Проверки ФСС: правила игры изменились. Камеральная проверка ФСС: как пройти без последствий Камеральная проверка фсс документы

ПРОВЕРКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

(«Экономика и жизнь – Бухгалтерское приложение» № 29/09)

Интернет-конференция, которую организовала редакция газеты «ЭЖ», вызвала большой интерес у читателей. На вопросы, присланные на сайт газеты, отвечала начальник отдела координации и совершенствования контрольно-ревизионной работы в исполнительных органах ФСС России Людмила Ивановна КУЛИКОВА. Наиболее интересные темы - в данной публикации.

ЧЬИ ПОКАЗАТЕЛИ BEPНEE

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. Работники отделения фонда требуют, чтобы при сдаче квартальной отчетности в таблице 6 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ мы указывали данные, установленные в ходе камеральной проверки. Эти данные не соответствуют данным бухгалтерского учета, занижают сумму задолженности ФСС России перед страхователем. Правомерно ли подобное требование?

М.Е. Дедова, главный бухгалтер ЗАО «Снежинская резинотехника»

■ ФСС России и его исполнительные ор-ганы на местах осуществляют контроль за полнотой, своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов, а также правильным и рациональным расхо-дованием этих средств на предприятиях в со-ответствии с Положением о Фонде социаль-ного страхования РФ, утвержденным пос-тановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Расходование средств обязательно-го социального страхования контролиру-ют отделения (филиалы отделений) фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхова-телей, в числе которых и те, кто применяет специальные налоговые режимы. Проверя-ющие могут истребовать документы, полу-чать от страхователей объяснения, проверять данные учета и отчетности.

Проверке подлежат расходы страховате-лей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных ви-дов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровле-ние детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом фон-да на соответствующий финансовый год.

Расходы страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые ре-жимы, произведенные с нарушением зако-нодательных и иных нормативных право-вых актов РФ по обязательному социаль-ному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) фонда не принимаются в счет средств соц-страха. Сказанное относится и к расходам на выплату пособий по временной нетру-доспособности у работодателей, применя-ющих спецрежимы и добровольно уплачи-вающих в фонд страховые взносы на соци-альное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, если такие расходы осуществлены с нарушением зако-нодательства либо не подтверждены доку-ментально.

При выявлении нарушений в расходова-нии средств, полученных от исполнитель-ного органа фонда, ущерб в виде средств, использованных нецелевым образом, стра-хователь обязан возместить в бюджет фон-да - добровольно или в судебном порядке.

Решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, обязательны для исполнения страхователя-ми и служат основанием для внесения изме-нений в бухгалтерский учет и отчетность.

Обжаловать решение отделения (филиала отделения) фонда можно в вышестоящей инстанции ФСС России либо в суде.

НЕРАБОЧИЙ ДЕНЬ В ПЕРИОД ОТПУСКА

Работнику в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ предоставлен отпуск для санаторно-курортного лечения согласно приказу регионально-го отделения ФСС России. Но в этот период попал нерабочий праздничный день. Подлежит ли он оплате, если в подп. 3 п. 1 ст. 8 названного закона сказано, что обеспечение осущест-вляется в виде оплаты отпуска на весь период лечения застрахованного лица?

А.Н. Маренин, главный бухгалтер Богдановичского ОАО «Огнеупоры»

■ Работникам предоставляются ежегод-ные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). В статье 120 ТК РФ сказано, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Нерабо-чие праздничные дни, приходящиеся на пе-риод ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не вклю-чаются.

КОГДА БАЗА ЗАНИЖЕНА

О Региональное отделение ФСС России вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за неуплату (неполную) уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверяющие указали, что база для начисления взносов на травматизм зани-жена на суммы единовременных выплат работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам). Насколько это правомерно?

В.П. Митрофанова, главный бухгалтер, Альметьевск

■ В статье 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ предусмотрено, что взносы на обязательное социальное стра-хование от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федераль-ными законами об этом виде социального страхования.

На основании федеральных законов о страховых тарифах на обязательное соци-альное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо-леваний, принимаемых на соответствующий год, а также Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и про-фессиональных заболеваний, утвержденны-ми постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, выпол-няющих работу по совместительству).

