Православный календарь. Иконы апостолов Икона старинная иисус христос и 12 апостолов

В зале ГМИИ «Искусство Византии XIV-XVI веков. Искусство Италии VIII-XVI веков» представлены редчайшие для России произведения живописи. Византийских и итальянских памятников этого времени в наших собраниях очень мало. Тем большую ценность приобретают для нас иконы и картины, которые мы можем увидеть в этом зале ГМИИ. Причем все они - произведения самого высокого уровня.

В зале перед нами - иконы эпохи так называемого Палеологовского Ренессанса (1261-1453), времени расцвета византийского искусства, духовного подъема этого государства, появления и распространения исихазма. Большое распространение получает икона, в которой отражены все духовные поиски, идеалы и достижения этого периода. Прежде всего - это ученость, любовь к Античности, утонченность. На этом фоне распространяется исихазм - практика аскезы, обращенность вовнутрь. Вот эти, казалось бы, совершенно противоположные качества проявляются в иконе «Двенадцать апостолов».

Икона появилась в Музее изобразительных искусств в 1932 году. Она была привезена в Россию известным путешественником, писателем и историком Андреем Николаевичем Муравьевым (1806-1874). На первом плане иконы изображены Иаков Алфеев, Петр, Иоанн, Матфей. Во втором ряду - Филипп, Варфоломей, Иуда, Андрей, Матфей, Симон, Фаддей, Фома. Эта небольшая икона написана на деревянной доске темперой (яичными красками).

Фигуры на иконе очень естественны, даже напоминают античные статуи (свои далекие прототипы). Пространство на иконе четко не обозначено, однако кажется реальным - некоторые фигуры даже выступают за раму. Ольга Попова (известный исследователь византийского искусства, доктор искусствоведения, профессор Московского Государственного университета) отмечает: «Можно подумать, будто перед нами - группой портрет так называемых гуманистов, касиков-гуманитариев, философов, поэтов, ученых, живших в Константинополе в эти годы и собиравшихся вместе во дворце Андроника II».


Эти образы очень близки росписям и мозаикам этого времени в константинопольском храме монастыря Хора - спокойные движения, ритмичные композиции, характерные греческие типы лиц. Икона из собрания ГМИИ также явно была написана столичным мастером.

На ней есть и отражение идей исихазма. Изображены не просто «философы» - апостолы сосредоточены, они одновременно ведут диалог между собой и обращены вовнутрь себя. Их одежды покрыты пробелами - высветлениями с помощью краски, которые символизируют лучи Божественной энергии.

«Двенадцать апостолов» не только икона с редкой иконографией и написанная на высшем художественном уровне. Она - отражение целой эпохи, удивительного мира времени последнего расцвета византийского искусства.

Святой Петр. Мозаика нартекса церкви монастыря Хора

Старинная намоленная паломническая икона «12 апостолов Господа Иисуса Христа» или «Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых» написана во второй половине XIX века в Святом Граде Иерусалиме и была привезена русскими паломниками на просторы родной Российской Империи. Икона написана на доске размером: 30х22,7х2,2 см. На иконе изображены апостолы: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, сыновья Заведея, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев или Фаддей, Симон Зилот и Матфий. Двенадцатым апостолом вместо Иуды Искариота на Соборе апостолов был избран Матфий. Икона киотного хранения, очень хорошее коллекционное состояние. Имеются незначительные поновления по нижнему и правому краю иконы (черная граница - опушь), общий объем тонировок менее 1%. Интересный редкий сюжет для истинных ценителей икон связанных с православным паломническим движением XIX века.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

За свою верную службу апостолы теперь на небе окружают Божий престол, а на страшном суде они вместе с Господом будут судить живых и мертвых за грехи. Христианская молитва апостолам это прошение о ходатайстве святых за нас грешных перед Богом. Чудотворная молитвы святым 12 апостолам помогают победить болезнь, решить семейные проблемы, удачно выйти замуж, добиться финансового благополучия и во многих других житейских ситуациях. Перед иконой «12 апостолов» молятся тогда, когда желают молитвенного заступничества и покровительства святых апостолов.
Полное название праздника - Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов. Этот праздник отмечается 13 июля (30 июня по старому стилю) на следующий день после чествования первоверховных апостолов Петра и Павла.

