этом догадался, надо бежать от него прочь, причем так, чтобы следы образовали крест с бороздами плуга на пашне. Если встреча произошла в ущелье, надо пригласить тролля проследовать за вами к свету: на ярком солнце он окаменеет.

Но главное - знать, как с ним обращаться. Во-первых, хранить тайну имени, а во-вторых, не принимать от него никакого угощения. Оказавшись в плену у тролля, необходимо выведать его имя, используя любые уловки, чтобы обрести над ним власть и вынудить тем самым отпустить пленника.
Тролли не переносят звона церковных колоколов. Если церковь находится далеко, то колокол привозят ближе к месту, откуда их хотят выгнать, - там и звонят. Отпугивать их способны также многие христианские атрибуты, например нательный крест или псалтырь. Уберегают от монстров и любые предметы из стали, а также цветы омелы и костры, разжигаемые на городских перекрестках.

Встретить тролля сегодня большая редкость. Современные исследователи паранормальных явлений полагают, что с приходом в северные европейские земли христианства большинство волшебных обитателей лесов, гор и долин просто исчезли или куда-то ушли.

«Люди утратили уважение к бедным пещерным обитателям, варварски вторгались на их территорию, повсюду возводили церкви, от звона колоколов которых те бежали куда глаза глядят», - говорит норвежский журналист и исследователь Даг Столе Хансен. Он не исключает, что тролли и сейчас прячутся где-то в горах, под поросшими мхом скалами, охраняя от людей свои немыслимые богатства и удивительные знания о нашем мире. Однако найти их и наладить контакт удается далеко не каждому.

С норвежским журналистом согласен и другой исследователь - Джон Майкл Гриер из США. Он ставит троллей в один ряд с феями, гномами и эльфами, которые обитали когда-то в лесах Западной Европы. Сведения о них сохранились не только в сказках, но и в исторических документах, датируемых Средними веками. Причем во многих текстах, отмечает Гриер, «прослеживается обыденное отношение к подобным явлениям, как будто все эти существа были частью повседневной жизни людей». Так почему же они исчезли?

По одной из версий, у волшебных созданий были собственные причины для ухода. По другой - они могли существовать только в условиях дикой природы, поэтому строительство городов и распространение сельского хозяйства вынудило их покинуть обычные места. С возникновением научного мышления появилась еще одна точка зрения, согласно которой волшебного племени на самом деле никогда не было.

Загрузка...
Top