В пункте 4 названных Правил определе-но, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем вы-плат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденным пос-тановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее - Перечень). Перечень явля-ется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Страховые взносы на социальные выпла-ты, производимые в соответствии с законо-дательством Российской Федерации за счет средств ФСС России, ПФР, а также бюдже-тов всех уровней, не начисляются (п. 2 Пе-речня).

Единовременные выплаты работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам), произво-димые за счет средств страхователя, предус-мотрены локальным нормативным актом организации и к социальным выплатам, установленным законодательством РФ, как и к иным выплатам, установленным Пере-чнем, не относятся.

Следовательно, на единовременные вы-платы работникам, производимые страхо-вателем, должны начисляться взносы на травматизм.

СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Индивидуальный предприниматель нарушил срок регистрации в ФСС России: не зарегистрировался в качестве страхователя в течение десяти дней с момента заключения трудового договора с первым нанятым работником. Региональное отделение ФСС России привлекло предпринимателя к ответственности за нарушение установленного срока регис-трации в качестве страхователя. При этом не были учтены смягчающие обстоятельства: предприниматель на длительный срок попал в больницу и не мог оформить регистрацию.

В.П. Сазонова, Краснодар

■ Страхователь - физическое лицо не поз-днее десяти дней с даты заключения тру-дового договора с первым из нанимаемых работников обязан зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика. Ос-нование - ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном со-циальном страховании от несчастных слу-чаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ). За нарушение срока регистрации в качестве страхователя - штраф в размере 5 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

В пункте 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ сказано, что страхователь привлекается к ответствен-ности в порядке, аналогичном тому, который установлен Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Обстоятельства, смягчаю-щие ответственность за нарушение налогово-го правонарушения, предусмотрены в главе 15 НК РФ. В частности, это (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследс-твие стечения тяжелых личных или семей-ных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под вли-янием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависи-мости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответс-твенности за совершение налогового право-нарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответствен-ность за совершение налогового правона-рушения, устанавливаются судом или на-логовым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. Об этом говорится в п. 4 ст. 112 НКРФ.

Региональное отделение фонда, которо-му страхователь не представил документы, подтверждающие отсутствие возможности в установленный срок зарегистрироваться, не могло применить упомянутые положе-ния Кодекса.

ЕСЛИ НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Региональное отделение фонда начислило страхователю штраф за непредставление расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Но показателей для заполнения данной фор-мы у страхователя не было, поскольку финансово-хозяйственная деятельность не велась. Вправе ли фонд применять санкции в такой ситуации?

А.А. Кузовкина, главный бухгалтер, Армавир

■ В соответствии со ст. 24 Закона № 125-ФЗ страхователи не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в исполнительные органы фонда по месту своей регистрации отчетность по утвержденной форме (форма 4-ФСС РФ).

При отсутствии начислений в пользу ра-ботников, а также расходов за счет средств обязательного социального страхования указанная расчетная ведомость представ-ляется с нулевыми показателями. При не-представлении расчетной ведомости возни-кают основания для применения финансовых санкций, предусмотренных действую-щим законодательством.

Если страхователь нарушил срок пред-ставления отчетности или не представил ее, он привлекается к ответственности по ст. 9 Закона № 125-ФЗ. К нему применяются санкции в виде взыскания штрафа в разме-ре 1 тыс. руб., а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - 5 тыс. руб.

КАК ПРОФИНАНСИРОВАТЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Подскажите, как за счет средств ФСС России оплатить аттестацию рабочих мест на пред- приятии. Я начинающий инженер по охране труда и технике безопасности. На различных совещаниях нам говорят, что это возможно, но как - не объясняют.

Анна, инженер по охране труда, Череповец

■ Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация ра-бочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных про-изводственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными норма-тивными требованиями охраны труда. Та-кая аттестация проводится в порядке, уста-новленном федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Работодатель принимает на себя обязанности страхователя работника по обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профзаболевания (ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

В 2009 г. порядок и условия финансиро-вания предупредительных мер осущест-вляются в соответствии с приказом Мин-здравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финанси-рования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболева-ний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производс-твенными факторами» (далее - Правила). Финансированию за счет страховых взносов на обязательное социальное страхова-ние от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на травматизм) подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а по ее результатам - рабо-ты по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными норма-тивными требованиями охраны труда.