Полное название праздника - Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов. Этот праздник отмечается 13 июля (30 июня по старому стилю) на следующий день после чествования первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о нем встречаются с IV века, когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех двенадцати апостолов Христа. Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками Христа проповедовать Евангелие по всему миру. Из множества Своих учеников Христос Сам избрал их и наделил чудесной силой. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
В этот день вспоминаются все 12 первых учеников, апостолов Христовых: апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, сыновья Заведея, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев или Фаддей, Симон Зилот и Матфий. Двенадцатым апостолом вместо Иуды Искариота на Соборе апостолов был избран Матфий. По молитве апостолов Господь через жребий указал на него, как наиболее достойного принять апостольское служение. Ни один из апостолов, кроме Иоанна Богослова, не умер своей смертью: их истязали, побивали камнями, сажали в темницы, всячески мучили, - все они приняли мученическую кончину.
В честь праздника построен ряд православных храмов. Император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм, посвященный Двенадцати Апостолам. Единственная в Москве освященная во имя этого праздника церковь Двенадцати Апостолов в Кремле. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона одновременно с Патриаршими палатами и стала домовым патриаршим храмом.
Изображения апостолов всех вместе встречается уже в древнейших сохранившихся ансамблях, иллюстрируя разные евангельские события, в которых все апостолы принимали участие. В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой ростовые фигуры апостолов помещались в простенках барабана, поддерживающего купол (например, мозаики Софийского собора в Киеве, 1030-е годы). Атрибутами апостолов являются свитки, как образ христианского учения, у евангелистов - кодексы. Иконография собора двенадцати апостолов сложилась в Византии, наиболее ранней можно считать византийскую икону Собора двенадцати апостолов первой четверти XVI века из Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), где ростовые фигуры апостолов расположены двумя рядами. В древнерусском искусстве помимо византийской иконографии сложился другой вариант композиции - в виде лозы, в верхней части которой представлен поясной Деисус, а в завитках фигуры апостолов, как на иконе-таблетке XV века из Софийского собора в Новгороде (ныне в собрании Третьяковской галереи). Этот извод, похожий на композиции «Древо Иесеево» и «Лоза Христова», вошел в иконописные подлинники. В композиции Собора 12 апостолов всегда выдерживается число 12 апостолов, как имеющее большое символическое значение, при этом изображается апостол Павел, который не видел Христа во время Его земной жизни, в композиции иконы он заменяет апостола Матфия, избранного в число апостолов по жребию.

Молитва Собору 12 апостолам, оберегающая от беды и проблем.
Освятии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые и помозите нам, рабам Божии (имена), вашим мощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохра-няти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святым 12 апостолам Господним
Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь. www.pravmir.ru

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ (апостол -- греч. брьуфплпт, «посланник»), в христианских преданиях избранная Иисусом Христом «коллегия» его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. Список Д. а. (часто они называются просто «двенадцать» или «ученики») даётся в синоптических евангелиях (Матф. 10, 2 -- 4; Мк. 3, 16 -- 19; Лук. 6, 14--16) и в «Деяниях апостолов» (1, 13), причём порядок несколько варьируется: это братья Пётр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья некоего Зеведея, прозванные Христом Воанергес, т. е. «сыны грома»), Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором новозаветного «Соборного послания апостола Иуды»), Симон Зилот (другое прозвище -- Кананит), Иуда Искариот; после предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян. 1,15 -- 26), чем подчёркнута сакраментальная значимость самого числа двенадцать (см. ниже).

Ученики и спутники Иисуса, призванные им, «чтобы посылать их на проповедь и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 14--15), апостолы фигурируют рядом с ним во многих новозаветных сценах, начиная с призвания первых из них. Первыми были призваны Иисусом, проходившим близ «моря Галилейского», рыбаки -- братья Симон (Пётр) и Андрей, закидывавшие сети в море, а затем два других брата-рыбака -- Иаков Зеведеев и Иоанн (Матф. 4, 18--22; Мк. 1, 16 -- 20); Евангелие от Луки содержит также рассказ о «чудесном улове»: рыбаки, рыбачившие всю ночь и ничего не поймавшие, по слову Иисуса вновь закидывают сети и на этот раз вылавливают «великое множество рыбы»; поражённые, они оставляют все свои дела и следуют за Иисусом. Особенно значительно участие апостолов в таких сценах, как Христос в Гефсиманском саду, тайная вечеря. Они присутствуют при вознесении Христа, и именно им ангелы возвещают его грядущее второе пришествие (Деян. 1). Когда по случаю дня пятидесятницы Д. а. собираются в одном из домов Иерусалима, они внезапно слышат страшный шум, над их головами появляются огненные языки, а сами они, исполнившись «духа святого», вдруг начинают говорить на незнакомых языках («сошествие духа святого на апостолов», Деян. 2). С дальнейшей деятельностью Д. а. (и Павла) христианское предание (изложенное в «Деяниях апостолов» и в апокрифических житиях апостолов) связывает распространение христианства. Высказываемые некоторыми исследователями сомнения в историчности апостолов (бродячих проповедников христианства, существование которых засвидетельствовано многими источниками) гиперкритичны, не исключена историчность тех или иных персонажей, называемых в числе евангельских «двенадцати». Но рассказы об их «деяниях» подверглись мифологизации. Оформление новозаветного рассказа о двенадцати непосредственных учениках Иисуса, об избрании им особой коллегии, в которую вошло только двенадцать учеников, исторически связано, по-видимому, с возникновением и оформлением клира и епископальной церкви в христианстве и было одним из средств борьбы церкви за единое учение (борьба с «лжеапостолами»). Символический характер носит само число 12. Число это ближайшим образом связано с числом двенадцати сыновей Иакова и соответственно колен Израилевых: Д. а. как бы суммируют для акта «нового избрания» всю двенадцатичастную полноту «избранного народа»; в час эсхатологического суда (см. Страшный суд) им предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых» (Матф. 19, 28). По евангельскому преданию (Лук. 10, 1), после избрания Д. а. Христос избрал «и других 70 учеников» (т. н. 70 апостолов), что намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70: 12 -- число Израиля, соответственно «новогоИзраиля», т. е. церкви, «богочеловеческое» число (как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 -- символ божественной сущности, см. Троица, и «горнего мира», а 4, число материальных стихий, стран света и т. п., -- символ человеческой природы и «дольнего мира»), число особого избранничества (например, Апок. 7,4--8 и 14,1--4, говорит о «ста сорока четырёх», то есть 122 тысячах «запёчатлённых» избранников, «первенцев» среди святых); 70 -- число «эйкумены», всечеловеческой полноты, выводимое из библейского перечня народов (Быт. 10) и неоднократно упоминаемое в талмудически-мидрашистской литературе как общее число народов мира. Эсхатологический образ церкви как «небесного Иерусалима» пронизан символикой числа 12, прямо соотнесённого с числом Д. а. Чудесный город «имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов израи левых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов агнца» (Апок. 21, 12--14). Специально перечисленные в «Апокалипсисе» 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города (21, 19--20), распределялись средневековой символикой между Д. а.: Петру соответствует яспис, Андрею -- сапфир, Иакову Старшему -- халцедон, Иоанну -- смарагд (изумруд), Филиппу -- сардоникс, Варфоломею -- сердолик, Матфею -- хризолит, Фоме -- берилл, ИаковуАлфееву -- топаз, Фаддею -- хризопраз, Матфию -- аметист; на место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг Д. а., но более популярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит. Были попытки (впрочем, не получившие широкого распространения) прикрепить к каждому апостолу отдельные знаки Зодиака, месяцы и т. д. Широкий контекст, в котором жили представления о значении числа Д. а. (излагаемые, напр., в анонимной «Проповеди на рождество святого Матфея», возникшей в Трире в 12 в.),--это символика зодиакальной дюжины в её астрологических, пифагорейско-математических, языческих (классических, т. е. античных, и фольклорно-«варварских») и библейских преломлениях (древняя двенадцатеричная система счисления, оставившая реликты в различных областях мысли и быта; 12 верховных богов в Греции и Риме; 12 сыновей Иакова, 12 т. н. «малых» ветхозаветных пророков; в рыцарском эпосе средневековья -- 12 рыцарей Круглого стола в легендах о Граале и т. п.).