Страхователь финансирует аттестацию и другие предупредительные меры исходя из сумм взносов на травматизм, подлежа-щих перечислению в текущем году. Лимит финансирования - 20% суммы взносов на травматизм, начисленных за предшествую-щий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному ви-ду страхования, произведенных в предшест-вующем году. Если работодателя проверяла государственная инспекция труда в субъек-те РФ, нужно учесть ее рекомендации.

Заявление о финансировании предуп-редительных мер в исполнительный орган ФСС России надо представить по месту сво-ей регистрации до 1 августа текущего года.

К заявлению необходимо приложить:

План финансирования в текущем кален-дарном году предупредительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболева-ний с указанием суммы финансирования (форма прилагается к Правилам);

План мероприятий по улучшению усло-вий и охраны труда, проводимых в соот-ветствии с требованиями ТК РФ;

Копию акта о результатах проверки гос-инспекцией труда в субъекте РФ соб-людения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со-держащих нормы трудового права (если такая проверка проводилась).

При включении в план финансирования рас-ходов на аттестацию рабочих мест (подп. «в» п. 2 Правил) дополнительно представляют копию договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение аттестации, калькуляцию стоимости оказываемых услуг и копию аттестата аккредитации.

Если вы будете финансировать работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (подп. «г» п. 2 Правил), нужно собрать ко-пии документов, оформленных по итогам аттестации, и документов, подтверждающих проведение работ с целью минимизации уровней запыленности и загазованности, а также оснащение организации необходи-мым оборудованием.

При подтверждении расходов представ-ляются документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованнос-ти воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения названных работ результаты повторных измерений пред-ставляют в фонд на заключительном этапе.

Чтобы фонд рассмотрел заявление органи-зации о предоставлении скидки к страховому тарифу, нужно соблюсти определенные ус-ловия, а именно: финансово-хозяйственная деятельность ведется с момента государс-твенной регистрации не менее трех лет, те-кущие взносы на травматизм своевременно уплачиваются и по ним нет задолженности.

Документы, необходимые для установления скидки к страховому тарифу

1. Заявление страхователя об установлении скидки.

2. Отчетные данные расчетных ведомостей по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ) за предшествующий календарный год.

3. Сведения о прохождении работниками обя-зательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоя-нию на 31 декабря предшествующего года.

4. Протокол аттестации рабочих мест по услови-ям труда и сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Страхователей, финансирующих предупреди-тельные меры, условно подразделяют на две ка-тегории: те, у кого сумма начисленных взносов на травматизм менее 6000 тыс. руб. за предшес-твующий год, и те, у кого сумма взносов превы-шает эту величину. Решение (отказ) в отношении первой категории страхователей издает испол-нительный орган фонда в течение десяти дней с момента принятия полного комплекта докумен-тов. В отношении второй категории это решение принимается по согласованию с ФСС России. Страхователь обязан ежеквартально отчиты-ваться перед исполнительным органом фонда об использовании страховых взносов на фи-нансирование предупредительных мер. Расхо-ды на предупредительные меры, произведен-ные с нарушением Правил, не засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм.

БУКВА ЗАКОНА

Порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены:

Федеральным законом от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюд-жете Фонда социального страхования Российской Фе-дерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 № 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокраще-нию производственного травматизма и профессиональ-ных заболеваний работников и санаторно-курортного ле-чения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупре-дительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственны-ми факторами»;

Приказом ФСС России от 20.02.2008 № 37 «Об организа-ции работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по со-кращению производственного травматизма и профессио-нальных заболеваний работников и санаторно-курортно-го лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

Постановлением ФСС России от 15.10.2008 №209 «Об утверждении формы и порядка представления отче-та по использованию сумм страховых взносов на обяза-тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокраще-нию производственного травматизма и профессиональ-ных заболеваний работников».