Иконография Двенадцати апостолов. выявила в своём развитии разошедшиеся линии. Православная традиция знает, помимо изображения Д. а. в сценах тайной вечери, сошествия святого духа и т. п., два иконографических типа: «собор Д. а.» (пример -- византийская икона в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве: фигуры Д. а. в два ряда, у Петра и Фаддея-Иуды как авторов посланий и Иоанна и Матфея как евангелистов в руках соответственно свитки и кодексы) и «причащение апостолов» (примеры -- мозаика в киевском Софийском соборе и иконы 20-х гг. 15 в. в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры: в центре композиции алтарь под сенью, с одной стороны Христос предлагает освящённый хлеб группе из шести апостолов во главе с Петром, с другой -- он же подаёт освящённое вино другим шести апостолам во главе с Павлом -- мотив, использованный и в стихотворении русского поэта-символиста Вячеслава Иванова из цикла «Свет вечерний»). Отдельные апостолы распознаются по традиционным физиогномическим признакам (наличие или отсутствие бороды, её форма, высокий лоб Павла и Иоанна и т. п.) или по надписям, но не имеют атрибутов, кроме упомянутых свитков и кодексов. Напротив, в католическом искусстве, начиная со зрелого средневековья, апостолы получают в качестве атрибутов орудия своих мученических «страстей» (Пётр, Филипп, Симон, Фаддей --кресты; Андрей -- крест особой формы, в виде буквы «X»; Павел, Иаков Младший, Матфей -- мечи; Варфоломей -- нож мясника; Иаков Старший -- палицу; Фома -- копьё; Иоанн Богослов -- чашу, из которой выползает змейка, символизирующая яд, обезвреженный молитвой апостола). Частое появление Д. а. в виде фигурок на городских часах Западной Европы порождено ассоциированием их числа с двенадцатеричным делением времени (12 или 12X2 часов, 12 месяцев). Наиболее яркий пример «портретирования» традиционных фигур Двенадцати апостолов в литературе нового времени -- цикл стихотворений П. Клоделя, вошедший в сборник «Corona benignitа tis anni Dei» (1915).Апостолы. Мозаика Софийского собора в Киеве. Ок. 1108.

Слева -- Двенадцать апостолов. Икона византийского мастера 1-й половины 14 в. Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Справа -- Четыре апостола. Диптих А. Дюрера. 1526. Мюнхен, Старая пинакотека.

Чудесный улов. Фрагмент ковра по эскизу Рафаэля. 1517--19. Рим, С. С. Аверинцев. ДВЕНАДЦАТЬ СЫНОВЕЙ ИАКОВА, согласно ветхозаветным преданиям, сыновья библейского патриарха Иакова (Израиля): Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин; шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два -- от другой двоюродной сестры -- Рахили, остальные -- от служанок Лии и Рахили.

Иаков, полюбивший Рахиль и 7 лет отслуживший за неё отцу её Лавану Арамеянину, получает от него в жёны сперва её старшую сестру Лию, а только потом -- Рахиль (за которую должен отслужить ещё 7 лет). Видя, что Иаков больше любит Рахиль, чем Лию, Яхве «отверзает утробу» Лии, которая родит Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Рахиль, бывшая неплодной, просит Иакова дать ей детей; по желанию Рахили её служанка Валла родит от Иакова сыновей -- Дана и Неффалима. После того Лия, переставшая рожать, даёт в жёны Иакову свою служанку Зелфу, которая родит сыновей -- Гада и Асира. Наконец, Лия снова получает возможность провести ночь с Иаковом (за мандрагоровые плоды, взятые у неё Рахилью), после чего родит сыновей Иссахара и Завулона, а также дочь Дину. Тогда Яхве вспоминает о Рахили и отверзает её утробу -- родится Иосиф (Быт. 29--30). Все эти сыновья рождаются в Месопотамии (35, 22 -- 26); последний, младший из Д. с. И. -- Вениамин рождается (у Рахили) в Палестине (35, 16 --18).

В легенде об Иосифе (37 -- 50) рассказано, как Иаков с сыновьями переселяются в голодные годы в Египет, к Иосифу, некогда проданному братьями в рабство, но дослужившемуся в Египте до положения высокого чиновника (см. в ст. Иосиф). Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен Израилевых (49). Исход «сынов Израиля» из Египта библейское предание связывает с именем Моисея; в новых местах их рассеяния за каждым коленом (учитывая, что колено Иосифа раскололось на две племенные группы, которым начало положили его сыновья Ефрем и Манассия, а левитам не полагалось своей особой территории) была закреплена особая территория (Чис. 32 и особенно Иис. Нав. 1, 13--17). Согласно традиции (по мнению некоторых исследователей, более поздней), все Д. с. И. погребены (как и отец их) в Палестине, что отражается и в соответствующих погребальных текстах последующего времени.

Повествование о Д. с. И.-- характерный пример объединения мифологического (или более позднего литературно-эпического) и исторического элементов. Оно содержит в легендарно-мифологической форме отголоски процесса формирования племенных групп израильского народа; племенные названия в истории древней Передней Азии переведены на персонифицированный язык мифа: «сыновья Иакова (Израиля)» понимаются как эпонимы-родоначальники двенадцати колен Израилевых -- т. е. племён, вошедших затем в племенной союз «Израиль». Реальные исторические черты исследователи усматривают иногда в арамейском происхождении двух жён Иакова (как возможное отражение примеси арамейского этнического элемента в соответствующих группах, входивших в число израильских племён). Само число 12 носит (как и во многих других архаических традициях, особенно ближневосточных) бесспорно сакрально-мифологический характер (см. Числа; о роли символики числа 12 в последующей традиции см. в ст. Двенадцать апостолов). В рассказе о Д. с. И. (Израиля), от которых происходят двенадцать колен Израилевых, соединились черты характерного с типологической точки зрения мифологического мотива о происхождении каждой части племени (в том числе у многих народов мира -- двенадцати) от своего родоначальника (при допущении братских отношений между всеми родоначальниками). Само сочетание слов «сыны Израиля» построено по образцу древнеближне восточных, типа шумерского «сыновья Лагаша» = «люди Лагаша» и аналогичных древнесемитских. Согласно выводам современных исследователей, из текстологического анализа различных мест Ветхого завета выявляется противопоставление двух связанных между собой групп «сыновей Иакова» (и соответствующих им племён): с одной стороны Рувим, Симеон, Левий, Иуда (четверо из сыновей Лии), с другой -- Иосиф и Вениамин к «дому Иосифа». На основе тех мест Ветхого завета, которые можно отнести к наиболее древнему периоду, предполагается, что эти шесть сыновей Иакова от двух его жён и составляют древнейшую историческую основу повествования. К числу позднейших (или, во всяком случае, мифопоэтических, не связанных с историческими фактами) добавлений относят мотивы «состязания» обеих жён, введение двух их служанок, рождение Гада и Асира от одной матери (оба эти имени имеют одно и то же первоначальное значение, приблизительно передаваемое как «на счастье!»). Объединение Дана и Неффалима содержит мифопоэтический мотив их рождения от одной матери (Баллы), но могло быть и отражением позднейшего совместного обитания колен Данова и Неффалимова. В известной мере историческую основу может иметь и объединение Иссахара и Завулона. Имена сыновей Иакова, как, по-видимому, и имена и число тех племенных групп, которые с ними связывались, очевидно, первоначально существенно варьировались. В пользу предположения о первоначально меньшем числе подразделений Израиля говорит песнь Деворы(Суд. 5), которую относят к 12 в. до н. э. (если не ранее), в ней отражены названия лишь 10 (а не 12) племён, причём имена Симеона, Левия, Иуды и, возможно, Гада (хотя этот вопрос не вполне ясен) в ней не названы, а имя Манассии упоминается в иной (возможно, более древней) форме. В то же время Симеон и Левий являются героями мифопоэтического рассказа о дочери Иакова Дине, приурочиваемого (в исторической своей части) к событиям 14 в. до н. э. и относящегося к другому географическому региону -- Сихему, где, по мнению ряда современных исследователей, находился древний культовый центр израильских племён. Окончательное формирование тесного союза 12 племён и оформление повествования о Д. с. И могло относиться к более позднему времени.

Собор Двенадцати Апостолов. Икона.

Апостолы расположены в два ряда (единственный известный пример). В верхнем ряду представлены Филипп, Варфоломей, Иуда, Андрей, Матфий, Симон, Фаддей, Фома. В нижнем ряду Иаков, Алфеев, Петр, Иоанн, Матфей. Византия начало 14 века.

Собор 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке. Святые 12 апостолов - Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда, брат Господень или Фаддей, Симон Зилот и Матфий - поминаемые в разное время года, с давних времен также чествуются Церковью в общем праздновании на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

13 июля из года в год православная церковь отмечает праздник 12 апостолов, учеников Иисуса Христа. Это важный день для всех христиан. Святые апостолы чествуются церковью с 4 века.

Собор 12 апостолов празднуется на следующий день после дня памяти Павла и Петра — двух первоверховных святых. Ранее мы рассказывали об этих двух апостолах, которые отдали свои жизни за чистую веру и любовь к Богу. Петр входит в состав 12 главных апостолов.

12 апостолов

Апостол в переводе означает «слуга Божий». К этим 12 избранным относятся все его ближайшие ученики. Они оставили свои жизни и полностью посвятили себя Христу и его миссии.

Конечно, и они сомневались, даже у них были трудности с пониманием слов Иисуса. Многие из них были не уверены в том, что делают все правильно, однако в конце всем открылась истина. Как известно, один из избранных апостолов даже предал Христа. Все это еще раз намекает на истинную человеческую сущность — мы всегда сомневаемся и требуем доказательств существования Бога. За свои муки и страдания они заслужили присутствовать на Страшном Суде, но не рядом с другими людьми, а рядом с Господом.