Пенсионный фонд и Фонд соцстраха для контроля за начислением и уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки страхователей (ст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Камеральным проверкам подвергаются все отчеты, сданные в фонды. Они не требуют присутствия плательщика взносов, их цель – проверить, правильно ли составлена отчетность и произведена уплата. Срок проведения «камералок» – 3 месяца со дня отправки отчета. Выездные проверки - более сложная процедура, требующая тщательной подготовки.

Как узнать заранее, предстоит ли вам выездная проверка ПФР и ФСС, что проверяют инспекторы, какие документы они могут затребовать – обо всем этом пойдет речь далее.

Что проверяют на выездных проверках ФСС и ПФР

Выездные проверки, проводимые ПФР и ФСС, могут быть плановыми и внеплановыми. Согласно письма Минздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748, плановые выездные проверки органы ПФР и ФСС могут проводить только совместно. По отдельности фонды могут проверять страхователей только внепланово, количество таких проверок не ограничивается, а поводом для них могут стать:

  • реорганизация или ликвидация предприятия,
  • обращение страхователя в ФСС за выделением средств,
  • поступление от сотрудников жалоб на неправильный расчет пособия.

Что касается плановых выездных проверок ПФР и ФСС 2016, план их проведения на год составляется заранее и утверждается до 25 декабря.

Выездная проверка проходит на территории страхователя – плательщика взносов. Не допускать проверяющих на свою территорию нельзя, иначе страхователю грозит штраф.

Решений о проведении совместной проверки должно быть два: от органа ПФР по форме № 8-ПФР, и от органа ФСС по форме № 9-ФСС РФ.

Периодичность проверки – раз в 3 года, за исключением проверок, связанных с реорганизацией и ликвидацией, а период, который может быть проверен – не более 3 лет, предшествующих году проведения проверки.

Срок проверки – 2 месяца, но при наличии оснований, перечисленных в ч. 11.1 ст. 35 Закона 212-ФЗ, она может быть продлена на срок не более 6 месяцев.

Что будут проверять инспекторы? Только правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (ч.6 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), кроме этого проверяющие ничего рассматривать не должны. Будут сверяться данные первичных документов с данными, указанными в отчетах, проверяться правильность расчетов страховых взносов и соблюдение законодательства.

Если грядет проверка ПФР, совместно с проверкой ФСС: какие документы готовить? В 2016 году действует распоряжение ПФР от 03.02.2011 № 34Р, согласно которому проверяющие могут затребовать:

  • учредительные документы – устав, учредительный договор и др., а также необходимые для деятельности лицензии,
  • приказы об учетной политике и бухгалтерскую отчетность за проверяемый период,
  • отчетность по взносам в ПФР и ФСС,
  • налоговые и бухгалтерские регистры (главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, книги учета доходов и расходов, кассовая книга и др.),
  • аналитику по определенным счетам бухучета и первичные документы,
  • приказы и коллективные договоры,
  • трудовые договоры, а также договоры ГПХ, контракты и соглашения с физлицами, чтобы проверить предмет таких договоров: если договор заключен на исполнение определенных функций, а не на оказание услуги, проверяющие могут переквалифицировать его в трудовой и доначислить взносы,
  • кадровые документы (трудовые книжки, регистры учета и движения сотрудников), табели, расчетно-платежные ведомости, листки нетрудоспособности и т.п.

На подготовку документов дается 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования. Копии может заверить руководитель проверяемого предприятия, нотариальное заверение необходимо только в предусмотренных законом случаях. Проверяющие не вправе изымать подлинники документов.

По окончании проверки, в ее последний день, составляется справка, а в течение 2 месяцев должен быть составлен акт выездной проверки. При несогласии с актом, можно предоставить в фонд свои письменные возражения с приложением необходимых документов в течение 15 рабочих дней.

План проверок ФСС и ПФР на 2016 год

Действующее законодательство не предусматривает ознакомление страхователей с годовым планом выездных проверок, поэтому узнать заранее совместный план проверок ФСС на 2016 год и ПФР, вряд ли удастся. Зато известны критерии, по которым страхователей отбирают в «группу риска» (письмо ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010):

  • несоответствие расчетов в отчетных формах 4-ФСС и РСВ-1, а также несвоевременное предоставление индивидуальных сведений в ПФР,
  • ФСС финансировало расходы страхователя из своего бюджета (оплата больничных, путевок и т.п.),
  • сотрудникам производились выплаты, не облагаемые страховыми взносами,
  • применялись льготные тарифы страховых взносов,
  • по итогам камеральных проверок были выявлены несоответствия, по которым плательщик не предоставил пояснений,
  • за страхователем числится задолженность по уплате взносов более чем за два квартала подряд,
  • по сравнению с прошлым периодом, снизились суммы начислений при той же численности сотрудников,
  • предоставленные в ПФР и ФСС отчеты неоднократно корректировались плательщиком,
  • ФНС предоставила фондам информацию о незаконной минимизации налогов.

Страхователи, у которых отсутствует финансово-хозяйственная деятельность, в план проверок не включаются.

План выездных проверок ФСС и ПФР в течение года может меняться в части добавления или исключения плательщиков, либо изменения сроков проверок.

Перечень документов,

необходимых для камеральной проверки, проводимой в соответствии c частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При обращении за возмещением средств.

1. Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения - в 2 экземплярах .

2. Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения-в 2 экземплярах.

3. Копии документов , подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию (по Приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 г. N 951н)

4. Справка о состоянии счета с синим штампом банка (сведения по картотеке).

5. Платежные документы , подтверждающие выплаты пособий:

Заверенные копии расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей (в случае выплаты пособий через кассу предприятия);

Банковские реестры, платежные поручения с синим штампом банка (в случае выплаты пособий через банк).

Документы для проверки страхового случая.

1.Трудовая книжка работника.

2.Трудовой договор , все дополнительные соглашения к трудовому договору.

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

1.Листки нетрудоспособности, расчеты пособий.

2.Заявление от работника и Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

3.Справка о постановке на учет в ранние сроки беременности.

4.Лицевой счет работника за расчетный период.

5.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

6.Штатные расписания.

7.Расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам организации за расчетный период.

Единовременное пособие при рождении ребенка.

1. Заявление от работника на выплату пособия.

2.Справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, а в случае рождения ребенка за пределами Российской Федерации - легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

3.Справка с места работы другого родителя о неполучении пособия либо справка из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка о том, что другому родителю пособие не назначалось, - в случае, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

1. Заявление о назначении пособия.

2.Приказ о предоставлении отпуска.

3. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки.

4. Свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей).

5. Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

6.Справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя, подтверждающую, что назначение и выплата пособия этим страхователем (страхователями) не осуществляются (в случае работы у нескольких страхователей).

7.Лицевой счет работника за расчетный период.

8.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

9.Расчет пособия.

Пособие на погребение.

1. Заявление от лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

2. Справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния.

3.Расходные кассовые документы, подтверждающие факт выплаты, лицу, взявшему на себя осуществить погребение умершего или документы, подтверждающие оплату стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании счета.

4.При выплате пособия на умершего несовершеннолетнего – документы, подтверждающие степень родства.

Дополнительные выходные дни по уходу за ребенком – инвалидом.

1. Заявление от работника на предоставление дополнительных выходных дней.

2.Приказ (распоряжение) о предоставлении дополнительных выходных дней.

3.Лицевой счет работника за расчетный период.

4.Табели учета рабочего времени (графики при суммированном учете рабочего времени) за расчетный период.

5.Копия справки МСЭ.

6.Документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;

7.Свидетельство о рождении (усыновления) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом.

8.Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) об использовании им дополнительных выходных дней либо копии документов (трудовая книжка и т.п.), подтверждающих факт отсутствия работы у второго родителя. В случае расторжения брака между родителями ребенка – инвалида, смерти или лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях представлять документы, подтверждающие отсутствие второго родителя (родителей) или невозможности воспитания им (ими) детей.

9.Расчет оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом.