  • Петр. Первоверховный апостол, был распят вниз головой, чтобы взирать на Бога снизу вверх.
  • Андрей Первозванный. Брат апостола Петра, который был распят на кресте в форме буквы Х. Этот символ является знаменем русского флота.
  • Матфий. Выбран апостолом после предательства Иуды. Был избит камнями.
  • Симон Зилот. Проповедовал в Абхазии, за что был распят на кресте.
  • Фаддей. Брат Господа по плоти. Был казнен за веру в Христа в Армении.
  • Матфей. Был сожжен в Египте.
  • Иаков Алфеев. Брат Матфея. Также умер в Африке.
  • Фома, который не верил в Воскресение Христа. Проповедовал в Индии и Азии. Казнен в Индии.
  • Варфоломей. Проповедовал в Азии вместе с Филиппом. Казнен в Армении, умер в нечеловеческих муках.
  • Филипп. Нес веру и крест вместе с Варфоломеем. Казнен на кресте.
  • Иоанн Богослов. Мирно умер в Ефесе. Евангелист, проповедник.
  • Иаков Заведеев. Брат Иоанна, убит в Иерусалиме.

Как видно, только Богослов умер своей смертью. Все эти люди были великими мучениками, потому что приняли ужасные муки за свою веру в Бога. Так как они были самыми первыми, то удостоились быть рядом с Иисусом Христом и после смерти.

В честь 12 апостолов было построено много церквей, в том числе и в России. В 17 веке в честь самых преданных учеников была построена церковь в Кремле.

Традиции 13 июля

День 13 июля считается также и народным праздником, потому что в России он всегда объединял людей в попытках стать ближе к Богу. 13 числа принято посещать храмы и молиться за себя и свою семью. Если у вас не получается придти в церковь, прочтите молитву 12 апостолам дома:

О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые, и помозите нам, рабам Божиим (имена), вашим всемощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков.

На Собор 12 апостолов принято помогать не только близким или родственникам, но и людям в целом. Если кто-то попросит у вас помощи, то не отказывайте ему.

Также 13 июля люди просят друг у друга прощения и мирятся. Это великий день для всех христиан, так что обиды забываются.

Мы желаем вам удачи и крепкой веры в Бога. Конечно, этот день 12 апостолов не входит в число 12 главных праздников , но он не менее важен для всех верующих людей. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

За годы своей жизни Иисус приобрел много последователей, среди которых были не только простолюдины, но и представители царского двора. Одни желали исцеления, а другим было просто интересно. Число людей, которым он передавал свои знания, постоянно менялось, но однажды он сделал выбор.

12 апостолов Христа

Конкретное количество последователей Иисус выбрано не просто так, поскольку он хотел, чтобы народ Нового Завета, как и в Ветхом завете, имел 12 духовных начальников. Все ученики были израильтянами, причем она не были просвещенными или богатыми. Большинство апостолов ранее были обычными рыбаками. Священнослужители уверяют, что каждый верующий человек должен наизусть выучить имена 12 апостолов Иисуса Христа. Для лучшего запоминания рекомендуется «привязать» каждое имя к определенному фрагменту из Евангелия.

Апостол Петр

Брат Андрея Первозванного, благодаря которому и произошла встреча с Христом, с рождения получил имя Симон. Благодаря своей преданности и решительности он был особенно близок со Спасителем. Он первый исповедал Иисуса, за что его называли Камень (Петр).

  1. Апостолы Христа отличались своими характерами, так Петр был живым и вспыльчивым: он решил идти по воде, чтобы подойди к Иисусу, и отсек ухо рабу в Гефсиманском саду.
  2. Ночью, когда арестовали Христа, Петр проявил слабость и, испугавшись, трижды отрекся от него. Через какое-то время он признал, что совершил ошибку, покаялся, и Господь его простил.
  3. Согласно писанию апостол 25 лет был первым епископом Рима.
  4. После прихода Святого Духа Петр он был первым, кто делал все для распространения и утверждения церкви.
  5. Умер он в 67 году в Риме, где его распяли вниз головой. Считается, что на его могиле построен собор Святого Петра в Ватикане.

Апостол Петр

Апостол Иаков Алфеев

Об этом ученике Христа известно меньше всего. В источниках можно найти такое имя – Иаков Меньший, что придумано для отличия от другого апостола. Иаков Алфеев был мытарем и проповедовал в Иудее, а затем, он вместе с Андреем отправился в Эдессу. Есть несколько версий о его кончины и погребении, так одни считают, что его побили камнями иудеи в Мармарике, а другие – что он был распят по дороге в Египет. Его мощи расположены в Риме в храме 12 апостолов.


Апостол Иаков Алфеев

Апостол Андрей Первозванный

Младший брат Петра первым познакомился с Христом, а затем, уже привел к нему своего брата. Отсюда и возникло его прозвище Первозванный.