10.Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Камеральная проверка Правила камеральных проверок страхователей во многом схожи с порядком налоговых камеральных проверок, который установлен Налоговым кодексом РФ (ст. 88 Налогового кодекса РФ). То есть организации, которые до сих пор были плательщиками ЕСН, не столкнутся с принципиально новыми требованиями.

СХОДСТВО С НАЛОГОВЫМИ «КАМЕРАЛКАМИ»Камеральная проверка ФСС России проходит по местонахождению проверяющего органа. Предметом проверки будет отчетность плательщика взносов в ФСС России - расчеты по начисленным и уплаченным взносам, а также документы о деятельности плательщика страховых взносов, имеющиеся у фонда (ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Для проведения налоговой «камералки» не требуется специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Аналогичная норма есть и в статье 34 Закона № 212-ФЗ: проверка по уплате страховых взносов проводится без какого-либо специального разрешения руководителя органа контроля. Основанием для ее проведения является сам факт подачи отчетности по страховым взносам. Срок проверки - три месяца со дня представления плательщиком расчета. И в этом тоже сходство с нормами Налогового кодекса РФ - срок налоговой проверки исчисляется аналогично и составляет три месяца.

ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ: ВОЗМОЖЕН КОНТРОЛЬ РАСХОДОВОсобенность камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России заключается в следующем. При их проведении фонд вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. В связи с этим проверяющие могут истребовать у плательщика документы, подтверждающие данные виды расходов.

МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫОб окончании камеральной проверки, проведенной ФСС России, страхователь не узнает только в одном случае. А именно: в результате ревизии факты правонарушений не выявлены. Тогда акт проверки не составляется и о ее результатах плательщика страховых взносов не информируют.

Если же в расчетах будут выявлены ошибки, противоречия или несоответствия, то контролеры ФСС России направят плательщику требование представить в течение пяти дней пояснения. При этом организация вправе дополнительно представить выписки из регистров бухучета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам.

Допустим, ревизоры установили факт совершения правонарушения в сфере исчисления и уплаты страховых взносов. В таком случае должен быть составлен акт проверки. Специалисты ФСС России обязаны это сделать в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки. Проверяемый страхователь вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта проверки. Также можно приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в фонд документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Выездная проверка Ревизия проходит на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Однако, если у организации нет возможности предоставить помещение, проверка может проводиться по местонахождению органа контроля, то есть в ФСС России (ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

Контролирующие органы могут истребовать у плательщика взносов необходимые документы*. Для этого они должны вручить проверяемому требование об их представлении.
* Формы документов, которые будут применяться в ходе проверок, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.
Документы нужно передать в виде заверенных копий, а с подлинниками проверяющие могут ознакомиться только на территории плательщика взносов, если проверка не проходит в помещении контролирующего органа.
КАК ДОЛЖНО ОФОРМЛЯТЬСЯ НАЧАЛО РЕВИЗИИОснованием для проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля по местонахождению организации. Однако если проводится выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то решение принимает орган контроля за уплатой страховых взносов по местонахождению такого подразделения (п. 3 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Решение должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования организации;
- предмет проверки;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы работников контролирующего органа, которым поручается проведение проверки.
ПЛАНОВЫЙ И ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Особенностью надзора за уплатой страховых взносов является то, что территориальные органы ПФР и ФСС России проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ежегодных планов.

Помимо плановых выездных проверок возможны и внеплановые, которые назначаются при обращении застрахованного лица с жалобой, в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также при обращении страхователя за выделением средств. Эти проверки ФСС России будет проводить без участия ПФР. КАК ДОЛГО ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРОВЕРКАСрок выездной проверки не может превышать двух месяцев, а срок проверки обособленного подразделения - одного месяца. Причем ревизоры вправе проверять обособленные подразделения как в рамках выездной проверки головного предприятия, так и отдельно. Срок выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке.