  1. Все двенадцать апостолов были близкие со Спасителем, но только троим, он открыл судьбы мира, среди них был и Андрей Первозванный.
  2. Обладал даром воскрешения умерших.
  3. После распятия Иисуса Андрей начал читать проповеди в Малой Азии.
  4. Через 50 дней после Воскресения Святой Дух сошел в виде огня и охватил апостолов. Это дало им дар исцеления и пророчества, и возможность разговаривать на всех языках.
  5. Умер в 62 году, после того как его распяли на косом кресте, привязав руки и ноги веревками.
  6. Мощи находятся в кафедральном храме в городе Амальфи в Италии.

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Матфей

Изначально Матфей работал сборщиком пошлин, и встреча с Иисусом произошла на работе. Есть картина Караваджо «Призвание Апостола Матфея», где представлена первая встреча со Спасителем. Он приходится братом апостолу Иакова Алфеева.

  1. Многим Матфей известен благодаря Евангелию, которое можно назвать биографией Христа. В основу легли точные изречения Спасителя, которые апостол постоянно записывал.
  2. Однажды Матфей сотворил чудо, воткнув в землю жезл, и из него выросло дерево с невиданными плодами, а внизу начал течь ручей. Апостол начал проповедовать всем очевидцам, которые приняли крещение в источнике.
  3. До сих пор нет точных сведений, где скончался Матфей.
  4. Мощи находятся в подземной гробнице в храме Сан-Маттео в городе Салерно Италии.

Апостол Матфей

Апостол Иоанн Богослов

Свое прозвище Иоанн получил благодаря тому, что он является автором одного из четырех канонических Евангелий и . Он приходится младшим братом апостолу Иакову. Считалось, что оба брата обладали жестким, горячим и вспыльчивым характером.

  1. Иоанн приходится внуком мужу Богородицы.
  2. Апостол Иоанн был возлюбленным учеником и так его называл сам Иисус.
  3. Во время Распятия Спаситель среди всех 12 апостолов выбрал Иоанна, чтобы тот позаботился о его Матери.
  4. По жребию он должен был проповедовать в Эфесе и других малоазийских городах.
  5. У него был ученик, который конспектировал все его проповеди, которые использовались в Откровении и Евангелие.
  6. В 100 году Иоанн велел своим семи ученикам выкопать яму в виде креста и закопать его там. Через несколько дней в надежде найти чудотворные останки яма была выкопана, но тела там не было. Ежегодно в могиле находили прах, который исцелял людей от всех болезней.
  7. Похоронен Иоанн Богослов в городе Ефесе, где есть храм, посвященный ему.

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Фома

Его настоящее имя – Иуда, но после встречи Христос дал ему имя «Фома», что в переводе означает «Близнец». Согласно приданию он был поход на Спасителя, но было это внешнее сходство или что-то другое не известно.

  1. К 12 апостолам Фома присоединился, когда ему было 29 лет.
  2. Огромной силой считался отличный аналитический ум, который сочетался с непреклонным мужеством.
  3. Среди 12 апостолов Иисуса Христа Фома был из тех, кто не присутствовал при Воскресении Христа. И он говорил, что пока не увидит все своими глазами, то не поверит, поэтому возникло прозвище – Неверующий.
  4. После жребия он отправился читать проповеди в Индию. Ему удалось даже несколько дней побывать в Китае, но он понял, что христианство там не приживется, поэтому уехал.
  5. Своими проповедями Фома обратил к Христу сына и жену индийского правителя, за что его пленили, пытали, а затем, проткнули пятью копьями.
  6. Части мощей апостола находятся в Индии, Венгрии, Италии и на Афоне.

Апостол Фома

Апостол Лука

До знакомства со Спасителем Лука был сподвижником святого Петра и известным врачом, который помогал людям спасаться от смерти. После того, как он узнал о Христе, то пришел на его проповедь и в итоге стал его учеником.

  1. Среди 12 апостолов Иисуса Лука выделялся своей образованностью, так он полностью изучил иудейский закон, знал философию Греции и два языка.
  2. После пришествия Святого Духа Лука начал проповедовать, и последним его пристанищем были Фивы. Там под его началом была построена церковь, где он исцелял людей от разных болезней. Язычники повесили его на оливковом дереве.
  3. Призвание 12 апостолов заключалось в распространении христианства по миру, но кроме этого Лука написал одно из четырех Евангелий.
  4. Апостол был первым святым, который писал иконы, и покровительствовал врачам и живописцам.