Выездная проверка может быть приостановлена. Для этого необходимо решение руководителя (заместителя) контролирующего органа. Срок приостановления - не более шести месяцев. Исключение - случай, когда контролирующий орган не смог в указанный срок получить от иностранных государственных органов запрашиваемую информацию. В этом случае приостановление может длиться до девяти месяцев. Проверка приостанавливается и возобновляется отдельным решением. Для него возможны следующие основания:
- истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки;
- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- перевод на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Приостанавливать проверку для истребования документов разрешается не более одного раза по каждому лицу, которое должно их представить (п. 16 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
ЧТО И КАК ЧАСТО МОГУТ ИЗУЧАТЬ КОНТРОЛЕРЫВыездная проверка может охватывать максимум три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). В этом правила для контроля страхователей дублируют норму Налогового кодекса РФ о периоде, за который проводится выездная налоговая проверка (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Назначать выездную проверку одного страхователя можно не чаще, чем раз в три года, но при этом не учитываются проверки обособленных подразделений.

Однако выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Обратите внимание: Закон № 212-ФЗ не предусматривает проведения повторных проверок.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВВ последний день проверки специалисты фонда должны составить справку о проведенной выездной проверке. В документе фиксируется ее предмет и сроки, затем справка передается плательщику взносов или его уполномоченному представителю.

Акт по результатам выездной проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Акт подписывают чиновники, проводившие соответствующую проверку, и проверяемый (его уполномоченный представитель). Если страхователь отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись.

Закон № 212-ФЗ дает организациям право выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта. Так же как и при камеральной проверке, организация вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля подтверждающие документы (заверенные копии).
МОЖНО УЧАСТВОВАТЬ В РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВПосле того как истек срок на выражение несогласия с актом проверки, материалы по ней (в том числе акт и письменные возражения по нему) передаются на рассмотрение руководителю органа контроля за уплатой страховых взносов. На изучение материалов отводится 10 дней. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как и в случае с налоговой проверкой, страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично или через своего уполномоченного представителя (п. 5 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В итоге руководитель (заместитель руководителя) выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении должен быть указан срок и порядок его обжалования в вышестоящий орган, наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения. На основании уже вступившего в силу решения ФСС России направляет организации требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
КАКИХ ДЕЙСТВИЙ ЖДАТЬ ОТ РЕВИЗОРОВ

Закон № 212-ФЗ позволяет контролирующим органам проводить следующие мероприятия в рамках выездной проверки:
- доступ на территорию организации или в помещение для проведения выездной проверки;
- истребование документов при проведении проверки.

Будьте внимательны: перечень мероприятий налогового контроля значительно шире (ст. 89, 90, 92, 93, 93.1, 94, 95, 97 Налогового кодекса РФ). По сравнению с налоговиками полномочия сотрудников внебюджетных фондов существенно ограничены. При проверках уплаты страховых взносов нельзя опрашивать свидетелей, осматривать помещения, территорию страхователя, требовать документы у контрагентов организации, изымать документы и предметы, проводить экспертизу, привлекать переводчиков и понятых. Кроме того, специалисты ФСС России даже при наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, не могут производить их выемку.
ЕСЛИ ТРЕБУЕТСЯ ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ: ДВА ВАРИАНТАРешение контролирующего органа, вынесенное по итогам проверки, можно обжаловать в вышестоящий орган или суд. Причем разрешается подавать две жалобы как одновременно, так и последовательно (п. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ). Но при втором варианте надо сначала жаловаться в вышестоящий орган, а затем обращаться в суд.

Порядок следующий.
1. Жалоба подается в свободной письменной форме непосредственно в вышестоящий контролирующий орган.
2. Срок для подачи жалобы - три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок пропущен по уважительной причине, его может восстановить вышестоящий контролирующий орган.
3. Пока решение по жалобе не принято, ее можно отозвать (для этого требуется составить письменное заявление).
4. Вышестоящий контролирующий орган обязан принять решение по жалобе в течение месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих контролирующих органов.
5. О принятом решении вышестоящий контролирующий орган должен сообщить заявителю в течение трех дней.Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №2, февраль 2010 г.

Индивидуальный предприниматель в ходе своей деятельности взаимодействует не только с налоговыми органами, но и с внебюджетными фондами. Так, проверка ФСС направлена на контроль правильности расчета расходов на соцобеспечение.