Апостол Лука

Апостол Филипп

В юношеском возрасте Филипп занимался изучением разной литературы, в том числе и Ветхого Завета. Он знал о пришествии Христа, поэтому ждал с ним встречи, как никто другой. В его сердце теплилась огромная любовь и Сын Божий, зная о его душевных порывах, позвал следовать за ним.

  1. Все апостолы Иисуса славили своего учителя, но Филипп видел в нем только высшие человеческие проявления. Чтобы избавить его от маловерия, Христос решил совершить чудо. Он смог накормить огромное количество людей пятью хлебинами и двумя рыбами. Увидев это чудо, Филипп признал свои ошибки.
  2. Апостол выделялся среди других учеников тем, что он не стыдился задавать Спасителю разные вопросы. После Тайной Вечери он попросил его показать Господа. Иисус уверил, что он един со своим Отцом.
  3. После Воскрешения Христа Филипп долго странствовал, совершая чудеса и даря исцеление людям.
  4. Умер апостол распятым вниз головой за то, что он спас жену правителя Иераполя. После этого началось землетрясение, в котором погибли язычники и правители за совершенное убийство.

Апостол Филипп

Апостол Варфоломей

Согласно практически единому мнению библеистов, описанный в Евангелии от Иоанна, Нафанаил является Варфоломеем. Он был признан четвертым среди 12 святых апостолов Христа, а привел его Филипп.

  1. При первой встрече с Иисусом Варфоломей не поверил, что перед ним Спаситель и тогда Иисус рассказал ему, что видел его молящим и слышал его обращения, что заставило будущего апостола изменить свое мнение.
  2. Апостол после окончания земной жизни Христа начал проповедовать Евангелие в Сирии и Малой Азии.
  3. Многие деяния 12 апостолов вызывали у большого количества правителей гнев, были убиты, касается это и Варфоломея. Его поймали по приказу армянского царя Астиага, а затем, распяли вниз головой, но он все равно продолжал читать проповедь. Тогда, чтобы он замолчал навек, с него сорвали кожу и отрубили голову

Апостол Варфоломей

Апостол Иаков Зеведеев

Старший брат Иоанна Богослова считается первым епископом Иерусалима. К сожалению, но нет информации, как Иаков впервые встретился с Иисусом, но есть версия, что их познакомил апостол Матвей. Вместе с братом они были близки к Учителю, что побудило их просить у Господа, чтобы они сели по обе руки с ним в Царствии Небесном. Он сказал им, что они потерпят бедствия и страдания за имя Христово.

  1. Апостолы Иисуса Христа находились на неких ступенях, и Иаков считался девятым из двенадцати.
  2. После окончания земной жизни Иисуса Иаков отправился проповедовать в Испанию.
  3. Единственный из 12 апостолов, чья смерть была подробно описана в Новом Завете, где говорится, что царь Ирод убил его мечом. Случилось этот примерно в 44 году.

Апостол Иаков Зеведеев

Апостол Симон

Первая встреча с Христом произошла в доме Симона, когда Спаситель на глазах людей превратил воду в вино. После этого будущий апостол уверовал во Христа и пошел за ним. Ему было дано наименование – зилота (ревнителя).

  1. После Воскрешения все святые апостолы Христа начали проповедовать, и Симон делал это в разных местах: Британии, Армении, Ливии, Египте и других.
  2. Грузинский царь Адеркий был язычником, поэтому он приказал поймать Симона, который подвергся длительным мучениям. Есть информация, что его распяли или распилили пилкой. Похоронили его возле пещеры, где он провел последние годы жизни.

Апостол Симон

Апостол Иуда Искариот

Существует две версии происхождения Иуды, так согласно первой считается, что он приходился младшим братом Симону, а второй – что он был единственным уроженцем Иудеи среди 12 апостолов, поэтому и не приходился родственником другим ученикам Христа.

  1. Иисус назначил Иуду казначеем общины, то есть он распоряжался пожертвованиями.
  2. Согласно существующим сведениям апостол Иуда считается самым ревностным учеником Христа.
  3. Иуда единственный, кто после Тайной вечери выдал Спасителя за 30 сребреников и с тех пор он являлся предателем. После того, как Иисус был распят, то он бросил деньги отказался от них. До сегодняшнего дня ведутся споры, касающиеся истинной сути его поступка.
  4. Есть две версии его кончины: сам удавился и получил кару, упав насмерть.
  5. В 1970 годы в Египте был найден папирус, где было описано, что Иуда был единственным учеником Христа.

Апостол Иуда Искариот

Загрузка...
Top