Какие сведения проверяет ФСС

По закону с 2018 года ФСС проводит следующие проверки:

  1. Камеральные . Проверяются отчеты, соответствие реальным выплатам. Может осуществляться по обращению застрахованного лица или по данным, полученным из налоговой инспекции. Камеральная проверка 4-ФСС может выявить ошибочные сведения от страхователя.
  2. Подобно налоговым, проводится выездная проверка ФСС или организаций – страхователей. Преимущественно в этой группе относятся внеплановые проверки, проводимые по заявлению – жалобе застрахованного лица.
  3. Проводимые во взаимодействии с налоговой инспекцией . Может проверяться законность расходов на социальное обеспечение.
  4. Правильность расчета и уплаты средств по страхованию от травматизма и профессиональных заболеваний. Административные функции этих выплат оставлены ФСС.

План и состав организаций подлежащих проверке ежегодно утверждается региональными отделениями Фонда. Предметом проверочных мероприятий выступают:


  • правильность расчетов платежей;
  • соответствие сроков уплаты;
  • при наступлении страховых случаев контролируется своевременность и правильность проведения страховых выплат застрахованным лицам.

Особенности проверки


Контрольная процедура проводится чаще всего в случаях:

  • наличия недоимок по взносам;
  • выявления ошибок и несоответствия в отчетах;
  • если плательщик взносов – крупнейшее предприятие.

Следует помнить, что проверка ФСС 2018 года проводится в соответствии с принятым решением, поэтому страхователь может потребовать этот документ. Что проверяет ФСС? Обычно специалист имеет перечень документов, подлежащих проверке. В любом случае потребуются заверенные печатью и подписью руководителя копии или оригиналы:

  • устава или других учредительных документов;
  • лицензии;
  • приказы о назначении директора и главного бухгалтера;
  • учетная политика;
  • отчетность, подаваемая в соцфонд;
  • документы первичного учета, которые были использованы при составлении отчетов в ФСС;
  • ведомости, отражающие движение по счетам.

При травматизме документы, предъявляемые для проверки, могут включать коллективные договоры, трудовые контракты, содержащие данные о специфике выплат.

Результаты проверки

По итогам проверки составляется акт. На его оформление дается 10 дней. В документе отображается факт нарушения или делается отметка об его отсутствии. Решение об ответственности страхователя принимает руководитель отделения ФСС. Сумма недоимки вносится добровольно или принудительно списывается со счета организации.

Больничный лист: проверка

Любой работник, который отсутствовал на работе по причине нетрудоспособности, имеет право на денежную компенсацию. Однако, если больничный лист поддельный, то организации-работодателю суммы из Фонда не будут возмещены. В связи с этим появилась такая услуга, как на официальном сайте ФСС, как проверка больничного листа, на котором к тому же имеется база утерянных или похищенных документов.

Возможность правильно рассчитать или проверить начисление больничных также предоставляет сайт проверки ФСС. Однако услуга онлайн проверки действующих листков нетрудоспособности пока недоступна. Если возникает сомнение в подлинности, отправить запрос по больничным листам непосредственно .

Несчастный случай на производстве

Документальная проверка ФСС по таким ситуациям теперь стали плановыми. Особо это коснется организаций, которые тратят значительные суммы для выплаты компенсаций. Какие документы готовить при несчастном случае для проверки:

  1. Отчеты о суммах выручки (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»).
  2. Далее, сотрудник будет проверять правильность исчисления страховых взносов. Для этого нужно представить учредительные документы, а также положения об оплате труда, штатное расписание, приказы о приеме и увольнении сотрудников, порядке выплаты материальной помощи, других компенсаций.
  3. Трудовые договора тоже нужно будет подготовить. На этом этапе будет проводиться сверка бухгалтерских документов (главная книга, журналы-ордера) с отчетами по форме 4-ФСС.
  4. Непосредственно проверка несчастного случая потребует предоставления расходных ордеров, табелей учета рабочего времени, ведомости по зарплате, лицевые счета сотрудников. Будет происходить изучение листков нетрудоспособности, актов о несчастных случаях, выплат по больничным листам в ЛПУ и других документов, подтверждающих расходы.
Загрузка...
Top